Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2009 N 07АП-1873/09 ПО ДЕЛУ N А67-5968/08

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. N 07АП-1873/09


Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - Солодилова А.В.,
судей: Залевской Е.А., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.,
при участии:
- от заявителя: Шилов С.В., дов. от 28.10.2008 г.;
- от заинтересованного лица: Кудряшева А.Ю., дов. от 18.03.2009 г.;
- от третьего лица: Матюканцев А.О., дов. от 27.03.2009 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Томска
на решение Арбитражного суда Томской области от 28.01.2009 года
по делу N А67-5968/08
по заявлению ООО "РМЗ"
к Департаменту строительства и архитектуры администрации г. Томска
о признании недействительным постановления,
третье лицо: Администрация г. Томска

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РМЗ" (далее - ООО "РМЗ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным письма Департамента строительства и архитектуры Администрации города Томска (далее - Департамент) от 07.08.2008 года N 6142 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 51а, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов ООО "РМЗ" путем подготовки в определенный судом срок проекта постановления Мэра г. Томска о предоставлении в собственность ООО "РМЗ" земельного участка по адресу: г. Томск пр. Ленина, 51а, с последующей подготовкой и направлением ООО "РМЗ" договора купли-продажи данного земельного участка.
Решением от 28.01.2009 года по делу N А67-5968/08 Арбитражный суд Томской области заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с указанным решением, Администрация г. Томска обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 28.01.2009 года по делу N А67-5968/08 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 г. решение Арбитражного суда Томской области отменено, по делу принятии новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "РМЗ".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2009 г. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменяя постановление апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал на невыяснение всех значимых для дела обстоятельств, на отсутствие оценки доказательств, имеющих противоречивое содержание.
Суд кассационной инстанции указал, что из имеющейся в материалах дела карты градостроительного зонирования не усматривается, что объект недвижимости и земельный участок, на котором он расположен, частично входит в границы улицы Карташова. Кроме того, согласно выкопировки к постановлению от 11.06.2002 г. N 1891з границы спорного земельного участка проходят по краю улицы Карташова.
Исходя из акта согласования границ также не следует, что спорный земельный участок входит в границы улицы Карташова.
Суд кассационной инстанции также указывает, что на основании постановлений от 04 и 06 февраля 2002 г. N 260-з и N 284-з обществу в установленном порядке разрешена корректировка проектной документации и утвержден акт выбора земельного участка площадью 350 кв. м, в то время как спор по данному делу идет о земельном участке 686 кв. м.
В судебном заседании представитель апеллянта жалобу поддержал.
Представитель Департамента поддержала доводы, изложенные в отзыве и направленные на поддержание апелляционной жалобы.
Представитель Общества жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнительных пояснениях.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела с учетом указаний арбитражного суда кассационной инстанции, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2009 года, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения арбитражного суда первой инстанции. При этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, на основании постановления мэра г. Томска от 13.06.2001 года N 1798-3 ООО "РМЗ" был предоставлен земельный участок для строительства торгового павильона по пр. Ленина, 51а.
Согласно свидетельству о государственной регистрации серия 70АА 108243, ООО "РМЗ" на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, пр-т Ленина, 51а (прежний адрес - ул. Карташова,1а).
Указанное свидетельство было выдано на основании Акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17.07.2004 года, Постановления Мэра г. Томска от 15.10.2004 года N 3498в.
21.04.2008 года общество обратилось в Департамент строительства и архитектуры Администрация города Томска с заявлением о предоставлении в собственность путем заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 686 кв. м, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности здание, по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 51а.
В ответ на указанное заявление Департамент (действовавший на основании Положения, утвержденного решением Думы г. Томска от 30.10.2007 года N 683) направил Заявителю письмо исх. N 6142 от 07.08.2008 года "О предоставлении земельного участка по адресу: г. Томск, пр.Ленина,51а", в котором указал, что в соответствии с заключением Заместителя начальника департамента строительства и архитектуры главного архитектора г. Томска земельный участок по пр. Ленина,51а частично расположен на территории общего пользования и в габаритах красных линий улицы Карташова. Согласно указанному заключению земельный участок возможно использовать только на праве аренды.
Посчитав, что данное письмо является отказом в предоставлении в собственность земельного участка и вынесено незаконно, Общество обратилось с вышеуказанным требованием в Арбитражный суд Томской области.
Решением от 28.01.2009 года по делу N А67-5968/08 Арбитражный суд Томской области заявленные требования удовлетворил, признал недействительным письмо Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска от 07.08.2008 года N 6142 об отказе ООО "РМЗ" в предоставлении в собственность земельного участка площадью 686.9 кв. м для эксплуатации нежилого здания по адресу: г. Томск, пр.Ленина,51а и обязал Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска устранить нарушение прав и законных интересов ООО "РМЗ" путем подготовки в месячный срок проекта постановления мэра г. Томска о предоставлении в собственность ООО "РМЗ" указанного земельного участка по адресу: г. Томск, пр.Ленина.51а, с последующей подготовкой проекта договора купли-продажи этого земельного участка и направлением проекта ООО "РМЗ".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что Департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска наделен полномочиями по подготовке проектов постановлений Мэра г. Томска о предоставлении в собственность земельных участков и проектов договоров их купли-продажи. При этом Департаментом не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о нахождении здания принадлежащего заявителю на территории общего пользования.
Вывод суда относительно наличия полномочий у Департамента по подготовке проектов постановлений Мэра г. Томска о предоставлении в собственность земельных участков и проектов договоров их купли-продажи, признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Однако при вынесении решения суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Ненормативный правовой акт по смыслу главы 24 АПК РФ представляет собой акт индивидуального характера, изданный в определенной форме уполномоченным органом или должностным лицом, содержащий властно-распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, одним из обязательных условий отнесения акта к ненормативно-правовым является издание его уполномоченным на то органом или должностным лицом, что придает акту характер властно-распорядительного предписания.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Департамент строительства и архитектуры Администрация города Томска с заявлением о предоставлении в собственность путем заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 686 кв. м, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности здание, по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 51а.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании Устава г. Томска Администрация г. Томска в соответствии с законодательством управляет и распоряжается земельными участками, прудами, обводненными карьерами, лесами, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки, взимает плату за аренду и выкуп земельных участков.
Согласно статьи 38 Устава города Томска структура (перечень органов) администрации города Томска утверждается Думой города Томска по представлению Мэра города Томска. В структуру администрации города Томска могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 2). Органы администрации города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации (пункт 4).
В соответствии с Положением о Департаменте строительства и архитектуры администрации г. Томска, утвержденном постановлением Мэра г. Томска от 28.09.2007 года N 604 (далее - Положение) Департамент строительства и архитектуры администрации города Томска (далее по тексту - департамент) является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере строительства и архитектуры на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.
В силу пункта 3.1.1 Положения Департамент разрабатывает проекты муниципальных и иных правовых актов в пределах предмета деятельности департамента.
При этом указанное Положение не предусматривает полномочий Департамента строительства и архитектуры администрации г. Томска по принятию решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, по заключению договоров о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
Как указано выше, полномочия по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования Уставом г. Томска предоставлено Администрации г. Томска, руководителем которой, в силу пункта 2 статьи 37 Устава является Мэр г. Томска.
Таким образом, Департамент не наделен полномочиями, принимать решения о предоставлении земельных участков в собственность, заключать договоры о предоставлении земельных участков.
Департамент имеет право подготавливать проект указанных документов, но только, как указано в части 6 статьи 36 ЗК РФ, после принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность.
При изложенных обстоятельствах, письмо Департамента (исх. N 6142) от 07.08.2008 года "О предоставлении земельного участка по адресу: г. Томск, пр. Ленина,51а" нельзя расценивать как отказ в предоставлении земельного участка, в силу отсутствия у Департамента полномочий на принятие подобных решений.
При этом основания для составления проекта договора купли-продажи отсутствуют, поскольку материалы дела не содержат решения о предоставлении земельного участка по адресу: г. Томск, пр.Ленина,51а, в собственность ООО "РМЗ", вынесенного уполномоченного на то органом.
Выводы суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлено в материалы дела доказательств, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования, противоречит материалам дела.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Как следует из выкопировки из плана г. Томска с показом земельного участка, предоставленного заявителю для строительства кафе "Белград" (л.д. 53, л.д. 74) и сопоставлении его с Картой градостроительного зонирования (л.д. 44) спорный земельный участок расположен частично в зоне общественно - жилого назначения частично заходит на ул. Карташова.
Из Плана границ земельного участка видно, что границы ул. Карташова с двух сторон обозначены газоном. Спорный земельный участок расположен в большей своей части на газоне и частично выходит за его пределы на ул. Карташова, тем самым происходит сужение улицы, которая в силу п. 12 ст. 1 ГК РФ является территорией общего пользования.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым указать, что исходя из акта согласования границ земельного участка (л.д. 55), а также карты границ земельного участка (л.д. 56) следует, что от точки н1 до точки н2, от точки н2 до точки 393 находятся земли общего пользования. Также из схемы границ земельного участка (л.д. 81) усматривается, что от точки н1 до точки н2, от точки н2 до точки 393 находятся земли общего пользования. Следовательно, представленные доказательства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования.
Апелляционная коллегия также указывает, что распоряжением Мэра от 24.02.2002 г N 260-з утвержден акт выбора земельного участка и предоставлен в аренду сроком на один год земельный участок площадью 350 кв. м, в отношении этого же земельного участка постановлением Мэра N 284-з разрешена и корректировка проектной документации данного земельного участка.
27.11.2007 решением Думы г. Томска N 687 были утверждены Правила землепользования и застройки и новый Генеральный план муниципального образования "Город Томск".
Согласно указанному нормативному акту, который является частью законодательства РФ, в частности, карте градостроительного зонирования г. Томска, большая часть спорного земельного участка расположена в границах территории общего пользования, т.е. предназначена для пользования неопределенным кругом лиц.
Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, не могут быть предоставлены в собственность физических и юридических лиц на основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Ссылку суда на то, что в постановлении о предоставлении земельного участка под строительство от 11.06.2002 N 1891 з не содержит указания, что данные земли являются территориями общего пользования, необоснованна, т.к. Правила землепользования и застройки МО "Город Томск" были утверждены Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007.
Данное Решение Думы обязательно к применению к спорным правоотношениям в качестве законодательного акта органа местного самоуправления, т.к. заявление о предоставлении интересующего земельного участка было подано после утверждения указанного Решения Думы.
В материалы дела представлены выкопировки из ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), листы с координатами территориальных зон, из которых наглядно следует, что около 2/3 спорного земельного участка находится вне территориальных зон, т.е. является территориями общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неопределенный круг лиц в соответствии с п. 1 ст. 3 Гл. 1 ПЗЗ. (л.д. 95, 96)
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Отсутствие доказательств расположения спорного земельного участка в границах красных линий, в данном случае не имеет правового значения, поскольку ул. Карташова, в силу положений закона, является территорией общего пользование, расположение на ней частично спорного земельного участка подтверждается материалами дела.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований ООО "РМЗ", является необоснованным, а решение от 28.01.2009 года незаконным в силу неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражный суд Томской области от 28.01.2009 года по делу N А67-5968/08 отменить. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований ООО "РМЗ" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий
А.В.СОЛОДИЛОВ

Судьи
Е.А.ЗАЛЕВСКАЯ
М.Х.МУЗЫКАНТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)