Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант": Орлов Д.Б. по доверенности б/н от 28.03.14;
- от администрации городского округа Балашиха Московской области: Шмонин А.В. по доверенности N <...> от 21.04.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года по делу N А41-39606/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант" к администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Стройсевер Гарант" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный срок градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную"; признании незаконным решения администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленного письмом N СП-2960-14 от 16.04.14, о вынесении на рассмотрение Градостроительного Совета Московской области проекта планировки территории квартала малоэтажной жилой застройки по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", находящегося на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Стройсевер Гарант"; обязании администрацию городского округа Балашиха Московской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", согласно заявлению исх. N 13/01-14 от 28.03.14 (л.д. 3 - 6).
Заявление подано на основании статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года заявленные требования были удовлетворены частично, было признано незаконным бездействие администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в неутверждении и невыдаче ЗАО "Стройсевер Гарант" в установленный срок градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную". Администрация городского округа Балашиха Московской области была обязана в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", согласно заявлению ЗАО "Стройсевер Гарант" исх. N 13/01-14 от 28.03.14. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано (л.д. 76 - 79).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация городского округа Балашиха Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права (л.д. 82 - 86).
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского округа Балашиха Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ЗАО "Стройсевер Гарант" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Стройсевер Гарант" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:15:040104:0014, общей площадью 50 000 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита" (л.д. 7).
02.04.14 ЗАО "Стройсевер Гарант" обратилось в администрацию городского округа Балашиха Московской области с просьбой подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14 (л.д. 8 - 10).
Письмом N СП-2960-14 от 16.04.14 администрация городского округа Балашиха Московской области просила Министра строительного комплекса Московской области вынести на рассмотрение Градостроительного Совета Московской области проект планировки территории квартала малоэтажной жилой застройки по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", находящегося на земельном участке ЗАО "Стройсевер Гарант" (л.д. 12).
24.04.14 администрация городского округа Балашиха Московской области направила в адрес ЗАО "Стройсевер Гарант" письмо N СП-3382-14, в котором сообщала о том, что градостроительный план земельного участка будет подготовлен после согласования и утверждения в установленном порядке проекта планировки территории (л.д. 11).
Посчитав, что администрация городского округа Балашиха допустила незаконное бездействие по вопросу утверждения и выдачи градостроительного плана земельного участка, ЗАО "Стройсевер Гарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции указал, что бездействие администрации незаконно.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.09 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В обоснование заявленных требований, ЗАО "Стройсевер Гарант" указывает на то, что администрация городского округа Балашиха Московской области неправомерно не рассмотрела обращение заявителя по вопросу подготовки и утверждения градостроительного плана принадлежащего обществу участка.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из нормы части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Статьей 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
В силу пункта 17 указанной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Стройсевер Гарант" 02.04.14 обратилось в администрацию городского округа Балашиха Московской области с просьбой подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, принадлежащего обществу на праве собственности.
Таким образом, администрация городского округа Балашиха Московской области в срок не позднее 05.05.14 должна была подготовить и утвердить градостроительный план спорного земельного участка.
Между тем, письмом N СП-3382-14 от 24.04.14 администрация городского округа Балашиха Московской области указала, что градостроительный план земельного участка будет подготовлен после согласования и утверждения в установленном порядке проекта планировки территории.
Пунктом 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Пункт 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность подготовки градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа, то есть вне проекта межевания территории.
Непосредственно порядок подготовки такого градостроительного плана как отдельного документа регламентирован пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с пунктом 5.3.5 Методических рекомендаций по подготовке, оформлению, утверждению и регистрации градостроительных планов земельных участков на территории Московской области, утвержденных распоряжением Главархитектуры Московской области N 68 от 03.12.09, органы архитектуры и градостроительства, уполномоченные на обеспечение подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков, осуществляют проверку на соответствие подготовленных градостроительных планов земельных участков документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, требованиям технических регламентов, ограничениям, определяемым наличием зон с особыми условиями использования территорий, и представляют их на утверждение.
Согласно пунктам 5.2 и 5.3.6 Методических рекомендаций подготовку, утверждение и выдачу градостроительных планов земельных участков обеспечивают органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований, уполномоченные органами местного самоуправления на обеспечение подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков. Утверждение градостроительных планов земельных участков осуществляется нормативными правовыми актами (постановление) органов местного самоуправления (Приложение N 2).
Таким образом, утверждению градостроительного плана предшествует процедура его подготовки уполномоченным органом местного самоуправления, после прохождения которой градостроительный план выдается заинтересованному лицу.
Сама по себе подготовка градостроительного плана земельного участка, его утверждение и выдача с теми характеристиками и сведениями, которыми обладает земельный участок, не означает автоматической выдачи в соответствии с таким планом разрешения на строительство или реконструкцию объекта без последующего внесения в градостроительный план в отношении земельного участка сведений, достаточных для такого строительства или реконструкции.
При таких обстоятельствах у администрации городского округа Балашиха Московской области не имелось оснований для нерассмотрения вопроса о выдаче ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительного плана земельного участка.
Следует отметить, что Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.
Указанный вывод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 20 мая 2014 года по делу N А41-45508/13.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него полномочий по утверждению градостроительного плана спорного земельного участка в связи с вхождением его в состав особо охраняемой природной территории - национального парка "Лосиный остров", подлежит отклонению.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 29.01.13 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040104:14 полностью входит в зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" (л.д. 37).
Между тем, решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2009 года по делу N А41-15150/09 было признано недействующим решение Совета депутатов Балашихинского района Московской области N 8/39 от 20.12.05 "О принятии постановления "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха" и постановление Главы Балашихинского района Московской области N 53/39 от 30.12.05 "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха". Был признан недействующим Генеральный план городского округа Балашиха, утвержденный решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области N 8/39 от 20.12.05 и постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 53/39 от 30.12.05 в части отображения границ земель особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка "Лосиный остров", информации о состоянии данной территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, предложений по ее территориальному планированию.
Таким образом, поскольку в настоящее время границы национального парка "Лосиный остров" не установлены, к компетенции органов государственной власти относится лишь выдача разрешения на строительство, а в настоящем случае заявитель просит об утверждении градостроительного плана, бездействие администрации городского округа Балашиха Московской области нельзя признать законным.
Также подлежит отклонению довод заявителя жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства экологии и природопользования Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров", поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, права и обязанности данных лиц настоящим спором не затрагиваются.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года по делу N А41-39606/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-39606/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А41-39606/14
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант": Орлов Д.Б. по доверенности б/н от 28.03.14;
- от администрации городского округа Балашиха Московской области: Шмонин А.В. по доверенности N <...> от 21.04.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года по делу N А41-39606/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант" к администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Стройсевер Гарант" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный срок градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную"; признании незаконным решения администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленного письмом N СП-2960-14 от 16.04.14, о вынесении на рассмотрение Градостроительного Совета Московской области проекта планировки территории квартала малоэтажной жилой застройки по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", находящегося на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Стройсевер Гарант"; обязании администрацию городского округа Балашиха Московской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", согласно заявлению исх. N 13/01-14 от 28.03.14 (л.д. 3 - 6).
Заявление подано на основании статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года заявленные требования были удовлетворены частично, было признано незаконным бездействие администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в неутверждении и невыдаче ЗАО "Стройсевер Гарант" в установленный срок градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную". Администрация городского округа Балашиха Московской области была обязана в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", согласно заявлению ЗАО "Стройсевер Гарант" исх. N 13/01-14 от 28.03.14. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано (л.д. 76 - 79).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация городского округа Балашиха Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неправильное применение норм материального права (л.д. 82 - 86).
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского округа Балашиха Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ЗАО "Стройсевер Гарант" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Стройсевер Гарант" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:15:040104:0014, общей площадью 50 000 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита" (л.д. 7).
02.04.14 ЗАО "Стройсевер Гарант" обратилось в администрацию городского округа Балашиха Московской области с просьбой подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14 (л.д. 8 - 10).
Письмом N СП-2960-14 от 16.04.14 администрация городского округа Балашиха Московской области просила Министра строительного комплекса Московской области вынести на рассмотрение Градостроительного Совета Московской области проект планировки территории квартала малоэтажной жилой застройки по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", находящегося на земельном участке ЗАО "Стройсевер Гарант" (л.д. 12).
24.04.14 администрация городского округа Балашиха Московской области направила в адрес ЗАО "Стройсевер Гарант" письмо N СП-3382-14, в котором сообщала о том, что градостроительный план земельного участка будет подготовлен после согласования и утверждения в установленном порядке проекта планировки территории (л.д. 11).
Посчитав, что администрация городского округа Балашиха допустила незаконное бездействие по вопросу утверждения и выдачи градостроительного плана земельного участка, ЗАО "Стройсевер Гарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции указал, что бездействие администрации незаконно.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.09 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В обоснование заявленных требований, ЗАО "Стройсевер Гарант" указывает на то, что администрация городского округа Балашиха Московской области неправомерно не рассмотрела обращение заявителя по вопросу подготовки и утверждения градостроительного плана принадлежащего обществу участка.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из нормы части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Статьей 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
В силу пункта 17 указанной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Стройсевер Гарант" 02.04.14 обратилось в администрацию городского округа Балашиха Московской области с просьбой подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, принадлежащего обществу на праве собственности.
Таким образом, администрация городского округа Балашиха Московской области в срок не позднее 05.05.14 должна была подготовить и утвердить градостроительный план спорного земельного участка.
Между тем, письмом N СП-3382-14 от 24.04.14 администрация городского округа Балашиха Московской области указала, что градостроительный план земельного участка будет подготовлен после согласования и утверждения в установленном порядке проекта планировки территории.
Пунктом 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Пункт 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность подготовки градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа, то есть вне проекта межевания территории.
Непосредственно порядок подготовки такого градостроительного плана как отдельного документа регламентирован пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с пунктом 5.3.5 Методических рекомендаций по подготовке, оформлению, утверждению и регистрации градостроительных планов земельных участков на территории Московской области, утвержденных распоряжением Главархитектуры Московской области N 68 от 03.12.09, органы архитектуры и градостроительства, уполномоченные на обеспечение подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков, осуществляют проверку на соответствие подготовленных градостроительных планов земельных участков документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, требованиям технических регламентов, ограничениям, определяемым наличием зон с особыми условиями использования территорий, и представляют их на утверждение.
Согласно пунктам 5.2 и 5.3.6 Методических рекомендаций подготовку, утверждение и выдачу градостроительных планов земельных участков обеспечивают органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований, уполномоченные органами местного самоуправления на обеспечение подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков. Утверждение градостроительных планов земельных участков осуществляется нормативными правовыми актами (постановление) органов местного самоуправления (Приложение N 2).
Таким образом, утверждению градостроительного плана предшествует процедура его подготовки уполномоченным органом местного самоуправления, после прохождения которой градостроительный план выдается заинтересованному лицу.
Сама по себе подготовка градостроительного плана земельного участка, его утверждение и выдача с теми характеристиками и сведениями, которыми обладает земельный участок, не означает автоматической выдачи в соответствии с таким планом разрешения на строительство или реконструкцию объекта без последующего внесения в градостроительный план в отношении земельного участка сведений, достаточных для такого строительства или реконструкции.
При таких обстоятельствах у администрации городского округа Балашиха Московской области не имелось оснований для нерассмотрения вопроса о выдаче ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительного плана земельного участка.
Следует отметить, что Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.
Указанный вывод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 20 мая 2014 года по делу N А41-45508/13.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него полномочий по утверждению градостроительного плана спорного земельного участка в связи с вхождением его в состав особо охраняемой природной территории - национального парка "Лосиный остров", подлежит отклонению.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 29.01.13 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040104:14 полностью входит в зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" (л.д. 37).
Между тем, решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2009 года по делу N А41-15150/09 было признано недействующим решение Совета депутатов Балашихинского района Московской области N 8/39 от 20.12.05 "О принятии постановления "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха" и постановление Главы Балашихинского района Московской области N 53/39 от 30.12.05 "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха". Был признан недействующим Генеральный план городского округа Балашиха, утвержденный решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области N 8/39 от 20.12.05 и постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 53/39 от 30.12.05 в части отображения границ земель особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка "Лосиный остров", информации о состоянии данной территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, предложений по ее территориальному планированию.
Таким образом, поскольку в настоящее время границы национального парка "Лосиный остров" не установлены, к компетенции органов государственной власти относится лишь выдача разрешения на строительство, а в настоящем случае заявитель просит об утверждении градостроительного плана, бездействие администрации городского округа Балашиха Московской области нельзя признать законным.
Также подлежит отклонению довод заявителя жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства экологии и природопользования Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров", поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, права и обязанности данных лиц настоящим спором не затрагиваются.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года по делу N А41-39606/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)