Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Крапчетова Г.А., доверенность от 02.06.2015 г. N Д05-01/1953,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года по делу N А55-4875/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Администрации городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным заключения и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо) от 21.11.2014 N СП-6/3216-0-1 "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории" и обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 10 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 для целей, не связанных со строительством, под установку временного торгового павильона "Фрукты-овощи" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией по заявлению Индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ИП Фейзиев М.М.О. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, признать незаконным заключение от 22.11.2014 г. N СП-6/-3216-0-1 о невозможности утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязать Департамент архитектуры и строительства г.о. Самары по вступлении решения суда в законную силу, утвердить схему расположения земельного участка, площадью 10 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 для целей, не связанных со строительством, под установку временного торгового павильона "Фрукты-овощи" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией по заявлению ИП Фейзиева Миргасана Мирали Оглы.
В апелляционной жалобе указывает, что заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара противоречит вступившему в законную силу судебному акту, обязательному для исполнения всеми органами и должностными лицами на территории РФ - Постановлению апелляционной инстанции Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 года по делу N А55-28б/2014, а также Федеральному закону от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с ч. 4 ст. 10 которого предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов для обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Податель жалобы считает, что вторичный отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 21.11.2014 года N СП-6-3216-0-1 нарушает его права и законные интересы, т. к. препятствует в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара выступил против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В рамках дела N А55-286/2014 индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащегося в сообщении N 12-1/31336/13 от 03.12.2013 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2014 по делу N А55-286/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по делу N А55-286/2014, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2014 N Ф06-17047/2013 по делу N А55-286/2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2014 года отменено.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю Фейзиеву Миргасану Мирали Оглы в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащийся в сообщении N 12-1/3136/13 от 03.12.2013 и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
С целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы Министерство письмом от 13.10.2014 N 12-1/3136/13 обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с просьбой утвердить схему расположения земельного участка и направить ее в адрес Министерства (л.д. 72).
21.11.2014 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес Министерства направлено заключение N СП-6/3216-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 80-82).
Не согласившись с указанным заключением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01 марта 2015 года).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.3 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Министерство проводит проверку документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.
Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия Министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления принимается министерством в течение 14 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении.
Согласно п. 2.4, 2.5 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка Министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.11 Порядка после получения схемы расположения земельного участка министерство в 14-дневный срок организует выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ. В 14-дневный срок с момента получения результатов кадастровых работ министерство обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Оспариваемое заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара мотивировано тем, что использование земельного участка под временный торговый павильон не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-4 - Зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей и относится к сопутствующим видам разрешенного использования, который не подлежит использованию при отсутствии использования земли по основному использованию.
Суд правильно признал обоснованной ссылку заинтересованного лица на положения ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, согласно которой земли, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37).
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основным видом разрешенного использования заявителем не представлено.
Исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого индивидуальным предпринимателем земельного участка (под временный торговый павильон) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара правомерно направлено в адрес министерства заключение N СП-6/3216-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Указанный подход подтверждается судебной практикой - Постановлением ФАС Поволжского округа от 19.06.2014 по делу N А55-14005/2013.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое заявителем заключение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на судебные акты по делу N А55-286/2014 не является основанием для отмены решения суда, поскольку в настоящем деле оспаривается заключение Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, в связи с тем, что использование участка под временный павильон не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-4, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, а в деле N А55-286/2014 оспаривался отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении этого земельного участка по другому, отличному от указанного в настоящем деле основанию - отсутствие указанного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года по делу N А55-4875/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2015 N 11АП-11573/2015 ПО ДЕЛУ N А55-4875/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. по делу N А55-4875/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Крапчетова Г.А., доверенность от 02.06.2015 г. N Д05-01/1953,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года по делу N А55-4875/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Администрации городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным заключения и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо) от 21.11.2014 N СП-6/3216-0-1 "О невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории" и обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 10 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 для целей, не связанных со строительством, под установку временного торгового павильона "Фрукты-овощи" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией по заявлению Индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ИП Фейзиев М.М.О. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, признать незаконным заключение от 22.11.2014 г. N СП-6/-3216-0-1 о невозможности утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязать Департамент архитектуры и строительства г.о. Самары по вступлении решения суда в законную силу, утвердить схему расположения земельного участка, площадью 10 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 для целей, не связанных со строительством, под установку временного торгового павильона "Фрукты-овощи" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией по заявлению ИП Фейзиева Миргасана Мирали Оглы.
В апелляционной жалобе указывает, что заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара противоречит вступившему в законную силу судебному акту, обязательному для исполнения всеми органами и должностными лицами на территории РФ - Постановлению апелляционной инстанции Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 года по делу N А55-28б/2014, а также Федеральному закону от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с ч. 4 ст. 10 которого предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов для обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Податель жалобы считает, что вторичный отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 21.11.2014 года N СП-6-3216-0-1 нарушает его права и законные интересы, т. к. препятствует в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара выступил против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В рамках дела N А55-286/2014 индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащегося в сообщении N 12-1/31336/13 от 03.12.2013 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2014 по делу N А55-286/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по делу N А55-286/2014, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2014 N Ф06-17047/2013 по делу N А55-286/2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2014 года отменено.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю Фейзиеву Миргасану Мирали Оглы в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащийся в сообщении N 12-1/3136/13 от 03.12.2013 и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
С целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы Министерство письмом от 13.10.2014 N 12-1/3136/13 обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с просьбой утвердить схему расположения земельного участка и направить ее в адрес Министерства (л.д. 72).
21.11.2014 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в адрес Министерства направлено заключение N СП-6/3216-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 80-82).
Не согласившись с указанным заключением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01 марта 2015 года).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.3 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Министерство проводит проверку документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.
Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия Министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления принимается министерством в течение 14 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении.
Согласно п. 2.4, 2.5 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка Министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.11 Порядка после получения схемы расположения земельного участка министерство в 14-дневный срок организует выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ. В 14-дневный срок с момента получения результатов кадастровых работ министерство обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Оспариваемое заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара мотивировано тем, что использование земельного участка под временный торговый павильон не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-4 - Зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей и относится к сопутствующим видам разрешенного использования, который не подлежит использованию при отсутствии использования земли по основному использованию.
Суд правильно признал обоснованной ссылку заинтересованного лица на положения ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, согласно которой земли, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37).
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основным видом разрешенного использования заявителем не представлено.
Исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого индивидуальным предпринимателем земельного участка (под временный торговый павильон) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара правомерно направлено в адрес министерства заключение N СП-6/3216-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Указанный подход подтверждается судебной практикой - Постановлением ФАС Поволжского округа от 19.06.2014 по делу N А55-14005/2013.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое заявителем заключение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на судебные акты по делу N А55-286/2014 не является основанием для отмены решения суда, поскольку в настоящем деле оспаривается заключение Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, в связи с тем, что использование участка под временный павильон не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-4, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, а в деле N А55-286/2014 оспаривался отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении этого земельного участка по другому, отличному от указанного в настоящем деле основанию - отсутствие указанного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2015 года по делу N А55-4875/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)