Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 N 18АП-8330/2014, 18АП-8331/2014 ПО ДЕЛУ N А47-10956/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. N 18АП-8330/2014, 18АП-8331/2014

Дело N А47-10956/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Оренбурга и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.05.2014 по делу N А47-10956/2013 (судья Бочарова О.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Мир кровли" (далее - ООО "Мир кровли", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, площадью 21 586 кв. м местоположение: г. Оренбург, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0000000 в размере 18 623 800 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - т. 2 л.д. 12).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, третье лицо), администрация города Оренбурга (далее - администрация, третье лицо), Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.05.2014 (резолютивная часть объявлена 21.05.2014) исковые требования удовлетворены. Суд

установил:

кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, площадью 21 586 кв. м местоположение: г. Оренбург, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0000000, равной его рыночной стоимости в размере 18 623 800 руб. (т. 2 л.д. 139-142).
С вынесенным решением не согласились администрация и Министерство, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе администрация (далее - податель жалобы, апеллянт) просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель сослался на то, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), применяется нормативная цена земли, что установлено пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Нормативная цена земли на 2013 год была утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 05.04.2013 N 256-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2013 год", на 2014 год - постановлением Правительства Оренбургской области от 13.03.2014 N 144-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2014 год". Между Министерством и ООО " Мир кровли" заключен договор аренды спорного земельного участка, расчет арендной платы в котором произведен, исходя из нормативной цены земли. Таким образом, по мнению апеллянта, довод общества, принятый судом, что отсутствие установленной кадастровой стоимости препятствует установлению налогооблагаемой базы, является безосновательным.
Податель жалобы также указал, что правомерность применения нормативной цены земли для целей налогообложения и для определения размера арендной платы, в случае, когда кадастровая стоимость не определена, подтверждается положением п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Министерство (далее - податель жалобы, апеллянт) в апелляционной жалобе также просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
По существу доводы апелляционной жалобы Министерства повторяют доводы апелляционной жалобы администрации. Министерство в апелляционной жалобе указало, что согласно письму Управления Росреестра по Оренбургской области от 14.08.2013 N 02-11-05/3625 нормативная цена земли на 2013 год составляет 27 911 345, 58 руб.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для строительства производственных зданий, складов (группа 9 приложения 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"), общей площадью 21 586 кв. м, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0000000, на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге N 06-03-09/163 от 30.08.2013 (т. 1 л.д. 16-20).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 11.07.2013 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064 отсутствует (т. 1 л.д. 21-22).
Истцом представлен в материалы дела отчет N 62-13/1 от 20.02.2014 об оценке земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Дом оценки "Фин-Эксперт" (далее - ООО "Дом оценки "Фин-Эксперт"), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064 по состоянию на 11.07.2013 составила 18 623 800 руб. (т. 1 л.д. 23-52).
Необходимость установления кадастровой стоимости земельного участка послужила основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
По ходатайству истца по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Компания "Независимая Экспертная Оценка" Логунову А.В., предупрежденному об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В рамках данной экспертизы суд поставил на разрешение эксперта следующие вопросы:
а) соответствует ли отчет N 62-13/1 от 20.02.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, площадью 21 586 кв. м местоположение: г. Оренбург, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0000000, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности?
б) является ли действительной рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, площадью 21 586 кв. м местоположение: г. Оренбург, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0000000, установленная в отчете N 62-13/1 от 20.02.2014, составленным ООО "Дом оценки "Фин-Эксперт", по состоянию на 11.07.2013 в размере 18 623 800 руб.?
Согласно заключению эксперта N 1000/62-13/1-14 от 09.05.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, площадью 21 586 кв. м, определенная в отчете N 62-13/1 от 20.02.2014 в размере 18 623 800 руб. по состоянию на 11.07.2013, является обоснованной. Отчет об оценке N 62-13/1 от 20.02.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 2 л.д. 69-88).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что права общества, нарушенные отсутствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, могут быть защищены лишь посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, в силу статей 389 - 394 Налогового кодекса Российской Федерации является составляющей формулы расчета земельного налога за конкретный земельный участок на период налогообложения и как следствие, установление кадастровой стоимости участка влечет установление суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком.
Согласно статье 24.21 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ кадастровая стоимость земельного участка, как участка образованного в период между датами проведения государственной кадастровой оценке земель должна быть рассчитана органом кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет N 62-13/1 от 20.02.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30064, подготовленный ООО "Дом оценки "Фин-Эксперт" по состоянию на 11.07.2013. Соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности подтверждено судебной экспертизой, по результатам которой составлено экспертное заключение обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Независимая Экспертная Оценка" от 09.05.2014.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
Избранный истцом способ защиты нарушенного права - установление в исковом производстве кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - полностью соответствует рекомендациям, содержащимся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Ссылки подателей жалоб на постановления Правительства Оренбургской области от 05.04.2013 N 256-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2013 год", от 13.03.2014 N 144-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2014 год" подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в основу расчета нормативной цены земли за единицу площади положены удельные показатели кадастровой стоимости за земли.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателей по правилам статьи 110 АПК РФ. Ее взыскание с подателей жалоб в доход федерального бюджета не производится, поскольку они освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.05.2014 по делу N А47-10956/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Оренбурга и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА

Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)