Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.07.2015 N 33-1607/2015

Обстоятельства: Определением возвращено исковое заявление по делу о понуждении включить земельный участок в состав населенного пункта в связи с тем, что истцом не был представлен документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2015 г. N 33-1607


Судья: Панкин Д.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего: Насоновой В.Н.,
судей: Красавцевой В.И., Левковой Г.И.,
при секретаре: А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Т. на определение судьи Спасского районного суда Рязанской области от 11 июня 2015 года, которым определено:
Исковое заявление Т. к администрации МО - Панинское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области о понуждении включить земельный участок в состав населенного пункта возвратить истице.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И., судебная коллегия

установила:

Т. обратилась в суд к администрации МО-Панинское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области с иском о понуждении включить земельный участок в состав населенного пункта, указав в обоснование своих требований, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь <...> кв. м, адрес объекта: участок находится примерно в 1420 м по направлению на северо-восток от ориентира: <...>. Указанный земельный участок находится рядом с автомобильной трассой <...>. Поскольку земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, она не имеет возможности пользоваться им по ее усмотрению: она желает построить на нем жилой дом и заниматься подсобным хозяйством. Для реализации возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, путем перевода из одной категории в другую необходимо отнести его к землям населенного пункта - д. Агломазово. С учетом изложенного просила обязать ответчика включить указанный выше земельный участок в состав населенного пункта д. Агломазово, Спасского района. Рязанской области.
Определением судьи от 11 июня 2015 года исковое заявление было возвращено Т.
В частной жалобе Т. просит определение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность.
Судебная коллегия полагает, что определение судьи отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
Возвращая Т. исковое заявление, судья исходил из того, что истицей не представлен документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. При этом суд указал, что в соответствии с действующим законодательством, суд не вправе решать вопрос о включении земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, в земли населенного пункта, поскольку эти вопросы, отнесены к компетенции других государственных органов.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда является правильным, поскольку сделан он в соответствии с действующим законодательством.
Так, в силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Статьей 8 вышеуказанного Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что включение земельных участков в границы населенного пункта является переводом земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемым Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение Правил землепользования и застройки городских округов (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 24, ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанными положениями и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право на осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей населенных пунктов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 1, 2 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что подготовка проекта генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения и предполагают установленную законом обязательную процедуру.
С учетом действующего законодательства (Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ) не предусмотрено право суда решать вопросы о корректировке (внесение изменений) генерального плана, в части включения земельного участка истицы в границы населенного пункта д. Агломазово, Спасского района, Рязанской области. В соответствии с ч. 22 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в суд может быть обжалован отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку истицей не соблюден установленный законом досудебный порядок урегулирования спора, судья обоснованно, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, возвратил Т. исковое заявление.
Принимая во внимание вышеизложенное, определение судьи является законным, а частная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Определение судьи Спасского районного суда Рязанской области от 11 июня 2015 года оставить без изменения, а частную жалобу Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)