Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Марс-Прогресс" Зиновьева И.В. (доверенность от 22.01.2014), Маркварта В.Л. (доверенность от 28.08.2013), от правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2013 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-4647/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Марс-Прогресс", место нахождения: 188006, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Шоссейная ул., д. 31, ОГРН 1034700565536 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, строение 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Ленинградской области:
- - установить с 01.01.2007 кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4000 кв. м с кадастровым номером 47:07:0709002:1, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации здания автозаправочной станции", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Шоссейная ул., участок N 31, в размере его рыночной стоимости, равной 3 905 000 руб.;
- - обязать Кадастровую палату в лице филиала по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Ленинградской области в лице Комитета правового обеспечения и контроля Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67 (далее - Правительство).
Решением от 14.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 14.11.2013 и постановление от 30.01.2014 и отказать в иске.
Податель жалобы указывает на следующее: заключение судебной экспертизы N 4647/2013-СЭ по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 29.12.2007 - дату утверждения Правительством результатов кадастровой оценки земель, не может быть использовано в качестве доказательства по делу, поскольку рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на 01.01.2007 - дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Управление Росреестра в отзыве на жалобу указало, что не имеет возражений по существу требований Общества ввиду отсутствия каких-либо правовых отношений с Обществом и Правительством, а также попросило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка общей площадью 4000 кв. м с кадастровым номером 47:07:0709002:1, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации здания автозаправочной станции", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Шоссейная ул., участок N 31.
Право собственности Общества на этот участок зарегистрировано в установленном порядке 21.06.2006.
Постановлением Правительства от 29.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 356) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 20 237 240 руб.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2007.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 356, была определена по состоянию на 01.01.2007.
В соответствии с отчетом от 17.07.2012 N 6714 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным оценщиками Румянцевым Анатолием Юрьевичем и Довлад Ириной Вячеславовной, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:0709002:1 по состоянию на 01.01.2007 составляет 3 475 000 руб.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по ходатайству Общества была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 29.12.2007 - дату утверждения результатов кадастровой оценки земель. Проведение экспертизы поручено оценщику общества с ограниченной ответственностью "многопрофильный юридический центр "Специалист" Ганеевой Ольге Леонидовне.
Согласно заключению эксперта N 4647/2013-СЭ рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29.12.2007 составляет 3 905 000 руб.
С учетом заключения эксперта Общество уточнило требование и попросило установить кадастровую стоимость в размере рыночной в соответствии с указанным заключением.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
Общество, не оспаривая кадастровую оценку принадлежащего ему земельного участка, попросило суд внести сведения о рыночной стоимости участка, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2007, в качестве его кадастровой стоимости с даты вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно заключению экспертизы N 4647/2013-СЭ, проведенной на основании определения суда, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29.12.2007 составляет 3 905 000 руб.
Оценив полученное заключение эксперта по правилам статей 71 и 86 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением экспертизы N 4647/2013-СЭ.
Подлежит отклонению как направленный на переоценку исследованного судами обеих инстанций доказательства довод жалобы о том, что названное заключение эксперта не является надлежащим доказательством по делу, поскольку в нем определена рыночная стоимость спорного участка на дату утверждения результатов кадастровой оценки земель, а не на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, что не соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Ни Правительство, ни Кадастровая палата, ни Управление Росреестра не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного участка является иной и определена экспертом Ганеевой О.Л. с нарушением законодательства об оценочной деятельности. Названные лица не заявляли ни возражений относительно поставленного перед экспертом вопроса об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 29.12.2007, ни ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы, не обжаловали определение арбитражного суда первой инстанции о проведении судебной экспертизы и приостановлении производства по делу.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Правительство не представило в дело доказательств того, что определенная по состоянию на 29.12.2007 (дата утверждения результатов оценки) рыночная стоимость спорного земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 (дата государственной кадастровой оценки). Более того, в материалах дела имеется представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного участка, согласно которому рыночная стоимость участка по состоянию на 01.01.2007 на 430 000 руб. меньше стоимости, которая установлена судами в соответствии с уточненными исковыми требованиями Общества.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А56-4647/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-4647/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу N А56-4647/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Марс-Прогресс" Зиновьева И.В. (доверенность от 22.01.2014), Маркварта В.Л. (доверенность от 28.08.2013), от правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2013 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-4647/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Марс-Прогресс", место нахождения: 188006, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Шоссейная ул., д. 31, ОГРН 1034700565536 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, строение 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Ленинградской области:
- - установить с 01.01.2007 кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4000 кв. м с кадастровым номером 47:07:0709002:1, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации здания автозаправочной станции", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Шоссейная ул., участок N 31, в размере его рыночной стоимости, равной 3 905 000 руб.;
- - обязать Кадастровую палату в лице филиала по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Ленинградской области в лице Комитета правового обеспечения и контроля Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67 (далее - Правительство).
Решением от 14.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 14.11.2013 и постановление от 30.01.2014 и отказать в иске.
Податель жалобы указывает на следующее: заключение судебной экспертизы N 4647/2013-СЭ по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 29.12.2007 - дату утверждения Правительством результатов кадастровой оценки земель, не может быть использовано в качестве доказательства по делу, поскольку рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на 01.01.2007 - дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Управление Росреестра в отзыве на жалобу указало, что не имеет возражений по существу требований Общества ввиду отсутствия каких-либо правовых отношений с Обществом и Правительством, а также попросило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка общей площадью 4000 кв. м с кадастровым номером 47:07:0709002:1, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации здания автозаправочной станции", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Шоссейная ул., участок N 31.
Право собственности Общества на этот участок зарегистрировано в установленном порядке 21.06.2006.
Постановлением Правительства от 29.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 356) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 20 237 240 руб.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2007.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 356, была определена по состоянию на 01.01.2007.
В соответствии с отчетом от 17.07.2012 N 6714 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным оценщиками Румянцевым Анатолием Юрьевичем и Довлад Ириной Вячеславовной, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:0709002:1 по состоянию на 01.01.2007 составляет 3 475 000 руб.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по ходатайству Общества была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 29.12.2007 - дату утверждения результатов кадастровой оценки земель. Проведение экспертизы поручено оценщику общества с ограниченной ответственностью "многопрофильный юридический центр "Специалист" Ганеевой Ольге Леонидовне.
Согласно заключению эксперта N 4647/2013-СЭ рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29.12.2007 составляет 3 905 000 руб.
С учетом заключения эксперта Общество уточнило требование и попросило установить кадастровую стоимость в размере рыночной в соответствии с указанным заключением.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
Общество, не оспаривая кадастровую оценку принадлежащего ему земельного участка, попросило суд внести сведения о рыночной стоимости участка, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2007, в качестве его кадастровой стоимости с даты вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно заключению экспертизы N 4647/2013-СЭ, проведенной на основании определения суда, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29.12.2007 составляет 3 905 000 руб.
Оценив полученное заключение эксперта по правилам статей 71 и 86 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением экспертизы N 4647/2013-СЭ.
Подлежит отклонению как направленный на переоценку исследованного судами обеих инстанций доказательства довод жалобы о том, что названное заключение эксперта не является надлежащим доказательством по делу, поскольку в нем определена рыночная стоимость спорного участка на дату утверждения результатов кадастровой оценки земель, а не на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, что не соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Ни Правительство, ни Кадастровая палата, ни Управление Росреестра не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного участка является иной и определена экспертом Ганеевой О.Л. с нарушением законодательства об оценочной деятельности. Названные лица не заявляли ни возражений относительно поставленного перед экспертом вопроса об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 29.12.2007, ни ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы, не обжаловали определение арбитражного суда первой инстанции о проведении судебной экспертизы и приостановлении производства по делу.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Правительство не представило в дело доказательств того, что определенная по состоянию на 29.12.2007 (дата утверждения результатов оценки) рыночная стоимость спорного земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 (дата государственной кадастровой оценки). Более того, в материалах дела имеется представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного участка, согласно которому рыночная стоимость участка по состоянию на 01.01.2007 на 430 000 руб. меньше стоимости, которая установлена судами в соответствии с уточненными исковыми требованиями Общества.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А56-4647/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)