Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2014 N 20АП-2927/2014 ПО ДЕЛУ N А54-5520/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А54-5520/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания" (г. Рязань, ОГРН 1066229062448, ИНН 6229054695) - Ивченко Р.А. (доверенность от 27.02.2012 N 11), Ковалева В.А. (доверенность от 24.02.2012 N 10), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365, ИНН 6231025557) - Драницыной Л.А. (доверенность от 09.01.2014 N 2.2.1-20/7), Письменской Т.А. (доверенность от 09.01.2014 N 2.2.1-20/9), в отсутствие представителей третьих лиц - Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (г. Рязань), администрации города Рязани (г. Рязань), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.03.2014 по делу N А54-5520/2013 (судья Савина Н.Ф.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания" (далее по тексту - налогоплательщик, заявитель, общество, ООО "РГМЭК") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, ответчик) от 29.07.2013 N 2.10-07/01663 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области и администрация города Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку выпадающих доходов или убытков в сфере деятельности по продаже электроэнергии населению, проживающему в сельских населенных пунктах, включенных в состав города Рязани ООО "РГМЭК" не возникло, то занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость в 2011 году не произошло.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 1 по Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 03.12.2010 N 384 тарифы подразделяются только для города, села и потребителей с электроплитами, отдельного тарифа для жителей населенных пунктов: Солотча, Канищево, Семчино, Недостоево, Карцево, Качево, Мордасово, Соколовка, Шереметьево-Песочня, Черезово-Песочня, Храпово, Божатково в постановлении не предусмотрено. Поскольку согласно постановлению от 03.03.1994 N 128 объекты коммунального хозяйства указанных населенных пунктов приняты в городское ведение, следовательно, в 2011 году обществом при исчислении налогооблагаемой базы с реализации электроэнергии жителям данных населенных пунктов следовало применять тариф - 2,73 руб./кВт.ч вместо 1,91 руб./кВт.ч, предусмотренный для городского населения. Убытки от данных действий общество могло предъявить к возмещению в администрацию г. Рязани, либо в Управление энергетики и ЖКХ г. Рязани, что им не было сделано. Применение пониженного тарифа на 0,82 коп./кВт.ч привело к занижению реализации на сумму 6 325 871 рубль.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "РГМЭК", Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области и администрация города Рязани, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка ООО "РГМЭК" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Выявленные инспекцией в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 20.06.2013 N 2.10-07/01345дсп.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 1 по Рязанской области приняла решение от 29.07.2013 N 2.10-07/01663дсп о привлечении ООО "РГМЭК" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в сумме 249 379 рублей, за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 39 179 рублей.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен налог на прибыль организаций в сумме 1 265 174 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 1 138 657 рублей, а также начислены пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе налога на прибыль организаций в сумме 10 032 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 176 429 рублей.
На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 19.09.2013 N 2.15-12/10068 оспариваемое решение оставлено без изменения.
В обоснование принятого решения налоговый орган указал, что общество не учло при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость бюджетные средства, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть им получены за оказание услуг по поставке электроэнергии по тарифу для сельской местности жителям населенных пунктов, вошедших в состав города Рязани.
По мнению инспекции, указанные средства являются выпадающими доходами общества и подлежат отражению в налоговом учете предприятия в момент оказания услуг по поставке электроэнергии.
Применение же пониженного тарифа на 0,82 коп. кВт.ч (в том числе НДС) привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в 2011 году на сумму 6 325 871 рубля и занижению налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму 1 138 657 рублей.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области от 29.07.2013 N 2.10-07/01663дсп, ООО "РГМЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются установленные данной статьей операции, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, включая реализацию предметов залога и передачу товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передачу имущественных прав.
Постановлением главы администрации Рязанской области от 03.03.1994 N 128 "Об утверждении административных границ города Рязани и Солотчинского округа" были утверждены административные границы города Рязани с включением населенных пунктов: Солотча, Канищево, Семчино, Недостоево, Карцево, Качево, Мордасово, Соколовка, Шереметьево-Песочня, Черезово-Песочня, Храпово, Божатково.
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления за жителями населенных пунктов, вошедших в состав города, сохраняются льготы, предусмотренные законодательством для статуса сельских жителей.
Согласно абзацу второму постановления Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" от 07.12.1998 N 1444 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Согласно Информационному письму ФСТ РФ от 30.12.2004 N СН-2849/13 тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливается на экономически обоснованном уровне и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
Постановлением Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 03.12.2010 N 384 утверждены тарифы 2011 года на электрическую энергию на территории Рязанской области, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население (тарифы указаны с учетом НДС):
- - население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, - 2,73 руб.;
- - население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) отопительными установками, - 1,91 руб.;
- - население, проживающее в сельских населенных пунктах, - 1,91 руб.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "РГМЭК" является гарантирующим поставщиком электроэнергии в г. Рязани и Рязанской области и поставляет электроэнергию для нужд потребления юридических и физических лиц.
Все потребители общества присоединены через точки приема к сетям муниципального унитарного предприятия "Рязанские городские распределительные электрические сети", которое является транспортирующей электроэнергию организацией.
Основными потребителями заявителя являются физические лица (население), которые оплачивают коммунальные платежи за фактически потребленное количество энергии.
Постановлением администрации города Рязани от 07.03.2008 N 1409 утвержден порядок возмещения выпадающих доходов организациям, предоставляющим льготы по оплате за электроэнергию жителям населенных пунктов, вошедших в состав г. Рязани, согласно постановлению главы администрации Рязанской области от 03.03.1994 N 128 "Об утверждении административных границ г. Рязани и Солотчинского округа", сложившихся в 2008 году.
Постановлением администрации г. Рязани от 14.04.2009 N 2611 утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета г. Рязани на возмещение недополученных доходов юридическим лицам, предоставляющим льготы по оплате за электроэнергию населению г. Рязани, проживающему в населенных пунктах, вошедших в черту города на 2009 год.
Постановлением администрации г. Рязани от 01.03.2010 N 553 утвержден порядок предоставления из бюджета г. Рязани в 2010 году юридическим лицам, предоставляющим услуги электроснабжения по тарифу сельской местности жителям населенных пунктов, вошедших в состав г. Рязани, субсидий на возмещение недополученных доходов на 2010 год.
В соответствии с утвержденными порядками сумма выпадающих доходов определяется как разница между стоимостью электроэнергии, рассчитанной по тарифу, утвержденному для жителей города, и платежами населения, исчисленными по тарифу для сельской местности.
Право на компенсацию выпадающих доходов имеют организации, предоставляющие льготы по электроснабжению населения в соответствии с решением Рязанского городского Совета от 29.02.2000 N 69 "О плате за электроэнергию для отдельных категорий плательщиков".
Организации, предоставляющие вышеуказанные льготы, ежемесячно направляют в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства сведения о сумме выпадающих доходов в связи с предоставлением услуг населению города по тарифу для сельской местности.
Управление ЖКХ на основании представленных расчетов формирует и направляет в адрес финансово-казначейского управления администрации города Рязани заявку на финансирование выпадающих доходов организаций.
Финансово-казначейское управление осуществляет финансирование выпадающих доходов организаций в пределах утвержденных в бюджете города ассигнований.
Финансирование осуществляется на лицевой счет управления ЖКХ, открытый в финансово-казначейском управлении администрации города Рязани. Управление ЖКХ обеспечивает перечисление суммы выпадающих доходов на расчетный счет организаций, предоставляющих льготы по электроснабжению по тарифам сельской местности жителям населенных пунктов, входящих в состав города.
Судом установлено, что ООО "РГМЭК" в 2009 году, 2010 году на основании постановления главы администрации Рязанской области от 03.03.1994 N 128 "Об утверждении административных границ города Рязани и Солотчинского округа" получало компенсацию выпадающих доходов от предоставления услуг по электроснабжению по тарифам для сельской местности жителям населенных пунктов, входящих в состав города Рязани, сложившихся в 2008-2010 годы.
Полученные денежные средства на возмещение выпадающих доходов от применения пониженного тарифа общество включало в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость.
Судом установлено и не опровергнуто налоговым органом, что на 2011 год порядок предоставления и возмещения выпадающих доходов не был утвержден нормативными актами.
При этом общество применило для жителей спорных населенных пунктов (Солотча, Канищево, Семчино, Недостоево, Карцево, Качево, Мордасово, Соколовка, Шереметьево-Песочня, Черезово-Песочня, Храпово, Божатково) пониженный тариф (1,91 руб./кВт.ч) и не предъявило к возмещению администрации г. Рязани выпадающие доходы (разницу между стоимостью электроэнергии, рассчитанной по тарифу, утвержденному для жителей города, и платежами населения, исчисленными по тарифу для сельской местности).
Отклоняя довод налогового органа о том, что обществу следовало применять к данной категории населения тариф 2,73 руб./кВт.ч, как для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как пояснено представителем заявителя, в систему тарифов (цен) на 2011 год входили регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.
К регулируемым тарифам (ценам) относятся: регулируемые тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках: поставляемую на розничных рынках населению в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при регулировании тарифов (цен поставки электроэнергии населению) для общества на 2011 год применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования).
При регулировании деятельности ООО "РГМЭК" на 2011 год учитывался следующий объем поставки электроэнергии по тарифам для населения: 365,18 млн. кВт.ч, из них поставляемой по тарифу для населения, проживающего в сельских населенных пунктах - 10 млн. кВт.ч., а также 24 млн. кВт.ч, поставляемой по тарифу для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Из письма ГУ РЭК Рязанской области N ВП-1172 от 15.07.2013 усматривается, что разбивка потребления сделана согласно предложениям гарантирующего поставщика ООО "РГМЭК".
В 2011 году ООО "РГМЭК" реализовало жителям спорных населенных пунктов электроэнергию по тарифу для населения, проживающего в сельских населенных пунктах в объеме 10,029 млн. кВт.ч.
Как пояснено администрацией города Рязани, применение в 2011 году для жителей спорных населенных пунктов (Солотча, Канищево, Семчино, Недостоево, Карцево, Качево, Мордасово, Соколовка, Шереметьево-Песочня, Черезово-Песочня, Храпово, Божатково) тарифа на электрическую энергию для сельской местности не приводит к образованию выпадающих доходов ООО "РГМЭК", поскольку при расчете тарифов на электрическую энергию учтен объем потребления электроэнергии, в том числе по тарифу для сельского населения и что общество учитывает объем полезного отпуска электроэнергии по вышеперечисленным населенным пунктам в объеме электроэнергии, отпускаемой по тарифу для сельской местности.
ГУ РЭК Рязанской области в отзыве по настоящему делу и дополнении к нему, поддержало позицию администрации города Рязани об особом порядке ценообразования и отсутствии у ООО "РГМЭК" выпадающих доходов при реализации в 2011 году электроэнергии населению, проживающему в спорных населенных пунктах и, как следствие, об отсутствии оснований для компенсации выпадающих доходов.
Признавая правомерным примененный обществом тариф - 1,91 руб. /кВт.ч. на электроэнергию для населения, проживающего в населенных пунктах Солотча, Канищево, Семчино, Недостоево, Карцево, Качево, Мордасово, Соколовка, Шереметьево-Песочня, Черезово-Песочня, Храпово, Божатково, суд первой инстанции также обоснованно указал следующее.
Согласно пункту 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).
Так, если ответчиком доказано, что при установлении экономически обоснованного тарифа учтены потери ресурсоснабжающей организации, вызванные поставкой ресурса для населения по более низкому тарифу, то в зависимости от размера таких учтенных потерь суд может отказать в удовлетворении иска или уменьшить размер взыскиваемой суммы.
Как усматривается из материалов дела, при установлении тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в населенных пунктах Солотча, Канищево, Семчино, Недостоево, Карцево, Качево, Мордасово, Соколовка, Шереметьево-Песочня, Черезово-Песочня, Храпово, Божатково, были учтены потери общества, вызванные поставкой электроэнергии по более низкому тарифу.
Как отмечено судом первой инстанции, тариф на электрическую энергию, отпускаемую населению вышеуказанных населенных пунктов, установлен на экономически обоснованном уровне.
Применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
Судом первой инстанции сделано также обоснованное заключение, что общество доказало, что не произошло занижение тарифа, и применялась надлежащая установленная цена на реализуемый товар.
При рассмотрении настоящего спора в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налоговом органе лежит бремя доказывания основания для принятия государственным органом оспариваемого ненормативного акта.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку общество не понесло выпадающих доходов (экономически обоснованных затрат, не покрытых выручкой от продажи электрической энергии) или убытков в сфере деятельности по продаже электроэнергии населению, проживающему в сельских населенных пунктах, включенных в состав города Рязани ООО "РГМЭК", то занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость в 2011 году не произошло.
Исследовав в соответствии с требованиями статей 9, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу, в их совокупности и взаимосвязи, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.03.2014 по делу N А54-5520/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
К.А.ФЕДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)