Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пчелинцева С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июня 2014 года апелляционное представление Сергиево-Посадского городского прокурора на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2014 года по делу по иску Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании действий Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по выдаче ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешения на строительство незаконными, признании разрешения на строительство от 06.05.2013 N <данные изъяты> недействительным.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Сергиево-Посадской горпрокуратуры - М., представителей ООО "ПКФ "Виктория-5" - Б. и С., представителя Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Т., представителя Министерства культуры Московской области - Л.,
Сергиево-Посадский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании действий Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по выдаче ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешения на строительство незаконными, признании разрешения на строительство от 06.05.2013 N <данные изъяты> недействительным.
В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой была проведена проверка законности строительства ООО "ПКФ "Виктория-5" многоквартирного дома по ул. 1-ой Ударной Армии в г. Сергиев Посад. В ходе проверки установлено, что ООО "ПКФ "Виктория-5" является арендатором земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для благоустройства и строительства автомобильных стоянок) и с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра) по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1.06.05.2013 Администрация городского поселения Сергиев Посад выдала ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешение N <данные изъяты> на строительство многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра.
По утверждению прокурора, выдача данного разрешения является незаконной, противоречит положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного культурного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", режим которой запрещает возведение новых объектов капитального строительства, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской парковой зоны.
В судебном заседании помощник Сергиево-Посадского городского прокурора заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области исковые требования не признал по доводам письменного отзыва (л.д. 77 - 80, том 1).
Представитель ООО "ПКФ "Виктория-5" в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, представил письменный отзыв (л.д. 130 - 133), пояснил суду, что оспариваемое разрешение на строительство выдано в соответствии с действующим законодательством, в ГКН и в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним какие-либо сведения об ограничениях или обременениях, в том числе связанных с Приказом Росохранкультуры от 22.04.2011 N 262, в отношении арендуемых обществом земельных участков отсутствуют. На сегодняшний день отсутствуют утвержденные в установленном порядке границы охранных зон "Ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде". Приказ Росохранкультуры N 262 от 22.04.2011 не порождает правовых последствий, поскольку не был опубликован в СМИ и не прошел регистрацию в Минюсте РФ.
Представители 3-х лиц - Министерства культуры Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - в судебное заседание не явились, извещались.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2014 года в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления и письменных возражений ООО "ПКФ "Виктория-5" на него, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене в силу нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что в 2012 году ООО "ПКФ "Виктория-5" на основании заключенных договоров уступки прав аренды стало арендатором земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для благоустройства и строительства автомобильных стоянок) и с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра) по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1.
06.05.2013 Администрация городского поселения Сергиев Посад выдала ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешение N <данные изъяты> на строительство многоэтажного жилого дома (9 - 17 этажей, 11 секций) и культурно-коммерческого центра по адресу: г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1 (л.д. 14).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В силу части 2 указанной выше статьи зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327, дополненным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, в том числе Ансамбль Троице-Сергиевской лавры, 1540 - 1550 гг.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад включен в Список объектов всемирного наследия (ЮНЕСКО) в 1993 году.
Приказом Росохранкультуры от 22.04.2011 N 262 утверждены границы территории и зон охраны комплекса вышеуказанного объекта всемирного наследия, а также конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта (л.д. 4 - 182, том 2).
В приложении N 3 к данному приказу дана таблица координат поворотных точек границ территории и зон охраны объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", в приложении N 7 - описание границ зоны охраняемого природного ландшафта указанного объекта, которая состоит из 9 участков, в том числе, участка Л8, в приложении N 8 - конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта.
Так, разделом 4 приложения N 8 предусмотрено, что градостроительным регламентом в границах зоны охраняемого природного ландшафта может разрешаться: использование земель в качестве территорий общего пользования рекреационного значения; восстановление основных характерных панорам и секторов обзора объекта всемирного наследия с береговых склонов оврагов и в створах долин р. Кончуры и р. Вондюги; благоустройство территории с устройством пешеходных зон; реконструкция существующих инженерных сетей; прокладка новых инженерных сетей только в подземных коллекторах с восстановлением ландшафта. Градостроительным регламентом должно предусматриваться запрещение возведения новых объектов капитального строительства, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской садово-парковой зоны; ограничение хозяйственной деятельности и проведения мероприятий, нарушающих природно-историческую среду и сложившиеся взаимосвязи исторического ландшафта с объектом всемирного наследия; ограничение установки рекламных щитов и временных сооружений.
Администрацией городского поселения Сергиев Посад не оспаривается, что о принятии данного приказа и о его содержании ей стало известно непосредственно в 2011 году.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "ПКФ "Виктория-5" надлежащим образом исполнило обязанность по предоставлению всех документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, в связи с чем у администрации городского поселения отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Также суд принял во внимание, что из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также из ответа ГУП Московской области "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" от 17.12.2013 N 27/1396-2366, следует, что ограничений и обременений в отношении данных земельных участков не установлено. По мнению суда, сведения о границах местоположения зон охраны объекта всемирного наследия должны содержаться в государственном кадастре недвижимости и могут подтверждаться только теми документами, которые содержат информацию из ГКН.
Кроме того, по мнению суда, прокурор пропустил предусмотренный статьей 256 ГПК РФ процессуальный срок на обращение в суд, так как о выдаче оспариваемого разрешения на строительство прокурору стало известно еще 08.05.2013, в суд он обратился только 31.10.2013.
Судебная коллегия находит, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, собранным доказательствам и требованиям закона.
Действительно, в соответствии с требованиями ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Указанный срок для обращения в суд законом предусмотрен и для прокурора при обращении его с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок на обращение с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Действительно, в мае 2013 года прокуратуре стало известно, что на арендуемых ООО "ПКФ "Виктория-5" земельных участках ведется строительство в соответствии с выданным администрацией разрешением.
Вместе с тем, по данному факту прокуратурой проводилась проверка с истребованием документов из различных организаций и ведомств. Только в июле 2013 года данная проверка была завершена, по ее результатам было установлено, что разрешение выдано в нарушение положений действующего законодательства, в связи с чем была принята мера прокурорского реагирования, - в адрес Главы городского поселения Сергиев Посад внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (л.д. 40 - 42). Данное представление было рассмотрено и отклонено 13.09.2013 (л.д. 46 - 47), в связи с чем прокурор в октябре 2013 года обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Следовательно, процессуальный срок на обращение в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, прокурором не пропущен.
То обстоятельство, что ООО "ПКФ "Виктория-5" в целях получения разрешения на строительство представило все документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ, не имеет в рассматриваемом случае правового значения: поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N <данные изъяты> и N <данные изъяты> расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает возведение новых объектов капитального строительства, разрешение на строительство в принципе не могло быть выдано.
Факт вхождения арендуемых ООО "ПКФ "Виктория-5" земельных участков в границу охранной зоны Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде подтверждается Актами проверок Главархитектуры Московской области соблюдения администрацией городского поселения Сергиев Посад требований законодательства о градостроительной деятельности от 12.02.2013 и от 16.09.2013 (л.д. 43 - 44, 55 - 58, том 1), предписаниями, которые вносились указанным органом в адрес администрации (л.д. 45, 53 - 54, том 1), фрагментом проекта зон охраны объекта культурного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде", подготовленным УАиГ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (л.д. 7, том 1), вступившим в законную силу постановлением федерального судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19.03.2014 по делу N 5-178/14, которым ООО "ПКФ "Виктория-5" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ (л.д. 228 - 230, 231 - 235, том 1), ответом Министерства культуры РФ от 30.05.2014 (исх. N 1389-12-06) на запрос судебной коллегии с приложением картографического материала (л.д. 195 - 199, том 2).
То обстоятельство, что Приказ Росохранкультуры от 22.04.2011 N 262 не проходил регистрацию в Минюсте, что в ГКН отсутствуют сведения о границах зон охраны объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", никоим образом не опровергает тот факт, что границы зон охраны установлены и являются обязательными для всех без исключения физических и юридических лиц при ведении ими хозяйственной деятельности.
Администрация городского поселения Сергиев Посад, достоверно зная по состоянию на апрель 2013 года о том, что часть земельного участка, арендуемого ООО "ПКФ "Виктория-5", расположена в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия (л.д. 39, том 1), тем не менее, в мае 2013 года выдала фирме оспариваемое разрешение на строительство.
Таким образом, разрешение на строительство N <данные изъяты> от 06.05.2013 выдано администрацией городского поселения в нарушение требований градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия.
Действиями администрации были созданы препятствия к реализации права неопределенного круга лиц на доступ к объекту исторического и культурного наследия - "Ансамблю Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", на сохранность историко-культурной среды обитания.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2014 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковое заявление Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить: признать действия Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по выдаче ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешения на строительство незаконными, признать разрешение на строительство от 06.05.2013 N <данные изъяты> недействительным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6650/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N 33-6650/2014
Судья: Пчелинцева С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июня 2014 года апелляционное представление Сергиево-Посадского городского прокурора на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2014 года по делу по иску Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании действий Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по выдаче ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешения на строительство незаконными, признании разрешения на строительство от 06.05.2013 N <данные изъяты> недействительным.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Сергиево-Посадской горпрокуратуры - М., представителей ООО "ПКФ "Виктория-5" - Б. и С., представителя Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Т., представителя Министерства культуры Московской области - Л.,
установила:
Сергиево-Посадский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании действий Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по выдаче ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешения на строительство незаконными, признании разрешения на строительство от 06.05.2013 N <данные изъяты> недействительным.
В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой была проведена проверка законности строительства ООО "ПКФ "Виктория-5" многоквартирного дома по ул. 1-ой Ударной Армии в г. Сергиев Посад. В ходе проверки установлено, что ООО "ПКФ "Виктория-5" является арендатором земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для благоустройства и строительства автомобильных стоянок) и с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра) по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1.06.05.2013 Администрация городского поселения Сергиев Посад выдала ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешение N <данные изъяты> на строительство многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра.
По утверждению прокурора, выдача данного разрешения является незаконной, противоречит положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного культурного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", режим которой запрещает возведение новых объектов капитального строительства, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской парковой зоны.
В судебном заседании помощник Сергиево-Посадского городского прокурора заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области исковые требования не признал по доводам письменного отзыва (л.д. 77 - 80, том 1).
Представитель ООО "ПКФ "Виктория-5" в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, представил письменный отзыв (л.д. 130 - 133), пояснил суду, что оспариваемое разрешение на строительство выдано в соответствии с действующим законодательством, в ГКН и в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним какие-либо сведения об ограничениях или обременениях, в том числе связанных с Приказом Росохранкультуры от 22.04.2011 N 262, в отношении арендуемых обществом земельных участков отсутствуют. На сегодняшний день отсутствуют утвержденные в установленном порядке границы охранных зон "Ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде". Приказ Росохранкультуры N 262 от 22.04.2011 не порождает правовых последствий, поскольку не был опубликован в СМИ и не прошел регистрацию в Минюсте РФ.
Представители 3-х лиц - Министерства культуры Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - в судебное заседание не явились, извещались.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2014 года в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления и письменных возражений ООО "ПКФ "Виктория-5" на него, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене в силу нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что в 2012 году ООО "ПКФ "Виктория-5" на основании заключенных договоров уступки прав аренды стало арендатором земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для благоустройства и строительства автомобильных стоянок) и с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра) по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1.
06.05.2013 Администрация городского поселения Сергиев Посад выдала ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешение N <данные изъяты> на строительство многоэтажного жилого дома (9 - 17 этажей, 11 секций) и культурно-коммерческого центра по адресу: г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы N 1 (л.д. 14).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В силу части 2 указанной выше статьи зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327, дополненным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, в том числе Ансамбль Троице-Сергиевской лавры, 1540 - 1550 гг.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад включен в Список объектов всемирного наследия (ЮНЕСКО) в 1993 году.
Приказом Росохранкультуры от 22.04.2011 N 262 утверждены границы территории и зон охраны комплекса вышеуказанного объекта всемирного наследия, а также конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта (л.д. 4 - 182, том 2).
В приложении N 3 к данному приказу дана таблица координат поворотных точек границ территории и зон охраны объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", в приложении N 7 - описание границ зоны охраняемого природного ландшафта указанного объекта, которая состоит из 9 участков, в том числе, участка Л8, в приложении N 8 - конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта.
Так, разделом 4 приложения N 8 предусмотрено, что градостроительным регламентом в границах зоны охраняемого природного ландшафта может разрешаться: использование земель в качестве территорий общего пользования рекреационного значения; восстановление основных характерных панорам и секторов обзора объекта всемирного наследия с береговых склонов оврагов и в створах долин р. Кончуры и р. Вондюги; благоустройство территории с устройством пешеходных зон; реконструкция существующих инженерных сетей; прокладка новых инженерных сетей только в подземных коллекторах с восстановлением ландшафта. Градостроительным регламентом должно предусматриваться запрещение возведения новых объектов капитального строительства, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской садово-парковой зоны; ограничение хозяйственной деятельности и проведения мероприятий, нарушающих природно-историческую среду и сложившиеся взаимосвязи исторического ландшафта с объектом всемирного наследия; ограничение установки рекламных щитов и временных сооружений.
Администрацией городского поселения Сергиев Посад не оспаривается, что о принятии данного приказа и о его содержании ей стало известно непосредственно в 2011 году.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "ПКФ "Виктория-5" надлежащим образом исполнило обязанность по предоставлению всех документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, в связи с чем у администрации городского поселения отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Также суд принял во внимание, что из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также из ответа ГУП Московской области "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" от 17.12.2013 N 27/1396-2366, следует, что ограничений и обременений в отношении данных земельных участков не установлено. По мнению суда, сведения о границах местоположения зон охраны объекта всемирного наследия должны содержаться в государственном кадастре недвижимости и могут подтверждаться только теми документами, которые содержат информацию из ГКН.
Кроме того, по мнению суда, прокурор пропустил предусмотренный статьей 256 ГПК РФ процессуальный срок на обращение в суд, так как о выдаче оспариваемого разрешения на строительство прокурору стало известно еще 08.05.2013, в суд он обратился только 31.10.2013.
Судебная коллегия находит, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, собранным доказательствам и требованиям закона.
Действительно, в соответствии с требованиями ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Указанный срок для обращения в суд законом предусмотрен и для прокурора при обращении его с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок на обращение с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Действительно, в мае 2013 года прокуратуре стало известно, что на арендуемых ООО "ПКФ "Виктория-5" земельных участках ведется строительство в соответствии с выданным администрацией разрешением.
Вместе с тем, по данному факту прокуратурой проводилась проверка с истребованием документов из различных организаций и ведомств. Только в июле 2013 года данная проверка была завершена, по ее результатам было установлено, что разрешение выдано в нарушение положений действующего законодательства, в связи с чем была принята мера прокурорского реагирования, - в адрес Главы городского поселения Сергиев Посад внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (л.д. 40 - 42). Данное представление было рассмотрено и отклонено 13.09.2013 (л.д. 46 - 47), в связи с чем прокурор в октябре 2013 года обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Следовательно, процессуальный срок на обращение в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, прокурором не пропущен.
То обстоятельство, что ООО "ПКФ "Виктория-5" в целях получения разрешения на строительство представило все документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ, не имеет в рассматриваемом случае правового значения: поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N <данные изъяты> и N <данные изъяты> расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает возведение новых объектов капитального строительства, разрешение на строительство в принципе не могло быть выдано.
Факт вхождения арендуемых ООО "ПКФ "Виктория-5" земельных участков в границу охранной зоны Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде подтверждается Актами проверок Главархитектуры Московской области соблюдения администрацией городского поселения Сергиев Посад требований законодательства о градостроительной деятельности от 12.02.2013 и от 16.09.2013 (л.д. 43 - 44, 55 - 58, том 1), предписаниями, которые вносились указанным органом в адрес администрации (л.д. 45, 53 - 54, том 1), фрагментом проекта зон охраны объекта культурного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде", подготовленным УАиГ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (л.д. 7, том 1), вступившим в законную силу постановлением федерального судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19.03.2014 по делу N 5-178/14, которым ООО "ПКФ "Виктория-5" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ (л.д. 228 - 230, 231 - 235, том 1), ответом Министерства культуры РФ от 30.05.2014 (исх. N 1389-12-06) на запрос судебной коллегии с приложением картографического материала (л.д. 195 - 199, том 2).
То обстоятельство, что Приказ Росохранкультуры от 22.04.2011 N 262 не проходил регистрацию в Минюсте, что в ГКН отсутствуют сведения о границах зон охраны объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", никоим образом не опровергает тот факт, что границы зон охраны установлены и являются обязательными для всех без исключения физических и юридических лиц при ведении ими хозяйственной деятельности.
Администрация городского поселения Сергиев Посад, достоверно зная по состоянию на апрель 2013 года о том, что часть земельного участка, арендуемого ООО "ПКФ "Виктория-5", расположена в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия (л.д. 39, том 1), тем не менее, в мае 2013 года выдала фирме оспариваемое разрешение на строительство.
Таким образом, разрешение на строительство N <данные изъяты> от 06.05.2013 выдано администрацией городского поселения в нарушение требований градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия.
Действиями администрации были созданы препятствия к реализации права неопределенного круга лиц на доступ к объекту исторического и культурного наследия - "Ансамблю Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", на сохранность историко-культурной среды обитания.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2014 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковое заявление Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить: признать действия Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по выдаче ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешения на строительство незаконными, признать разрешение на строительство от 06.05.2013 N <данные изъяты> недействительным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)