Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.05.2014 N 33-5914/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. N 33-5914/2014


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичевой Е.В.
судей Белоногого А.В., Бакуменко Т.Н.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2014 года апелляционную жалобу Ж. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2013 года по гражданскому делу N 2-409/13 по заявлению Ж. о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области,
заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., судебная коллегия

установила:

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2014 года отказано в удовлетворении заявления Ж. об оспаривании отказа администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в установлении категории земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый N <...>), оформленного письмом от <дата>.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагает его незаконным и необоснованным.
Заявитель Ж. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие подателя жалобы.
Представитель заинтересованного лица, администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявитель Ж. является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N <...> от <дата>.
Наличие сведений о земельном участке заявителя в кадастре недвижимости подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от <дата> с датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости <дата> году.
В обоснование своего заявления Ж. ссылался на то, что письмом администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" от <дата> ему отказано в установлении категории земли участка и передаче соответствующих сведений в орган кадастрового учета.
Отказ обоснован отсутствием межевания, необходимостью установления границ на местности, необходимостью межевания в юридической площади.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое заявителем решение администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в установлении категории земельного участка принято в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен в противоречии с представленными при разрешении спора доказательствами, без учета требований Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок, настоящий Кодекс определяет обязанность установления границ, то есть постановку этого участка на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 16 указанного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Кадастровое дело в силу статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
Статьями 3, 15, 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 178-ФЗ "О землеустройстве" предусмотрено обязательное проведение работ по землеустройству в случаях изменения границ объектов землеустройства, а также проведение работ по межеванию объектов землеустройства, то есть установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Между тем, согласно абзацу второму части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
По смыслу части 2 статьи 16 названного Федерального закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу части 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в числе прочего, копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую урегулирован Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", который, в частности содержит нормы, регулирующие и порядок отнесения земель или земельных участков к определенной категории (ст. ст. 14, 15 Федерального закона).
Так, согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Согласно пункту 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством.
Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
Порядок отнесения и перевода земель и земельных участков из одной категории в другую на территории Ленинградской области урегулирован Областным законом Ленинградской области от 22 июня 2005 года N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области".
Как следует из материалов дела, в соответствии с уведомлением ФГБУ "Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области" в документах - основаниях осуществления государственного кадастрового учета, в материалах кадастрового дела отсутствует документ, свидетельствующий об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Согласно Закону Ленинградской области от 10 марта 2004 года N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" определены и описаны границы города.
Таким образом, территории города Всеволожска Ленинградской области отнесены к категории земель - земли населенного пункта.
Обстоятельство нахождения земельного участка заявителя в границах города Всеволожска Ленинградской области администрацией района не оспаривается.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что отказ администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" в установлении категории земельного участка в связи с отсутствием у заявителя межевого плана противоречит приведенным положениям Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку из представленных материалов дела достоверно можно установить, что у администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" имеется вся информация об изменении, образовании и преобразовании исходного земельного участка, то отсутствуют препятствия для определения в установленном порядке категории земельного участка заявителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2014 года отменить.
Признать незаконным отказ от 12 ноября 2013 года администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области установить категорию земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый N <...>).
Обязать администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области определить категорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Ж., с кадастровым номером N <...>















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)