Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-15066/2013, 05АП-15067/2013
на решение от 28.10.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-25134/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Золотая Слобода" (ИНН 2538141059, ОГРН 1102538006548, дата государственной регистрации 22.09.2010)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации 21.08.1998), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- о признании незаконным отказа;
- при участии:
- от Администрации г. Владивостока: Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4602 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 4279;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации: г. Владивостока: Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4189 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 4279;
- от ДНТ "Золотая Слобода": Хохлова Е.В., представитель по доверенности от 17.08.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия один год; паспорт;
- Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Золотая Слобода" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока от 12.08.2013 N 18526/20у в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 54554 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Полетаева, 46 для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства. Просит обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать дачному некоммерческому товариществу "Золотая Слобода" схему расположения земельного участка примерной площадью 54554 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Полетаева, 46 для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрация г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, приобщенной в материалы дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-1, то есть зоне городских лесов и лесопарков. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 градостроительным регламентом ведение дачного хозяйства в территориальной зоне городских лесов и лесопарков не предусмотрено. Полагают, что выбранный заявителем вид разрешенного использования не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки, а зона Р-1, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, исключает использование земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ДНТ "Золотая Слобода" на доводы апелляционных жалоб возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобы. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 29.09.2011 товарищество обратилось в Департамент с письмом (вх. N 29-28641) о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельных участков общей площадью 64285 кв. м, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
К указанному заявлению были приложены учредительные и регистрационные документы заявителя, а также кадастровые паспорта земельных участков.
Заявлением от 12.07.2012 товарищество уточнило свои намерения: просило представить в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 49 994 кв. м для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Письмом от 21.09.2012 заявитель уточнил, что им испрашивается в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 54 554 кв. м для целей, не связанных со строительством. К указанному письму были приложены топографическая съемка и схема расположения земельного участка на бумажном и электронном носителях.
Письмом от 04.10.2012 N 29/06/02-14/21426 Департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в зоне Ж-1, в границах лесного фонда Седанкинского участкового лесничества, а также на несоблюдение порядка предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". Кроме того, Департамент указал, что земельный участок не относится к фонду перераспределения земель.
Не согласившись с данным отказом, товарищество обратилось в арбитражный суд. Решением арбитражного суда по делу А51-25174/2013, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленный письмом от 04.10.2012 г. N 29/06/02-14/21426, в предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 54554 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Полетаева, д. 46, для целей, не связанных со строительством: ведения дачного хозяйства, как противоречащий Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Суд обязал Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в течение десяти дней после вступления решения в законную силу направить заявление дачного некоммерческого товарищества "Золотая Слобода" от 21.09.2012 (вх.номер 29-29516) в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка в порядке статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Департамент во исполнение решения суда 18.06.2013 направил обращение в орган местного управления для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Администрация г. Владивостока, рассмотрев обращение, письмом от 12.08.2013 отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
ДНТ "Золотая слобода", не согласившись с указанным письмом от 12.08.2013 N 18526/20у, посчитав отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
По правилам пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в районе ул. Полетаева,46 в г. Владивостоке, которое во исполнение судебного акта по делу N А51-25174/2012 было направлено в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения спорного земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление, орган местного самоуправления посчитал, что основания для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка отсутствуют, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне городских лесов и лесопарков, где ведение дачного хозяйства не предусмотрено градостроительным регламентом; границы испрашиваемого участка сформированы без учета проходов, проездов к смежным землепользователям; товариществом не соблюдена процедура обращения, предусмотренная Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", поскольку данная процедура предусматривает выбор земельных участок из земель, включенных в фонд перераспределения земель, после чего орган местного самоуправления формирует персональный состав членов садоводческих или дачных некоммерческих объединений.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Довод администрации г. Владивостока, положенный в обоснование оспариваемого отказа о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, судом апелляционной инстанции отклоняется со ссылкой на муниципальный правовой акт от 11.04.2011 N 302-МПА "Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г. Владивостока", поскольку положения Закона N 66-ФЗ, закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Другое толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы его смыслу, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Указание администрации г. Владивостока на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией также отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждения его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Товарищество обратилось в департамент с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица, что свидетельствует о соблюдении процедуры обращения за предоставлением земельных участков для ведения дачного хозяйства. Следовательно, требование администрации г. Владивостока о необходимости утверждения списка членов дачного товарищества органом местного самоуправления не основано на нормах закона.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент N 1596).
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
То обстоятельство, что границы испрашиваемого земельного участка сформированы заявителем без учета проходов, проездов к смежным землепользователям, также не могло послужить основанием для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку не входит в перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, определенный в п. 2.8 названного регламента.
Вместе с тем, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, у администрации г. Владивостока имелись законные основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Как следует из представленной в материалы дела обзорной схемы с указанием градостроительных ограничений и зонирования в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа (в редакции от 12.10.2012 N 34) испрашиваемый земельный участок площадью 54554 кв. м полностью располагается в зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1).
В соответствии Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки, Правила N 462), зона городских лесов и городских лесопарков (Р-1) определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также другие объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
При этом ведение дачного хозяйства в зоне Р-1 не предусмотрено.
Довод ДНТ "Золотая Слобода", изложенный в отзыве на апелляционную жалобу о том, что на момент возникновения спорных правоотношений (29.09.2011), испрашиваемый земельный участок располагался в зоне Ж-1, где ведение дачного хозяйства относилось к основному виду разрешенного использования, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4, 5 статьи 14 этого же Закона следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 22, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г Решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года N 934 внесены изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", спорная территория определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также другие объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциал зоны.
Таким образом, поскольку территориальная зона Р-1 в соответствии со статьей 44 Правил N 462 не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Р-1 отсутствует.
То обстоятельство, что на момент возникновения спорных отношений, испрашиваемый земельный участок располагался в зоне Ж-1, где ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования территории, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Применение к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ суд апелляционной инстанции считает неправомерным.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка Товарищества на статью 4 ГК РФ несостоятельна.
Таким образом, решение администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 12.08.2013 N 18526/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 54554 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Полетаева,46, для целей, не связанных со строительством, ввиду расположения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне городских лесов и лесопарков, где ведение дачного хозяйства не предусмотрено градостроительным регламентом, соответствует указанным выше нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 66-ФЗ и Правилам землепользования и застройки г. Владивостока, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали, предусмотренные частью 1 статьи 198 АПК РФ, основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявления товарищества отсутствуют, в связи с чем решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ ввиду неправильного применением норм материального права подлежит отмене, а апелляционная жалобы- удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2013 по делу N А51-25134/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных Дачным некоммерческим товариществом "Золотая Слобода" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2014 N 05АП-15066/2013 ПО ДЕЛУ N А51-25134/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. N 05АП-15066/2013
Дело N А51-25134/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-15066/2013, 05АП-15067/2013
на решение от 28.10.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-25134/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Золотая Слобода" (ИНН 2538141059, ОГРН 1102538006548, дата государственной регистрации 22.09.2010)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации 21.08.1998), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- о признании незаконным отказа;
- при участии:
- от Администрации г. Владивостока: Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4602 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 4279;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации: г. Владивостока: Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4189 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; удостоверение N 4279;
- от ДНТ "Золотая Слобода": Хохлова Е.В., представитель по доверенности от 17.08.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия один год; паспорт;
- Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Золотая Слобода" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока от 12.08.2013 N 18526/20у в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 54554 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Полетаева, 46 для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства. Просит обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать дачному некоммерческому товариществу "Золотая Слобода" схему расположения земельного участка примерной площадью 54554 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Полетаева, 46 для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрация г. Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, приобщенной в материалы дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-1, то есть зоне городских лесов и лесопарков. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 градостроительным регламентом ведение дачного хозяйства в территориальной зоне городских лесов и лесопарков не предусмотрено. Полагают, что выбранный заявителем вид разрешенного использования не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки, а зона Р-1, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, исключает использование земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ДНТ "Золотая Слобода" на доводы апелляционных жалоб возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобы. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 29.09.2011 товарищество обратилось в Департамент с письмом (вх. N 29-28641) о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельных участков общей площадью 64285 кв. м, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
К указанному заявлению были приложены учредительные и регистрационные документы заявителя, а также кадастровые паспорта земельных участков.
Заявлением от 12.07.2012 товарищество уточнило свои намерения: просило представить в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 49 994 кв. м для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Письмом от 21.09.2012 заявитель уточнил, что им испрашивается в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 54 554 кв. м для целей, не связанных со строительством. К указанному письму были приложены топографическая съемка и схема расположения земельного участка на бумажном и электронном носителях.
Письмом от 04.10.2012 N 29/06/02-14/21426 Департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в зоне Ж-1, в границах лесного фонда Седанкинского участкового лесничества, а также на несоблюдение порядка предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". Кроме того, Департамент указал, что земельный участок не относится к фонду перераспределения земель.
Не согласившись с данным отказом, товарищество обратилось в арбитражный суд. Решением арбитражного суда по делу А51-25174/2013, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленный письмом от 04.10.2012 г. N 29/06/02-14/21426, в предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 54554 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Полетаева, д. 46, для целей, не связанных со строительством: ведения дачного хозяйства, как противоречащий Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Суд обязал Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в течение десяти дней после вступления решения в законную силу направить заявление дачного некоммерческого товарищества "Золотая Слобода" от 21.09.2012 (вх.номер 29-29516) в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка в порядке статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Департамент во исполнение решения суда 18.06.2013 направил обращение в орган местного управления для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Администрация г. Владивостока, рассмотрев обращение, письмом от 12.08.2013 отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
ДНТ "Золотая слобода", не согласившись с указанным письмом от 12.08.2013 N 18526/20у, посчитав отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
По правилам пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам применяется Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства в районе ул. Полетаева,46 в г. Владивостоке, которое во исполнение судебного акта по делу N А51-25174/2012 было направлено в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения спорного земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление, орган местного самоуправления посчитал, что основания для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка отсутствуют, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне городских лесов и лесопарков, где ведение дачного хозяйства не предусмотрено градостроительным регламентом; границы испрашиваемого участка сформированы без учета проходов, проездов к смежным землепользователям; товариществом не соблюдена процедура обращения, предусмотренная Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", поскольку данная процедура предусматривает выбор земельных участок из земель, включенных в фонд перераспределения земель, после чего орган местного самоуправления формирует персональный состав членов садоводческих или дачных некоммерческих объединений.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Довод администрации г. Владивостока, положенный в обоснование оспариваемого отказа о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, судом апелляционной инстанции отклоняется со ссылкой на муниципальный правовой акт от 11.04.2011 N 302-МПА "Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г. Владивостока", поскольку положения Закона N 66-ФЗ, закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Другое толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы его смыслу, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Указание администрации г. Владивостока на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией также отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждения его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Товарищество обратилось в департамент с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица, что свидетельствует о соблюдении процедуры обращения за предоставлением земельных участков для ведения дачного хозяйства. Следовательно, требование администрации г. Владивостока о необходимости утверждения списка членов дачного товарищества органом местного самоуправления не основано на нормах закона.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент N 1596).
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
То обстоятельство, что границы испрашиваемого земельного участка сформированы заявителем без учета проходов, проездов к смежным землепользователям, также не могло послужить основанием для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка, поскольку не входит в перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, определенный в п. 2.8 названного регламента.
Вместе с тем, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, у администрации г. Владивостока имелись законные основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Как следует из представленной в материалы дела обзорной схемы с указанием градостроительных ограничений и зонирования в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа (в редакции от 12.10.2012 N 34) испрашиваемый земельный участок площадью 54554 кв. м полностью располагается в зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1).
В соответствии Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки, Правила N 462), зона городских лесов и городских лесопарков (Р-1) определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также другие объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
При этом ведение дачного хозяйства в зоне Р-1 не предусмотрено.
Довод ДНТ "Золотая Слобода", изложенный в отзыве на апелляционную жалобу о том, что на момент возникновения спорных правоотношений (29.09.2011), испрашиваемый земельный участок располагался в зоне Ж-1, где ведение дачного хозяйства относилось к основному виду разрешенного использования, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4, 5 статьи 14 этого же Закона следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 22, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г Решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года N 934 внесены изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", спорная территория определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также другие объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциал зоны.
Таким образом, поскольку территориальная зона Р-1 в соответствии со статьей 44 Правил N 462 не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Р-1 отсутствует.
То обстоятельство, что на момент возникновения спорных отношений, испрашиваемый земельный участок располагался в зоне Ж-1, где ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования территории, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Применение к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ суд апелляционной инстанции считает неправомерным.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка Товарищества на статью 4 ГК РФ несостоятельна.
Таким образом, решение администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 12.08.2013 N 18526/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 54554 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Полетаева,46, для целей, не связанных со строительством, ввиду расположения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне городских лесов и лесопарков, где ведение дачного хозяйства не предусмотрено градостроительным регламентом, соответствует указанным выше нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 66-ФЗ и Правилам землепользования и застройки г. Владивостока, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали, предусмотренные частью 1 статьи 198 АПК РФ, основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявления товарищества отсутствуют, в связи с чем решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ ввиду неправильного применением норм материального права подлежит отмене, а апелляционная жалобы- удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2013 по делу N А51-25134/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных Дачным некоммерческим товариществом "Золотая Слобода" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)