Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - дачного некоммерческого партнерства "Новый свет" - извещено, представитель не явился,
от администрации Можайского муниципального района Московской области - Евдокимовой М.А. (представителя по доверенности от 30.12.2014),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Курбанова К.А. (представителя по доверенности от 10.03.2015)
от комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Можайского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.04.2015 по делу N А41-33347/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Новый свет" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконными решения (сообщения) управления от 21.11.2013 N 18/041/2013-347, 18/041/2013-348 об отказе в государственной регистрации договоров аренды земельных участков от 09.09.2013 N З.2550/2013, З.2551/2013, расположенных по адресу: Московская область, Можайский район, деревни Власово и Старое село.
- обязать управление произвести государственную регистрацию договоров аренды земельных участков от 09.09.2013 N З.2550/2013, З.2551/2013, расположенных по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Власово и деревня Старое село.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - комитет), администрация Можайского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.04.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы управления и администрации.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы администрации и управления.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей партнерства, комитета.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании постановления администрации от 06.09.2013 N 3097-П между партнерством и комитетом заключен договор аренды от 09.09.2013 N 3.2550/2013 с земельного участка кадастровым номером 50:18:0010603:289 общей площадью 56794 кв. м, расположенный в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Власово, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 09.09.2013 по 08.09.2062.
В соответствии с пунктом 2.3 договора он вступает в силу с даты его государственной регистрации.
Партнерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 09.09.2013 N 3.2550/2013.
Управление направило в адрес партнерства решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации от 21.11.2013 N 18/041/2013-348.
На основании постановления администрации от 06.09.2013 N 3096-П между партнерством и комитетом заключен договор аренды от 09.09.2013 N 3.2551/2013 земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090318:1112 общей площадью 70738 кв. м, расположенный в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Старое Село, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 09.09.2013 по 08.09.2062.
В соответствии с пунктом 2.3 договора он вступает в силу с даты его государственной регистрации.
Партнерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 09.09.2013 N 3.2551/2013.
Управление направило в адрес партнерства решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации от 21.11.2013 N 18/041/2013-347.
Отказывая в государственной регистрации указанных договоров аренды земельных участков, управление сослалось на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку представленные на государственную регистрацию прав документы по содержанию не соответствуют действующему законодательству. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) одной из форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является дачные некоммерческие партнерства. Следовательно, процедура предоставления земельных участков дачным некоммерческим партнерствам установлена указанным законом и в данном случае она не соблюдена.
Не согласившись с данными отказами, партнерство оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя требования партнерства, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 указанного Кодекса (действовала на момент подачи заявления о регистрации договора аренды, его рассмотрения Управлением и разрешения судами настоящего спора) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 3 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 12 названного Закона (действовала на момент подачи заявления о регистрации договора аренды, его рассмотрения Управлением и оформления оспариваемого решения) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (пункты 1, 2).
В соответствии со статьей 13 Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно статье 14 названного Закона (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 указанного Кодекса).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирался из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок мог быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 вышеназванного Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В деле имеется копия устава ДНП "Новый свет", состав ДНП (список членов) не представлен.
Земельный участок, являющийся объектом аренды по договору от 09.09.2013 N 3.2550/2013, площадью 56 794 кв. м, находится в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Власово, категории земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок, являющийся объектом аренды по договору от 09.09.2013 N 3.2551/2013, площадью 70 738 кв. м, находится в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Старое Село, категории земель - земли населенных пунктов
То обстоятельство, что данный земельный участок входил в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, не подтверждено.
Таким образом, отказы в регистрации указанных договоров аренды по основанию, что названные земельные участки не могут быть предоставлены партнерству для ведения дачного строительства по правилам Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", являются правомерными.
Оснований для признания незаконными решений (сообщений) управления от 21.11.2013 N 18/041/2013-347, 18/041/2013-348 не имеется.
При таких обстоятельствах заявление партнерства не подлежало удовлетворению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию практики применения законодательства (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2015 по делу N А41-7309/14 со сходными обстоятельства и с участием тех же лиц) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.04.2015 по делу N А41-33347/14 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2015 N 10АП-4388/2015 ПО ДЕЛУ N А41-33347/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N А41-33347/14
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - дачного некоммерческого партнерства "Новый свет" - извещено, представитель не явился,
от администрации Можайского муниципального района Московской области - Евдокимовой М.А. (представителя по доверенности от 30.12.2014),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Курбанова К.А. (представителя по доверенности от 10.03.2015)
от комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Можайского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.04.2015 по делу N А41-33347/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Новый свет" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконными решения (сообщения) управления от 21.11.2013 N 18/041/2013-347, 18/041/2013-348 об отказе в государственной регистрации договоров аренды земельных участков от 09.09.2013 N З.2550/2013, З.2551/2013, расположенных по адресу: Московская область, Можайский район, деревни Власово и Старое село.
- обязать управление произвести государственную регистрацию договоров аренды земельных участков от 09.09.2013 N З.2550/2013, З.2551/2013, расположенных по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Власово и деревня Старое село.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - комитет), администрация Можайского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.04.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы управления и администрации.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы администрации и управления.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей партнерства, комитета.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании постановления администрации от 06.09.2013 N 3097-П между партнерством и комитетом заключен договор аренды от 09.09.2013 N 3.2550/2013 с земельного участка кадастровым номером 50:18:0010603:289 общей площадью 56794 кв. м, расположенный в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Власово, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 09.09.2013 по 08.09.2062.
В соответствии с пунктом 2.3 договора он вступает в силу с даты его государственной регистрации.
Партнерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 09.09.2013 N 3.2550/2013.
Управление направило в адрес партнерства решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации от 21.11.2013 N 18/041/2013-348.
На основании постановления администрации от 06.09.2013 N 3096-П между партнерством и комитетом заключен договор аренды от 09.09.2013 N 3.2551/2013 земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090318:1112 общей площадью 70738 кв. м, расположенный в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Старое Село, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 09.09.2013 по 08.09.2062.
В соответствии с пунктом 2.3 договора он вступает в силу с даты его государственной регистрации.
Партнерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 09.09.2013 N 3.2551/2013.
Управление направило в адрес партнерства решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации от 21.11.2013 N 18/041/2013-347.
Отказывая в государственной регистрации указанных договоров аренды земельных участков, управление сослалось на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку представленные на государственную регистрацию прав документы по содержанию не соответствуют действующему законодательству. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) одной из форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является дачные некоммерческие партнерства. Следовательно, процедура предоставления земельных участков дачным некоммерческим партнерствам установлена указанным законом и в данном случае она не соблюдена.
Не согласившись с данными отказами, партнерство оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя требования партнерства, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 указанного Кодекса (действовала на момент подачи заявления о регистрации договора аренды, его рассмотрения Управлением и разрешения судами настоящего спора) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 3 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 12 названного Закона (действовала на момент подачи заявления о регистрации договора аренды, его рассмотрения Управлением и оформления оспариваемого решения) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (пункты 1, 2).
В соответствии со статьей 13 Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно статье 14 названного Закона (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 указанного Кодекса).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права (в редакции на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды, рассмотрения данного заявления и оформления оспариваемого отказа) земельный участок для целей ведения дачного хозяйства выбирался из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения; такой участок мог быть предоставлен некоммерческому объединению, персональный состав которого сформирован по правилам статьи 14 вышеназванного Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В деле имеется копия устава ДНП "Новый свет", состав ДНП (список членов) не представлен.
Земельный участок, являющийся объектом аренды по договору от 09.09.2013 N 3.2550/2013, площадью 56 794 кв. м, находится в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Власово, категории земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок, являющийся объектом аренды по договору от 09.09.2013 N 3.2551/2013, площадью 70 738 кв. м, находится в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, Можайский район, д. Старое Село, категории земель - земли населенных пунктов
То обстоятельство, что данный земельный участок входил в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, не подтверждено.
Таким образом, отказы в регистрации указанных договоров аренды по основанию, что названные земельные участки не могут быть предоставлены партнерству для ведения дачного строительства по правилам Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", являются правомерными.
Оснований для признания незаконными решений (сообщений) управления от 21.11.2013 N 18/041/2013-347, 18/041/2013-348 не имеется.
При таких обстоятельствах заявление партнерства не подлежало удовлетворению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию практики применения законодательства (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2015 по делу N А41-7309/14 со сходными обстоятельства и с участием тех же лиц) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.04.2015 по делу N А41-33347/14 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)