Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2013 ПО ДЕЛУ N 11-10505/2013

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. по делу N 11-10505/2013


Судья: Юркина С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Чертовиковой Н.Я.
судей Онориной Н.Е., Савельевой Л.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 17 октября 2013 года гражданское дело по иску Б. к администрации Коркинского муниципального района Челябинской области с апелляционной жалобой администрации Коркинского муниципального района Челябинской области на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 29 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с иском к администрации Коркинского муниципального района Челябинской области (с учетом уточнений т. 1 л.д. 4-7, 31-38)
- об обязании изъять земельный участок общей площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город *** и передать данный земельный участок в распоряжение Коркинского муниципального района Челябинской области;
- взыскании денежных средств в счет рыночной стоимости указанного земельного участка размере *** рублей, объекта незавершенного строительства в размере *** рублей, уплаченного земельного налога за 2009, 2010, 2011 годы в размере *** копеек, за 2012 год - *** копеек;
- обязании внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование иска указано, что с 1993 года истица является собственником названного земельного участка с разрешенным видом использования для строительства жилого дома. В результате действий ответчика в настоящее время указанный земельный участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны кладбища, где строительство жилых домов не допустимо. Учитывая, что земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества не могут быть использованы истицей по назначению - для строительства жилого дома и проживания в нем, земельный участок подлежит изъятию в муниципальную собственность с возмещением истице всех понесенных в результате действий ответчика убытков.
Истица Б. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Коркинского муниципального района Челябинской области - Г. иск не признала.
Представители третьих лиц администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области участия в судебном заседании в суде первой инстанции не приняли.
Суд вынес решение, которым иск Б. удовлетворил в полном объеме. На администрацию Коркинского муниципального района Челябинской области возложена обязанность по изъятью земельного участка общей площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город *** и передаче его в собственность Муниципального образования Коркинского муниципального района Челябинской области, внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих изменений. С администрации Коркинского муниципального района Челябинской области в пользу Б. взысканы убытки в общей сумме *** копейки, а также судебные расходы в общем размере ***
В апелляционной жалобе ответчик администрация Коркинского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить. Указывает на то, что санитарно-защитная зона кладбища в установленном законом порядке не определена, находятся ли спорный земельный участок и объект незавершенного строительства в пределах такой зоны не известно. Документ, подтверждающий расстояние между спорным земельным участком и кладбищем не представлен, в связи с чем невозможно определить, находится ли данный участок в ориентировочных границах санитарно-защитной зоны кладбища. На момент предоставления спорного участка истцу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, на которые ссылается истица, не действовали. Предусмотренные законом основания для изъятия земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют.
Представители ответчика администрации Коркинского муниципального района Челябинской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав истицу Б., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части возложения на администрацию Коркинского муниципального района Челябинской области обязанности по изъятию спорного земельного участка и передаче его в собственность Муниципального образования Коркинского муниципального района Челябинской области и внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено, на основании постановления Главы администрации города Коркино Челябинской области от 23 августа 1993 года N 700 истице Б. отведен свободный от застройки земельный участок по улице ***, площадью ***. для строительства кирпичного жилого дома размером 8,3 х 12,0 м, общей площадью 155,0 кв. м, жилой площадью 89,0 кв. м, а также строительства гаража из несгораемого материала и бани (т. 1 л.д. 24).
28 сентября 1993 года между отделом архитектуры и градостроительства администрации города Коркино Челябинской области и Б. заключен договор о возведении индивидуального жилого дома на отведенном земельном участке, к которому приложен план размещения объекта (т. 1 л.д. 13-19).
В период с 1993 по 1994 год истицей на отведенном земельном участке возведен объект незавершенного строительства со степенью готовности 20% общей площадью застройки ***., что подтверждено квитанциями об оплате работ по обработке земельного участка от 04 мая 1994 года, строительства коттеджа от 17 сентября 1993 года и 19 мая 1994 года, возведения металлоконструкций от 01 сентября 1994 года, приобретения бетона от 17 сентября 1993 года (т. 3 л.д. 50-51).
12 ноября 2008 года на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Челябинская область, город *** получен кадастровый паспорт (т. 3 л.д. 20-21).
В 2008 году по заявлению истицы проведено межевание указанного земельного участка, местоположение границ земельного участка согласовано с администрацией Коркинского муниципального района Челябинской области 11 января 2009 года на основании дежурного плана застройки (т. 2 л.д. 16, 18), 27 апреля 2009 года указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с установленными на основании межевых работ границами, ему присвоен кадастровый номер ***, вид разрешенного использования указан для строительства индивидуального жилого дома (т. 1 л.д. 22-23).
01 июня 2009 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании постановления Главы администрации города Коркино Челябинской области от 23 августа 1993 года N 700 и кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от 12 ноября 2008 года за истицей Б. зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью ***. с кадастровым номером *** и расположенный на нем объект незавершенного строительства, находящиеся по адресу: Челябинская область, город *** (т. 1 л.д. 8-9).
Так же из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на 1993 год, то есть на момент предоставления истице земельного участка, на удалении от предоставленного земельного участка, располагалось кладбище площадью 43,26 га (т. 3 л.д. 188, 217).
Из сопоставления схемы расположения земельного участка кладбища, представленной филиалом "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по Челябинской области по запросу суда (т. 3 л.д. 187-188), схемы земельного участка кладбища, являющейся приложением к кадастровому плану от 30 октября 2002 года (т. 3 л.д. 177-178) и схемы составленной кадастровым инженером (т. 3 л.д. 217) следует, что границы кладбища с 1993 года изменились, площадь земельного участка, занятого кладбищем, увеличилась с 43,26 га до 51 га.
Увеличение площади земельного участка, занятого кладбищем до 51 000 кв. м подтверждено так же постановлением Главы Еткульского района Челябинской области от 19 октября 2002 года N 576 о предоставлении земельного участка площадью 51 000 кв. м, расположенного в 2,5 км севернее поселка Новобатурино Еткульского района Челябинской области Муниципальному унитарному предприятию "Производственное многоотраслевое коммунальное хозяйство" в постоянное бессрочное пользование для размещения кладбища (т. 3 л.д. 182) и составленным по состоянию на 30 октября 2002 года кадастровым планом земельного участка площадью *** кв. м с кадастровым номером ***с разрешенным видом использования для размещения кладбища, поставленного на кадастровый учет 21 октября 2002 года (т. 1 л.д. 97-98, т. 3 л.д. 177-180). 13 января 2013 года муниципальное унитарное предприятие "Производственное многоотраслевое коммунальное хозяйство" ликвидировано вследствие банкротства (т. 3 л.д. 189).
Кроме того, согласно пояснениям, данным представителем ответчика администрации Коркинского муниципального района Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции от 29 июля 2013 года, городское кладбище находится в ведении администрации, кладбище быстро разрастается (т. 3 л.д. 140 об.).
Указанные обстоятельства подтверждают пояснения истцы о том, что на момент предоставления ей в 1993 году земельного участка общей площадью ***. с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: Челябинская область, город *** кладбище было расположено далеко, предоставленный ей земельный участок в санитарно-защитную зону кладбища не входил.
Решением совета депутатов Коркинского городского поселения Челябинской области от 26 декабря 2012 года N 193 утвержден Генеральный план Коркинского городского поселения (т. 2 л.д. 1-2), согласно которому на территории Коркинского городского поселения имеется кладбище, окруженное территорией, подлежащей градостроительному освоению с ограничениями (санитарно-защитной зоной кладбища), в которой не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Пунктом 35 Генерального плана Коркинского городского поселения предусмотрено, что в жилых кварталах, расположенных в санитарно-защитных зонах городского кладбища, новое строительство не планируется, предлагается вывод 3,32 тысяч кв. м жилья с переселением жителей. Пунктом 47 Генерального плана Коркинского городского поселения городское кладбище, расположенное на границе с Еткульским муниципальным районом Челябинской области, отнесено к объектам с особым режимом использования, установлена санитарно-защитная зона 500 м. Предусмотрено перепрофилирование объектов жилищного строительства, попадающих в санитарно-защитные зоны, в производственные и коммунально-складские объекты (т. 2 л.д. 64, 66, 69, 79-80, 111).
Согласно выкопировки из опорного плана Схемы территориального планирования Коркинского муниципального района Челябинской области, утвержденной решением собрания депутатов Коркинского муниципального района Челябинской области от 24 декабря 2009 года N 827, кладбище находится в границах Коркинского муниципального района Челябинской области, окружено санитарно-защитной зоной (т. 3 л.д. 120).
В настоящее время между фактической границей кладбища и границей земельного участка истицы в самой удаленной точке расстояние составляет 297,03 м, в наименее удаленной точке - 223,96 м, что подтверждено заключением кадастрового инженера, представленным истицей (т. 3 л.д. 215-216), то же следует из акта обследования, составленного специалистами администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области 03 августа 2011 года (т. 3 л.д. 121).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктом 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 января 2008 года за номером 10995) организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относятся к объектам класса II, для которых установлена санитарно-защитная зона 500 м (пункт 7.1.12. названных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 5.1. тех же Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (5.6. указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно статье 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
При изъятии земельного участка в выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в результате действий ответчика, допустившего расширение территории существующего кладбища, земельный участок, принадлежащий на праве собственности истице, фактически изъят для муниципальных нужд Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, а именно для обеспечения санитарно-защитной зоны кладбища, после чего принял верное решение о передаче данного земельного участка в муниципальную собственность и возмещении истице причиненных в результате изъятия земельного участка убытков в виде рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта незавершенного строительства, а также уплаченного за период с 2009 по 2012 год земельного налога, размер которых определил на основании представленных истицей отчетов об оценке и квитанций об уплате налога.
Указанные выводы суда мотивированы, основаны на исследованных судом доказательствах и требованиях приведенных выше правовых норм, судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда.
Вместе с тем, в силу статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть исполнимым в связи с чем судебная коллегия считает необходимым изложить резолютивную часть решения в следующем виде:
изъять земельный участок площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город *** у собственника Б. и передать данный земельный участок в собственность Муниципального образования Коркинского муниципального района Челябинской области для муниципальных нужд. Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о погашении права собственности Б. на земельный участок площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город *** и объект незавершенного строительства площадью застройки ***., расположенный по тому же адресу, внесении записи о регистрации права собственности Муниципального образования Коркинского муниципального района Челябинской области на указанные объекты недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы ответчика администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о том, что санитарно-защитная зона кладбища в установленном законом порядке не определена, оснований полагать, что земельный участок истицы расположен в пределах данной зоны не имеется, не состоятельны, поскольку санитарно-защитная зона возникла в результате действий ответчика по осуществлению захоронений. Кроме того, Генеральный план Коркинского городского поселения, утвержденный решением совета депутатов Коркинского городского поселения Челябинской области от 26 декабря 2012 года N 193 и схема территориального планирования Коркинского муниципального района Челябинской области, утвержденная решением собрания депутатов Коркинского муниципального района Челябинской области от 24 декабря 2009 года N 827 предусматривают 500 м санитарно-защитную зону городского кладбища.
Судебной коллегии предоставлено заключение кадастрового инженера, согласно которому расстояние между спорным земельным участком и кладбищем в самой удаленной точке расстояние составляет 297,03 м, в наименее удаленной точке - 223,96 м. Данный документ принят апелляционной инстанцией в качестве нового доказательства в порядке статьи статья 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанное доказательство является относимым и допустимым, не было представлено в суд первой инстанции по не зависящей от истицы причине - в связи с невыполнением судом первой инстанции требований части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая судебной коллегией признается уважительной.
Ссылка апелляционной жалобы ответчика администрации Коркинского муниципального района Челябинской области на то, что предусмотренные законом основания для изъятия земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения лишь в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Факт нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне кладбища лишает собственника земельного участка использовать земельный участок в соответствии с установленным целевым назначением - для строительства жилого дома. Таким образом, как указано выше, судебная коллегия полагает, что земельный участок, отведенный истице под жилищное строительство, фактически изъят в результате действий администрации для обеспечения санитарно-защитной зоны кладбища, поскольку в пределах данной зоны размещение жилой застройки, в том числе строительство отдельно стоящих жилых домов не допустимо.
Кроме того, утверждая Генеральный план Коркинского городского поселения, предусматривающий наличие 500 м санитарно-защитной зоны городского кладбища, орган местного самоуправления предусмотрел, что в жилых кварталах, расположенных в санитарно-защитных зонах городского кладбища, новое строительство не планируется, из указанной зоны предлагается вывод 3,32 тысяч кв. м жилья с переселением жителей и перепрофилированием объектов жилищного строительства, попадающих в санитарно-защитные зоны, в производственные и коммунально-складские объекты.
То обстоятельство, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждены в 2007 году, а спорный земельный участок предоставлен истице в 1993 году, также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не отменяет ограничения прав собственника земельного участка, возникшие в результате возникновения санитарно-защитной зоны кладбища.
Не влечет отмену решения суда и несогласие администрации Коркинского муниципального района Челябинской области с отказом администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в выдаче истице градостроительного плана земельного участка, поскольку законность данного отказа предметом судебного разбирательства не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 29 июля 2013 года в части возложения на администрацию Коркинского муниципального района Челябинской области обязанности по изъятию земельного участка площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город***, передаче в собственность Муниципального образования Коркинского муниципального района Челябинской области и внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменить, указанием:
изъять земельный участок площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город *** у собственника Б. и передать данный земельный участок в собственность Муниципального образования Коркинского муниципального района Челябинской области для муниципальных нужд. Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о погашении права собственности Б. на земельный участок площадью ***. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город *** и объект незавершенного строительства площадью застройки ***., расположенный по тому же адресу, внесении записи о регистрации права собственности Муниципального образования Коркинского муниципального района Челябинской области на указанные объекты недвижимого имущества.
В остальной части то же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Коркинского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)