Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Бейтуганова З.А., Е.Г. Сомова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе АМС г. Владикавказа на решение от 15.04.2014 по делу N А61-278/2014 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Иосиф" (ОГРН 1021500978531 ИНН 1512008251)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания (ОГРН 1027700485757),
третьим лицам - АМС г. Владикавказа, Управление Росреестра по РСО-Алания
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр,
в судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
закрытое акционерное общество "Иосиф" (далее - ЗАО "Иосиф", общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик), третьих лиц - Администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - АМС г. Владикавказа), Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РСО-Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-Алания), об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 0,3000 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева по состоянию на 1 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в размере 5852000 рублей и обязать внести изменения в государственный кадастр (с учетом уточнения исковых требований).
Решением от 15.04.2014 суд иск удовлетворил.
Не согласившись с решение суда первой инстанции, АМС г. Владикавказа обратилась с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Общество на праве аренды принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 0,2827 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева. Право аренды подтверждается договором аренды земельного участка N 76 от 23.05.1997 года. Увеличение стоимости земельных участков с 01.01.2010 связано с утверждением кадастровой стоимости земельных участков Постановлениями Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244 и от 30.12.2008 N 305.
Индивидуальным предпринимателем Агузаровым Владимиром Николаевичем по заказу истца проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040402:25. Согласно отчету ИП Агузарова В.Н. N 64-12 от 13.12.2013 рыночная стоимость земельного участка, площадью 00,2827 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева по состоянию на 01.01.2010 составляет 3274000 рублей.
На основании договора на оказание услуг от 03.05.2014 ООО "Экперт Консалт" была проведена повторная оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040402:25 (отчет N 01/14/Н-36). Согласно отчету ООО "Экперт Консалт" N 01/14/Н-36 от 05.03.2014 рыночная стоимость земельного участка, площадью 00,2827 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева по состоянию на 01.01.2010 составляет 5852000 рублей.
Также экспертным советом НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экпертный совет" было дано положительное экспертное заключение N Э-050314-1 от 13.03.2014 на отчет N 01/14/Н-36 от 05.03.2014. Заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка согласно отчету N 01/14/Н-36 от 05.03.2014.
Несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью.
Представленный отчет ООО "Эксперт-Консалт" N 01/14/Н-36 от 05.03.2014 свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка.
В силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 3 ФСО N 3 отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Статьей 24.16 Закона N 135-ФЗ определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает экспертное заключение о соответствии или несоответствии этого отчета требованиям настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленный ООО "Экперт-Консалт" отчет N 01/14/Н-36 от 05.03.2014 составлен оценщиком - Хохоевым Сосланном Владимировичем, компетентным в области оценочной деятельности специалистом, членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", а также получил положительное экспертное заключение, свидетельствующее о соответствии отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности".
Доказательств того, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности в РФ и Федеральным стандартам оценки в материалы дела ответчиком не представлено.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Оценив доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Судебные расходы в виде госпошлины по апелляционной жалобе в силу статьи 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя, но взысканию не подлежат, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2014 по делу N А61-278/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Н.ГОДИЛО
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2014 ПО ДЕЛУ N А61-278/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2014 г. по делу N А61-278/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Бейтуганова З.А., Е.Г. Сомова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе АМС г. Владикавказа на решение от 15.04.2014 по делу N А61-278/2014 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Иосиф" (ОГРН 1021500978531 ИНН 1512008251)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания (ОГРН 1027700485757),
третьим лицам - АМС г. Владикавказа, Управление Росреестра по РСО-Алания
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр,
в судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
закрытое акционерное общество "Иосиф" (далее - ЗАО "Иосиф", общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик), третьих лиц - Администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - АМС г. Владикавказа), Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РСО-Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-Алания), об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 0,3000 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева по состоянию на 1 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в размере 5852000 рублей и обязать внести изменения в государственный кадастр (с учетом уточнения исковых требований).
Решением от 15.04.2014 суд иск удовлетворил.
Не согласившись с решение суда первой инстанции, АМС г. Владикавказа обратилась с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Общество на праве аренды принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 0,2827 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева. Право аренды подтверждается договором аренды земельного участка N 76 от 23.05.1997 года. Увеличение стоимости земельных участков с 01.01.2010 связано с утверждением кадастровой стоимости земельных участков Постановлениями Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244 и от 30.12.2008 N 305.
Индивидуальным предпринимателем Агузаровым Владимиром Николаевичем по заказу истца проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040402:25. Согласно отчету ИП Агузарова В.Н. N 64-12 от 13.12.2013 рыночная стоимость земельного участка, площадью 00,2827 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева по состоянию на 01.01.2010 составляет 3274000 рублей.
На основании договора на оказание услуг от 03.05.2014 ООО "Экперт Консалт" была проведена повторная оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040402:25 (отчет N 01/14/Н-36). Согласно отчету ООО "Экперт Консалт" N 01/14/Н-36 от 05.03.2014 рыночная стоимость земельного участка, площадью 00,2827 га с кадастровым номером 15:09:0040402:25, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. А.Кесаева/Хадарцева по состоянию на 01.01.2010 составляет 5852000 рублей.
Также экспертным советом НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экпертный совет" было дано положительное экспертное заключение N Э-050314-1 от 13.03.2014 на отчет N 01/14/Н-36 от 05.03.2014. Заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка согласно отчету N 01/14/Н-36 от 05.03.2014.
Несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью.
Представленный отчет ООО "Эксперт-Консалт" N 01/14/Н-36 от 05.03.2014 свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка.
В силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 3 ФСО N 3 отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Статьей 24.16 Закона N 135-ФЗ определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает экспертное заключение о соответствии или несоответствии этого отчета требованиям настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленный ООО "Экперт-Консалт" отчет N 01/14/Н-36 от 05.03.2014 составлен оценщиком - Хохоевым Сосланном Владимировичем, компетентным в области оценочной деятельности специалистом, членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", а также получил положительное экспертное заключение, свидетельствующее о соответствии отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности".
Доказательств того, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности в РФ и Федеральным стандартам оценки в материалы дела ответчиком не представлено.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Оценив доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Судебные расходы в виде госпошлины по апелляционной жалобе в силу статьи 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя, но взысканию не подлежат, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2014 по делу N А61-278/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Н.ГОДИЛО
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)