Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Шманатова А.Е., доверенность от 04.03.2008 г. N 76,
от ответчика - Казверова Е.А., доверенность от 20.08.2008 г. N 4266,
от третьего лица - Коновалова Н.В., паспорт <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2008 года по делу N А55-6201/2008 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара
третье лицо:
Коновалова Наталья Викторовна
о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе от утверждения проекта границ земельного участка и обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Краснопресненская, д. 186, площадью 1 517,0 кв. м под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, выраженного в заключение от 19.03.2008 г. N 15-07-10/12350, и об обязании Департамента обеспечить изготовление и утвердить проект границ указанного земельного участка, либо представить в Министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Решением суда первой инстанции от 17 июня 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представить Департамента в судебном заседании, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Министерства.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что третье лицо Коновалова Н.В. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1 517 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Краснопресненская, дом 186 под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком (л.д. 16).
Министерство направило в адрес Департамента обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого Коноваловой Н.В. от 27.11.2007 г. (л.д. 14-15).
Письмом от 17.12.2007 г. N 15-07-10/41670 (л.д. 13) Департамент сообщил заявителю о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка, необходимости уточнения его площади и приведения в соответствие с требованиями Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" и Решением Думы городского округа Самары от 21.12.2006 г. N 374 "О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самары".
07.02.2008 г. заявитель повторно обратился в Департамент на предмет изготовления и утверждения проекта границ спорного земельного участка (л.д. 10-11).
Заключением от 19.03.2008 г. N 15-07-10/12350 Департамент вновь сообщил о невозможности утверждения проекта границ по тем же основаниям, что были изложены в письме от 17.12.2007 г. N 15-07-10/41670. (л.д. 9).
Считая действия Департамента незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" ответчик является уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков площадью 100 кв. м и менее, занимаемых временными объектами, а также земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей; и земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ и п. 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, уполномоченный орган обязан в недельный срок с момента поступления указанного обращения, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, подготовить и направить заявителю мотивированное заключение о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В месячный срок с момента поступления обращения заявителя на уполномоченный орган возлагается обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Из содержания вышеназванных норм следует, что на Департамент не возлагается безусловная обязанность по утверждению проекта границ земельного участка; в случае выявления обстоятельств, препятствующих предоставлению участка Департамент, обязан дать заключение о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. При этом Департамент руководствуется градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель.
Согласно п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Аналогичная норма содержится в п. п. 8 п. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле".
Решением Думы городского округа Самары от 21.12.2006 г. N 374 "О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самары" установлено, что максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет - 1500 кв. м.
Суд первой инстанции правомерно указал, что спорный земельный участок, границы которого просит утвердить заявитель, имеет площадь 1 517 кв. м, то есть превышающую предельные (максимальные) размеры для земельных участков, предоставляемых в черте городского округа Самары.
Ссылка заявителя на нарушение Департаментом требований ст. 36 Земельного кодекса РФ обоснованно отвергнута судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 названной статьи граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Коновалова Н.В. по договору купли-продажи жилого дома от 30.01.2007 г. приобрела жилой одноэтажный дом общей площадью 39,1 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Краснопресненская, д. 186. В данном договоре отсутствуют сведения о принадлежности спорного земельного участка прежним собственникам вышеназванного домовладения.
Доказательств использования прежними владельцами названного жилого дома земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Краснопресненская, д. 186, площадью 1 517,0 кв. м в материалах дела также не имеется.
Из пояснений представитель Департамента следует, что испрашиваемый земельный участок ранее в пользование не предоставлялся.
Из имеющегося в материалах дела проекта границ испрашиваемого земельного участка следует, что вышеназванный жилой дом занимает часть земельного участка площадью 69 кв. м (л.д. 17).
Исходя из п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 552 ГК РФ, по договору продажи объектов недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ).
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
При этом согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 Кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обжалуемые действия Департамента являются законными и обоснованными, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2008 г. по делу N А55-6201/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2008 ПО ДЕЛУ N А55-6201/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2008 г. по делу N А55-6201/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Шманатова А.Е., доверенность от 04.03.2008 г. N 76,
от ответчика - Казверова Е.А., доверенность от 20.08.2008 г. N 4266,
от третьего лица - Коновалова Н.В., паспорт <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2008 года по делу N А55-6201/2008 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара
третье лицо:
Коновалова Наталья Викторовна
о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе от утверждения проекта границ земельного участка и обязании совершить определенные действия,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Краснопресненская, д. 186, площадью 1 517,0 кв. м под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком, выраженного в заключение от 19.03.2008 г. N 15-07-10/12350, и об обязании Департамента обеспечить изготовление и утвердить проект границ указанного земельного участка, либо представить в Министерство мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Решением суда первой инстанции от 17 июня 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представить Департамента в судебном заседании, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Министерства.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что третье лицо Коновалова Н.В. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1 517 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Краснопресненская, дом 186 под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком (л.д. 16).
Министерство направило в адрес Департамента обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого Коноваловой Н.В. от 27.11.2007 г. (л.д. 14-15).
Письмом от 17.12.2007 г. N 15-07-10/41670 (л.д. 13) Департамент сообщил заявителю о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка, необходимости уточнения его площади и приведения в соответствие с требованиями Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" и Решением Думы городского округа Самары от 21.12.2006 г. N 374 "О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самары".
07.02.2008 г. заявитель повторно обратился в Департамент на предмет изготовления и утверждения проекта границ спорного земельного участка (л.д. 10-11).
Заключением от 19.03.2008 г. N 15-07-10/12350 Департамент вновь сообщил о невозможности утверждения проекта границ по тем же основаниям, что были изложены в письме от 17.12.2007 г. N 15-07-10/41670. (л.д. 9).
Считая действия Департамента незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" ответчик является уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков площадью 100 кв. м и менее, занимаемых временными объектами, а также земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей; и земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ и п. 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, уполномоченный орган обязан в недельный срок с момента поступления указанного обращения, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, подготовить и направить заявителю мотивированное заключение о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В месячный срок с момента поступления обращения заявителя на уполномоченный орган возлагается обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Из содержания вышеназванных норм следует, что на Департамент не возлагается безусловная обязанность по утверждению проекта границ земельного участка; в случае выявления обстоятельств, препятствующих предоставлению участка Департамент, обязан дать заключение о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. При этом Департамент руководствуется градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель.
Согласно п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Аналогичная норма содержится в п. п. 8 п. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле".
Решением Думы городского округа Самары от 21.12.2006 г. N 374 "О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самары" установлено, что максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет - 1500 кв. м.
Суд первой инстанции правомерно указал, что спорный земельный участок, границы которого просит утвердить заявитель, имеет площадь 1 517 кв. м, то есть превышающую предельные (максимальные) размеры для земельных участков, предоставляемых в черте городского округа Самары.
Ссылка заявителя на нарушение Департаментом требований ст. 36 Земельного кодекса РФ обоснованно отвергнута судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 названной статьи граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Коновалова Н.В. по договору купли-продажи жилого дома от 30.01.2007 г. приобрела жилой одноэтажный дом общей площадью 39,1 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Краснопресненская, д. 186. В данном договоре отсутствуют сведения о принадлежности спорного земельного участка прежним собственникам вышеназванного домовладения.
Доказательств использования прежними владельцами названного жилого дома земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Краснопресненская, д. 186, площадью 1 517,0 кв. м в материалах дела также не имеется.
Из пояснений представитель Департамента следует, что испрашиваемый земельный участок ранее в пользование не предоставлялся.
Из имеющегося в материалах дела проекта границ испрашиваемого земельного участка следует, что вышеназванный жилой дом занимает часть земельного участка площадью 69 кв. м (л.д. 17).
Исходя из п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 552 ГК РФ, по договору продажи объектов недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ).
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
При этом согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 Кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обжалуемые действия Департамента являются законными и обоснованными, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2008 г. по делу N А55-6201/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)