Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Шабановой Ю.Н.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению П. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
П. обратилась в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 пункта 2.4 и абзаца 8 пункта 3.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198. По мнению заявительницы указанные нормы вносят неопределенность и неясность в ходе реализации прав на предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, что в свою очередь привело к отказу ей в предоставлении земельного участка.
Представители Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области, заявленные требования не признали. Считают, что доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и являются необоснованными.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ в ст. 2 определяет, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В части 3 названной нормы указано, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Согласно ч. 2 названной статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: 1) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В рамках определенных Федеральным законом полномочий Правительством Самарской области принято постановление от 21.06.2006 N 74, которым утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством. В данное постановление неоднократно вносились изменения.
Заявителем оспаривается названное постановление в части, которая была принята в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198. Постановление N 198 официально опубликовано в "Волжской коммуне" N 134(28062) от 17.04.2012. Согласно п. 4 постановления оно вступает в силу с 01.07.2012.
В редакции постановления N 198 оспариваемый абзац 2 пункта 2.4 постановления N 74 изложен в следующей редакции:
"В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка".
Абзац 8 пункта 3.3, который также оспаривается, изложен в редакции:
"В случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя".
В соответствии с п. 1.1 Порядка, который в части оспаривается заявителем, он определяет процедуру и критерии предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Сопоставив оспариваемый заявителем абзац 2 п. 2.4 Порядка, суд усматривает его противоречие действующему законодательству лишь в части слов "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством".
В данном абзаце говорится об осуществлении министерством осмотра земельного участка в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка. По факту установления необходимости осуществления осмотра земельного участка суд не усматривает противоречия данной нормы действующему законодательству. Из буквального толкования данного пункта усматривается, что им предусмотрено получение информации, на основании которой будет приниматься решение о законности предоставления земельного участка в собственность, с учетом того, что возможно предоставление участка, свободного от прав других лиц. При этом следует учесть, что в государственном кадастре недвижимости могут отсутствовать сведения о границах ранее учтенных земельных участков. Поэтому, в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка, его осмотр позволяет избежать нарушений прав землепользователей.
При этом следует отметить, что положение об осмотре земельного участка на местности в целях установления фактического его использования не устанавливает дополнительного ограничения для лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка. Осмотр земельного участка, составленный по его результатам акт, является лишь источником информации, в котором могут содержаться сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Сам порядок проведения осмотра и составления акта установлен приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 20.06.2011 N 1695 "Об утверждении Порядка взаимодействия при выполнении заявок Министерства имущественных отношений Самарской области на проведение осмотра земельных участков с целью определения их фактического использования в рамках исполнения государственного задания Самарской области на оказание (выполнение работ) государственному автономному учреждению Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости".
Таким образом, оспариваемое положение в части установления необходимости осуществления осмотра земельного участка не ограничивает прав заявителя, не снижает правовых гарантий на приобретение земельного участка и не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Указание же в абзаце 2 п. 2.4 на то, что осмотр проводится "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством" нельзя признать законным, поскольку действующим законодательством такие основания не определены, что в свою очередь вносит неясность в организацию процедуры предоставления земельных участков.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Аналогичная правовая позиция неоднократно указывалась Конституционным Судом РФ в постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П где говорилось, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Также суд пришел к выводу, что не соответствует требованиям формальной определенности и оспариваемый абзац 8 п. 3.3 Порядка.
Из текста названной оспариваемой нормы следует, что Правительство Самарской области установило возможность направления Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес заявителя отказа в приеме заявления, возврате документов, отказа в предоставлении земельного участка, тогда как условия и основания, предусмотренные законом, для принятия таких решений не определены. Данное обстоятельство вносит неопределенность и неясность в процедуру реализации права заинтересованных лиц на предоставление им земельных участков для целей, не связанных со строительством, и приводит к возможности отказа в приеме заявления, возврате документов, отказа в предоставлении земельного участка, по усмотрению должностных лиц соответствующих органов.
Кроме того, оспариваемый абзац 8 п. 3.3, предусматривающий возможность отказа в приеме заявления и его возврате, вступает в противоречие с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которой рассмотрению подлежат все заявки.
При этом суд не может согласиться с доводами П. о том, что абзац 8 п. 3.3 противоречит действующему законодательству в том смысле, что после получения кадастрового паспорта земельного участка уполномоченный орган может принять решение об отказе в его предоставлении. О наличии такой возможности усматривается из ч. 5 ст. 34 ЗК РФ, в силу которой решение о возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган выносит только после предоставления кадастрового паспорта. Само по себе изготовление кадастрового паспорта является этапом в процедуре предоставления земельного участка и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления лицу земельного участка. В данном случае необходимо учесть, что нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрены полномочия органа, организации, осуществляющих утверждение схемы расположения земельного участка и изготовление кадастрового паспорта, оценивать возможность предоставления земельного участка.
Однако, само изложение оспариваемой нормы - абзаца 8 п. 3.3 не позволяет признать ее недействующей в части, поэтому суд пришел к выводу о необходимости признания противоречащим законодательству и недействующим всего абзаца 8.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 251 и 253 ГПК РФ, требования П. подлежат частичному удовлетворению. А именно, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в части слов: "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством" и абзаца 8 пункта 3.3 названного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Требования П. удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в части слов: "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством" и абзаца 8 пункта 3.3 названного Порядка.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
19.03.2014 определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ - решение Самарского областного суда от 06.12.2013 в части отказа в удовлетворении заявления П. о признании недействующим абзаца 2 пункта 2.4 Порядка отменено, принято по делу новое решение, которым заявление П. удовлетворено, признан недействующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в части осуществления Министерством имущественных отношений Самарской области осмотра земельного участка.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.12.2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2013 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Шабановой Ю.Н.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению П. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
П. обратилась в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 пункта 2.4 и абзаца 8 пункта 3.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198. По мнению заявительницы указанные нормы вносят неопределенность и неясность в ходе реализации прав на предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, что в свою очередь привело к отказу ей в предоставлении земельного участка.
Представители Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области, заявленные требования не признали. Считают, что доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и являются необоснованными.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ в ст. 2 определяет, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В части 3 названной нормы указано, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Согласно ч. 2 названной статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: 1) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В рамках определенных Федеральным законом полномочий Правительством Самарской области принято постановление от 21.06.2006 N 74, которым утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством. В данное постановление неоднократно вносились изменения.
Заявителем оспаривается названное постановление в части, которая была принята в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198. Постановление N 198 официально опубликовано в "Волжской коммуне" N 134(28062) от 17.04.2012. Согласно п. 4 постановления оно вступает в силу с 01.07.2012.
В редакции постановления N 198 оспариваемый абзац 2 пункта 2.4 постановления N 74 изложен в следующей редакции:
"В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка".
Абзац 8 пункта 3.3, который также оспаривается, изложен в редакции:
"В случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя".
В соответствии с п. 1.1 Порядка, который в части оспаривается заявителем, он определяет процедуру и критерии предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Сопоставив оспариваемый заявителем абзац 2 п. 2.4 Порядка, суд усматривает его противоречие действующему законодательству лишь в части слов "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством".
В данном абзаце говорится об осуществлении министерством осмотра земельного участка в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка. По факту установления необходимости осуществления осмотра земельного участка суд не усматривает противоречия данной нормы действующему законодательству. Из буквального толкования данного пункта усматривается, что им предусмотрено получение информации, на основании которой будет приниматься решение о законности предоставления земельного участка в собственность, с учетом того, что возможно предоставление участка, свободного от прав других лиц. При этом следует учесть, что в государственном кадастре недвижимости могут отсутствовать сведения о границах ранее учтенных земельных участков. Поэтому, в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка, его осмотр позволяет избежать нарушений прав землепользователей.
При этом следует отметить, что положение об осмотре земельного участка на местности в целях установления фактического его использования не устанавливает дополнительного ограничения для лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении земельного участка. Осмотр земельного участка, составленный по его результатам акт, является лишь источником информации, в котором могут содержаться сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Сам порядок проведения осмотра и составления акта установлен приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 20.06.2011 N 1695 "Об утверждении Порядка взаимодействия при выполнении заявок Министерства имущественных отношений Самарской области на проведение осмотра земельных участков с целью определения их фактического использования в рамках исполнения государственного задания Самарской области на оказание (выполнение работ) государственному автономному учреждению Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости".
Таким образом, оспариваемое положение в части установления необходимости осуществления осмотра земельного участка не ограничивает прав заявителя, не снижает правовых гарантий на приобретение земельного участка и не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Указание же в абзаце 2 п. 2.4 на то, что осмотр проводится "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством" нельзя признать законным, поскольку действующим законодательством такие основания не определены, что в свою очередь вносит неясность в организацию процедуры предоставления земельных участков.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Аналогичная правовая позиция неоднократно указывалась Конституционным Судом РФ в постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П где говорилось, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Также суд пришел к выводу, что не соответствует требованиям формальной определенности и оспариваемый абзац 8 п. 3.3 Порядка.
Из текста названной оспариваемой нормы следует, что Правительство Самарской области установило возможность направления Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес заявителя отказа в приеме заявления, возврате документов, отказа в предоставлении земельного участка, тогда как условия и основания, предусмотренные законом, для принятия таких решений не определены. Данное обстоятельство вносит неопределенность и неясность в процедуру реализации права заинтересованных лиц на предоставление им земельных участков для целей, не связанных со строительством, и приводит к возможности отказа в приеме заявления, возврате документов, отказа в предоставлении земельного участка, по усмотрению должностных лиц соответствующих органов.
Кроме того, оспариваемый абзац 8 п. 3.3, предусматривающий возможность отказа в приеме заявления и его возврате, вступает в противоречие с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которой рассмотрению подлежат все заявки.
При этом суд не может согласиться с доводами П. о том, что абзац 8 п. 3.3 противоречит действующему законодательству в том смысле, что после получения кадастрового паспорта земельного участка уполномоченный орган может принять решение об отказе в его предоставлении. О наличии такой возможности усматривается из ч. 5 ст. 34 ЗК РФ, в силу которой решение о возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган выносит только после предоставления кадастрового паспорта. Само по себе изготовление кадастрового паспорта является этапом в процедуре предоставления земельного участка и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления лицу земельного участка. В данном случае необходимо учесть, что нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрены полномочия органа, организации, осуществляющих утверждение схемы расположения земельного участка и изготовление кадастрового паспорта, оценивать возможность предоставления земельного участка.
Однако, само изложение оспариваемой нормы - абзаца 8 п. 3.3 не позволяет признать ее недействующей в части, поэтому суд пришел к выводу о необходимости признания противоречащим законодательству и недействующим всего абзаца 8.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 251 и 253 ГПК РФ, требования П. подлежат частичному удовлетворению. А именно, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в части слов: "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством" и абзаца 8 пункта 3.3 названного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Требования П. удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в части слов: "и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством" и абзаца 8 пункта 3.3 названного Порядка.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
19.03.2014 определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ - решение Самарского областного суда от 06.12.2013 в части отказа в удовлетворении заявления П. о признании недействующим абзаца 2 пункта 2.4 Порядка отменено, принято по делу новое решение, которым заявление П. удовлетворено, признан недействующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в части осуществления Министерством имущественных отношений Самарской области осмотра земельного участка.
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)