Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2013 года
по делу N А50-13661/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованное лицо: Киселева Наталья Викторовна
о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кемаева Елена Александровна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент), изложенного в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-699, обязании принять решение о возможности предоставления в аренду земельного участка площадью 994 кв. м на 4 года 11 месяцев, расположенного в Свердловском р-не г. Перми, восточнее дома N 114 по ул. Куйбышева, для целей, не связанных со строительством, под размещение некапитальных объектов бытового обслуживания (автомойки и автосервиса). Кроме того, предприниматель просит обязать Департамент в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка и в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта на земельного участка принять решение о предоставлении его в аренду.
Определением суда от 07.10.2013 к участию в деле заинтересованным лицом привлечена Киселева Н.В.
Решением суд от 30.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Предприниматель с решением не согласен, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования заявителя удовлетворить. Считает необоснованным применение судом п. 1.6.10 "Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (в редакции от 26.06.2012 N 130). В обоснование указывает на отсутствие в деле доказательств соблюдения Департаментом процедур при принятии решения о предоставлении земельного участка для, целей не связанных со строительством, в отношении Киселевой Н.В. в 2008 году.
Департамент направил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.03.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка общей площадью 994 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева восточнее дома N 114, под размещение некапитальных объектов бытового обслуживания (автомойки и автосервиса).
Письмом от 19.04.2013 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка с указанием на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности его предоставления по обращению от 24.04.2008 предпринимателю Киселевой Н.В.
Полагая отказ незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав, представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции признал обоснованными, изложенные в обжалуемом письме Департамента мотивы отказа, при этом суд указал, что из представленных в материалы дела документов следует, что часть земельного участка, испрашиваемого заявителем, входит в состав земельного участка предоставленного Киселевой Н.В. (л.д. 28) на основании протокола N 18 заседания Комиссии по рассмотрению заявления о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством от 22.05.2008 (л.д. 37-39).
Учитывая, что Порядок в редакции 23.10.2007, действующий на момент принятия решения Комиссией от 22.05.2008 о предоставлении Киселевой Н.В. земельного участка, не предусматривал ограниченный срок действия решения, данное решение считается действующим. Доказательств отказа Киселевой Н.В. от испрашиваемого земельного участка в суд не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Учитывая изложенное, суд отказал в признании незаконным отказа Департамента, оформленного в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-699.
Апелляционный суд с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
На основании ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом законность принятого уполномоченным органом решения должен доказывать соответствующий орган.
Положениями ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков в аренду (при наличии правовых оснований) осуществляется по решению уполномоченных государственных и муниципальных органов (ст. 29 ЗК РФ).
Статья 34 ЗК РФ регламентирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми определен решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок N 260).
Полномочиями администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством наделен Департамент, что следует из п. 2.1. Положения о Департаменте земельных отношений Администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210.
Из уведомления Департамента от 19.04.2013 следует, что основанием отказа в предоставлении заявителю земельного участка является принятое решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в отношении иного лица, Киселевой Н.В., обратившейся ранее (заявление от 24.04.2008).
Пунктами 2.10-2.15 Порядка N 260 (ред. 23.10.2007) предусмотрены действия, которые должен совершить уполномоченный орган в сфере земельных отношений (Департамента) в случае принятия Комиссией положительного решения о предоставлении земельного участка, а также сроки в течение которых эти действия должны быть совершены.
Так п. 2.10 установлено, что в случае принятия Комиссией положительного решения уполномоченный орган в сфере земельных отношений в недельный срок со дня принятия решения Комиссией: в письменном виде извещает заявителя о возможности предоставления земельного участка с приложением выписки из протокола заседания Комиссии; обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Затем в течение шести месяцев со дня принятия Комиссией решения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка под заявленные цели уполномоченный орган в сфере земельных отношений (при отсутствии землеустроительной документации на испрашиваемый земельный участок) организует проведение землеустроительных работ и подготовку землеустроительного дела, обеспечивает утверждение землеустроительного дела в органах Роснедвижимости и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. На основании письменного обращения заявителя уполномоченный орган в сфере земельных отношений вправе разрешить заявителю самостоятельную организацию землеустроительных работ, подготовку землеустроительного дела.
Публикует информационное сообщение, в котором указывает срок, в течение которого заинтересованные лица вправе подать заявление на предоставление земельного участка (не менее одного месяца со дня опубликования информационного сообщения; п. 2.12 Порядка N 260).
Пункт 2.13 и 2.14 регламентируют порядок действий департамента при наличии иных заявлений в отношении участка и при их отсутствии, в последнем случае уполномоченный орган в сфере земельных отношений в недельный срок издает приказ о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю как единственному претенденту и затем в недельный срок на основании приказа о предоставлении земельного участка заявителю как единственному претенденту заключает договор в отношении испрашиваемого земельного участка (п. 2.15).
Таким образом, и в отсутствие в Порядке N 260 предельного срока действий решения Комиссии, оно не действует бессрочно, поскольку из системного анализа положений Порядка следует, что уполномоченный орган (Департамент) при наличии положительного заключения Комиссии должен совершить определенные действия в установленные Порядком сроки.
В деле отсутствуют доказательства соблюдения Департаментом названных положений Порядка N 260 по результатам рассмотрения заявления Киселевой Н.В., соответствующий приказ о предоставлении участка и заключенный на его основании договор, также отсутствуют, следовательно апелляционный суд не может признать обоснованной ссылку Департамента на то, что в отношении испрашиваемого участка принято решение о возможности его предоставления иному ранее обратившемуся лицу, срок которого не истек.
Наличие положительного решения Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, не подменяет собой необходимости совершения Департаментом действий, предписанных Порядком N 260, в установленные этим Порядком предельные сроки, по истечении которых в отсутствие совершения Департаментом соответствующих действий, решение Комиссии утрачивает свою силу.
Иное бы означало, что такое решение действует бессрочно, в том числе и при утрате обратившимся лицом интереса к испрашиваемому участку, а предоставление этого участка иному лицу делается невозможным, что не отвечает принципу эффективного использования земли (п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает неправомерным ссылку суда первой инстанции на п. 1.6.10 Порядка N 260 (в редакции от 26.06.2012, действовавшей на момент обращения заявителя) как основание правомерности принятого Департаментом отказа в предоставлении земельного участка, изложенного письмом от 19.04.2013 N И-21-01-09-699.
Нормы гражданского и земельного законодательства требуют от участников гражданского оборота осуществления гражданских прав разумно и добросовестно.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене (ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка по основанию, изложенному в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-6991, является незаконным.
В качестве устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя (п. 3 с. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) апелляционный суд возлагает на Департамент обязанность рассмотреть заявление предпринимателя Кемаевой Е.А. от 14.03.2013 о предоставлении земельного участка в сроки и порядке, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Порядком N 260.
Расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в силу ст. 110 АПК РФ относятся на Департамент.
Руководствуясь ст. 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2013 по делу N А50-13661/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить, признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка индивидуальному предпринимателю Кемаевой Елене Александровне, изложенный в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-6991.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны путем рассмотрения ее заявления от 14.03.2013 о предоставлении земельного участка в сроки и порядке, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379) в пользу индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны (ОГРНИП 310590523200025, ИНН 590500448440) 300 (триста) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кемаевой Елене Александровне (ОГРНИП 310590523200025, ИНН 590500448440) 900 (девятьсот) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чек-ордеру от 27.01.2014, оригинал которого находится в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 N 17АП-1803/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-13661/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. N 17АП-1803/2014-ГК
Дело N А50-13661/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2013 года
по делу N А50-13661/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованное лицо: Киселева Наталья Викторовна
о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кемаева Елена Александровна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент), изложенного в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-699, обязании принять решение о возможности предоставления в аренду земельного участка площадью 994 кв. м на 4 года 11 месяцев, расположенного в Свердловском р-не г. Перми, восточнее дома N 114 по ул. Куйбышева, для целей, не связанных со строительством, под размещение некапитальных объектов бытового обслуживания (автомойки и автосервиса). Кроме того, предприниматель просит обязать Департамент в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка и в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта на земельного участка принять решение о предоставлении его в аренду.
Определением суда от 07.10.2013 к участию в деле заинтересованным лицом привлечена Киселева Н.В.
Решением суд от 30.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Предприниматель с решением не согласен, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования заявителя удовлетворить. Считает необоснованным применение судом п. 1.6.10 "Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (в редакции от 26.06.2012 N 130). В обоснование указывает на отсутствие в деле доказательств соблюдения Департаментом процедур при принятии решения о предоставлении земельного участка для, целей не связанных со строительством, в отношении Киселевой Н.В. в 2008 году.
Департамент направил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.03.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка общей площадью 994 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева восточнее дома N 114, под размещение некапитальных объектов бытового обслуживания (автомойки и автосервиса).
Письмом от 19.04.2013 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка с указанием на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности его предоставления по обращению от 24.04.2008 предпринимателю Киселевой Н.В.
Полагая отказ незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав, представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции признал обоснованными, изложенные в обжалуемом письме Департамента мотивы отказа, при этом суд указал, что из представленных в материалы дела документов следует, что часть земельного участка, испрашиваемого заявителем, входит в состав земельного участка предоставленного Киселевой Н.В. (л.д. 28) на основании протокола N 18 заседания Комиссии по рассмотрению заявления о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством от 22.05.2008 (л.д. 37-39).
Учитывая, что Порядок в редакции 23.10.2007, действующий на момент принятия решения Комиссией от 22.05.2008 о предоставлении Киселевой Н.В. земельного участка, не предусматривал ограниченный срок действия решения, данное решение считается действующим. Доказательств отказа Киселевой Н.В. от испрашиваемого земельного участка в суд не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Учитывая изложенное, суд отказал в признании незаконным отказа Департамента, оформленного в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-699.
Апелляционный суд с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
На основании ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом законность принятого уполномоченным органом решения должен доказывать соответствующий орган.
Положениями ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков в аренду (при наличии правовых оснований) осуществляется по решению уполномоченных государственных и муниципальных органов (ст. 29 ЗК РФ).
Статья 34 ЗК РФ регламентирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми определен решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок N 260).
Полномочиями администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством наделен Департамент, что следует из п. 2.1. Положения о Департаменте земельных отношений Администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210.
Из уведомления Департамента от 19.04.2013 следует, что основанием отказа в предоставлении заявителю земельного участка является принятое решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в отношении иного лица, Киселевой Н.В., обратившейся ранее (заявление от 24.04.2008).
Пунктами 2.10-2.15 Порядка N 260 (ред. 23.10.2007) предусмотрены действия, которые должен совершить уполномоченный орган в сфере земельных отношений (Департамента) в случае принятия Комиссией положительного решения о предоставлении земельного участка, а также сроки в течение которых эти действия должны быть совершены.
Так п. 2.10 установлено, что в случае принятия Комиссией положительного решения уполномоченный орган в сфере земельных отношений в недельный срок со дня принятия решения Комиссией: в письменном виде извещает заявителя о возможности предоставления земельного участка с приложением выписки из протокола заседания Комиссии; обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Затем в течение шести месяцев со дня принятия Комиссией решения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка под заявленные цели уполномоченный орган в сфере земельных отношений (при отсутствии землеустроительной документации на испрашиваемый земельный участок) организует проведение землеустроительных работ и подготовку землеустроительного дела, обеспечивает утверждение землеустроительного дела в органах Роснедвижимости и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. На основании письменного обращения заявителя уполномоченный орган в сфере земельных отношений вправе разрешить заявителю самостоятельную организацию землеустроительных работ, подготовку землеустроительного дела.
Публикует информационное сообщение, в котором указывает срок, в течение которого заинтересованные лица вправе подать заявление на предоставление земельного участка (не менее одного месяца со дня опубликования информационного сообщения; п. 2.12 Порядка N 260).
Пункт 2.13 и 2.14 регламентируют порядок действий департамента при наличии иных заявлений в отношении участка и при их отсутствии, в последнем случае уполномоченный орган в сфере земельных отношений в недельный срок издает приказ о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю как единственному претенденту и затем в недельный срок на основании приказа о предоставлении земельного участка заявителю как единственному претенденту заключает договор в отношении испрашиваемого земельного участка (п. 2.15).
Таким образом, и в отсутствие в Порядке N 260 предельного срока действий решения Комиссии, оно не действует бессрочно, поскольку из системного анализа положений Порядка следует, что уполномоченный орган (Департамент) при наличии положительного заключения Комиссии должен совершить определенные действия в установленные Порядком сроки.
В деле отсутствуют доказательства соблюдения Департаментом названных положений Порядка N 260 по результатам рассмотрения заявления Киселевой Н.В., соответствующий приказ о предоставлении участка и заключенный на его основании договор, также отсутствуют, следовательно апелляционный суд не может признать обоснованной ссылку Департамента на то, что в отношении испрашиваемого участка принято решение о возможности его предоставления иному ранее обратившемуся лицу, срок которого не истек.
Наличие положительного решения Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, не подменяет собой необходимости совершения Департаментом действий, предписанных Порядком N 260, в установленные этим Порядком предельные сроки, по истечении которых в отсутствие совершения Департаментом соответствующих действий, решение Комиссии утрачивает свою силу.
Иное бы означало, что такое решение действует бессрочно, в том числе и при утрате обратившимся лицом интереса к испрашиваемому участку, а предоставление этого участка иному лицу делается невозможным, что не отвечает принципу эффективного использования земли (п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает неправомерным ссылку суда первой инстанции на п. 1.6.10 Порядка N 260 (в редакции от 26.06.2012, действовавшей на момент обращения заявителя) как основание правомерности принятого Департаментом отказа в предоставлении земельного участка, изложенного письмом от 19.04.2013 N И-21-01-09-699.
Нормы гражданского и земельного законодательства требуют от участников гражданского оборота осуществления гражданских прав разумно и добросовестно.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене (ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка по основанию, изложенному в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-6991, является незаконным.
В качестве устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя (п. 3 с. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) апелляционный суд возлагает на Департамент обязанность рассмотреть заявление предпринимателя Кемаевой Е.А. от 14.03.2013 о предоставлении земельного участка в сроки и порядке, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Порядком N 260.
Расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в силу ст. 110 АПК РФ относятся на Департамент.
Руководствуясь ст. 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2013 по делу N А50-13661/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить, признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка индивидуальному предпринимателю Кемаевой Елене Александровне, изложенный в письме от 19.04.2013 N И-21-01-09-6991.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны путем рассмотрения ее заявления от 14.03.2013 о предоставлении земельного участка в сроки и порядке, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379) в пользу индивидуального предпринимателя Кемаевой Елены Александровны (ОГРНИП 310590523200025, ИНН 590500448440) 300 (триста) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кемаевой Елене Александровне (ОГРНИП 310590523200025, ИНН 590500448440) 900 (девятьсот) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чек-ордеру от 27.01.2014, оригинал которого находится в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Е.О.ГЛАДКИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)