Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9059/2014) муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 (судья Антонова Е.В.), принятое по иску Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) к муниципальному предприятию "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (ИНН 8901008521, ОГРН 1028900507240) о взыскании 55 094 рублей 40 копеек, и по встречному исковому заявлению муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании 237 711 руб. 72 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард - представитель не явился, извещено;
- от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, извещен;
- установил:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к муниципальному предприятию "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее по тексту - Предприятие) о взыскании задолженности по договору N 7/Л-09 от 16.01.2009 в размере 55 094 руб. 40 коп., в том числе, 52 655 руб. задолженности по арендной плате за 2, 3 кварталы 2013 года, 2 439 руб. 19 коп. пеней за период с 26.06.2013 по 11.11.2013.
Предприятие предъявило встречное исковое заявление к Департаменту о взыскании денежных средств, внесенных в качестве арендной платы по договору N 7/Л-09 от 16.01.2009, в общей сумме 237 711 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
В удовлетворении встречного искового заявления Предприятия отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 отменить полностью, рассмотреть спор по существу.
В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указало, что договор аренды от 16.01.2009 N 7/л-09 был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Предприятия; при расчете арендной платы необходимо было применять к базовым ставкам арендной платы, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, поправочный коэффициент 0,1.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Департаментом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами был заключен договор аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда от 16.01.2009 N 7/Л-09 (далее - договор).
По условиям указанного договора арендодатель (Департамент) обязался предоставить арендатору (Предприятие) во временное пользование за плату лесные участки в составе земель лесного фонда общей площадью 16,4914 га, под реконструкцию линий электроснабжения пос. Горнокнязевск, в том числе: -ЛЭП-6 кВ от Г'ГЭС-3 вдоль автодороги Салехард-Аксарка, площадью 0,0740 га, кадастровый номер 89:02:020503:370:
- ЛЭП-6 кВ от ГГЗС-3 вдоль автодороги Салехард-Аксарка площадью 16,4174 га, кадастровый номер 89:02:020503:371, имеющие местоположение Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район (защитные леса, категория - леса расположенные в лесотундровой зоне, Ямальского лесничества, Приуральского участкового лесничества в квартале N 27 в выделах NN 14,40,9 в квартале N 30 в выделах NN 2. 14).
При этом схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях NN 1, 2 к договору (границы лесного участка определены на кадастровом паспорте земельного участка, являющимся неотъемлемой частью договора).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования лесов в целях - строительство линий электропередачи и объемах использования лесов на арендуемом лесном участке.
Во исполнение принятых на себя обязательств Департамент передал, а Предприятие приняло являющиеся предметом аренды лесные участки по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 01.10.2009.
По условиям подписанного договора аренды, арендатор обязался своевременно вносить арендную плату в размере и на условиях установленных договором аренды.
В соответствии с пунктом 7 договора, арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 к настоящему договору.
Арендная плата в федеральный бюджет вносится арендатором ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца текущего квартала, а в IV квартале - не позднее 1 декабря текущего года, путем перечисления по указанным в договоре аренды реквизитам.
Срок перечисления первого платежа не позднее 30 дней с момента заключения договора аренды.
Согласно пункту 20 договора аренды действие договора устанавливается с момента его подписания на срок 11 месяцев.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору от 15.12.2009 N 3 срок действия договора был продлен по 31.12.2010.
После окончания срока договора Предприятие продолжило пользоваться арендованным лесным участком, в составе земель лесного фонда, возражения со стороны Департамента отсутствовали.
Письмом N 1051а от 25.08.2011 Предприятие обратилось к Департаменту с предложением о расторжении договора ввиду окончания работ по реконструкции линии электроснабжения.
В ответ на указанное предложение о расторжении договора Департамент направил в адрес Предприятия письмо, в котором предложил демонтировать объект, рекультивировать лесной участок и обратиться в Департамент с заявлением о назначении приемки-сдачи лесного участка.
После чего, Предприятие письмом от 02.05.2012 исх. N 512а обратилось к Департаменту с просьбой продлить срок действия договора аренды до 49 лет.
Департаментом был подготовлен приказ от 01.06.2012 N 213-3 "О внесении изменений в приказ департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2008 N 341-3 "О предоставлении в аренду лесных участков в составе земель лесного фонда", которым срок предоставления в аренду лесного участка Предприятию был увеличен до 49 лет.
Вместе с тем, было подготовлено и направлено в адрес Предприятия дополнительное соглашение к договору об увеличении срока аренды до 49 лет, которое было возвращено Предприятием без подписания 18.04.2013.
Полагая, что договор аренды в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, Департамент направил Предприятию расчет арендной платы за пользование лесным участком за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
По утверждению Департамента, Предприятие свои обязательства по оплате арендных платежей своевременно не исполнило, в результате чего его задолженность по договору аренды за II и III кварталы 2013 года составила 52 655 руб. 21 коп.
Неисполнение Предприятием своих обязательств послужило основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о взыскании долга.
В свою очередь, Предприятие, полагая, что срок договора истек, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о взыскании с Департамента неосновательного обогащения, возникшего вследствие перечисления арендных платежей Предприятием после истечения срока договора.
Как было указано ранее, суд первой инстанции требования Департамента удовлетворил в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказал.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования Департамента и Предприятия являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенные договором.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае из материалов дела следует, что по окончании срока действия договора арендатор продолжил пользоваться спорным лесным участком, в связи с чем, договор аренды является возобновленным на неопределенный срок.
В силу пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае возобновления договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В письме от 25.08.2011 N 1051а Предприятие просит Департамент подписать соглашение о расторжении договора аренды в связи с окончанием работ по реконструкции линии электроснабжения пос. Горнокнязевск.
Вместе с тем, суд первой инстанции в данном случае сделал правильный вывод о том, что указанное письмо не может быть расценено в качестве одностороннего отказа от договора в порядке пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как данным письмом Предприятие предлагает расторгнуть договор по обоюдному соглашению сторон путем подписания соответствующего соглашения.
Таким образом, договор не был расторгнут в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регламентируемые уполномоченными на то государственными органами.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Кодекса).
Исходя из буквального толкования указанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой.
Таким образом, стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы.
Годовой размер арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". При этом ставки арендной платы подлежат ежегодной индексации на основании федеральных законов о бюджете на соответствующий год.
Установление размера арендной платы за пользованием участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Следовательно, только в вышеуказанном случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона. Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В данном случае лесной участок предоставлен Предприятию для использования в целях строительства линий электропередач, без проведения торгов (аукциона), соответственно плата за пользование не может превышать минимального размера арендной платы, установленного Правительством Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
В силу того, что регулирование минимальной арендной платы за земельный участок лесного фонда осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, определяющих нормативно установленные ставки арендной платы, влечет изменение условий договора аренды такого участка, заключенного по минимальной цене, независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Исходя из применения ставок, предусмотренных Правительством Российской Федерации N 310 от 22.05.2007, сторонами был составлен расчет арендной платы на 2009, 2010 года, зафиксированный в приложении N 4 к договору аренды, в приложениях N 1, 2 к дополнительному соглашению N 3 к договору аренды (т. 1 л.д. 27, 44, 450). Также в соответствии с указанным нормативным актом Департаментом составлен расчет арендной платы за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 (т. 1 л.д. 47).
При этом, Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 109, вступившим в законную силу 13.03.2011, внесены изменения в Постановление N 310, а именно, примечания к таблице 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, дополнены пунктом 9, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
В данном случае спорный земельный участок был предоставлен Предприятию в аренду под реконструкцию линий электроснабжения пос. Горнокнзевск. Данный объект был введен в эксплуатацию 28.06.2010, Предприятием получено на данный объект свидетельство о праве собственности от 13.12.2010 (т. 2, л.д. 125). Свидетельство о государственной регистрации и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию были направлены обществом в адрес Департамента с письмом от 02.05.2012 N 512а, в котором содержалась просьба заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка (т. 2 л.д. 113).
Таким образом, учитывая положения процитированных норм права, размер арендной платы следует определять с учетом коэффициента в размере 0,1, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109, вступившего в силу 13.03.2011), поскольку на используемом Предприятием лесном участке располагается линейный объект.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что Департаментом при расчете арендной платы по договору коэффициент 0,1 не применялся. Из материалов дела (платежные поручения, акт сверки взаимных расчетов) усматривается, что Предприятие производило уплату арендных платежей с 1 квартала 2011 года по 1 квартал 2013 года в полном объеме в соответствии с расчетами Департамента, хотя с 13.03.2011 расчет арендной платы должен был производиться с учетом коэффициента 0,1.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания полагать, что у Предприятия имеется задолженность по арендной плате по договору аренды за спорный период.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований Департамента о взыскании с Предприятия 52 655 руб. задолженности по арендной плате за 2, 3 кварталы 2013 года и 2 439 руб. 19 коп. пеней за период с 26.06.2013 по 11.11.2013, отсутствуют.
Также отсутствуют основания для удовлетворения встречного иска Предприятия.
Как было указано ранее, в данном случае Предприятие, полагая, что срок договора истек, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о взыскании с Департамента неосновательного обогащения, возникшего вследствие перечисления арендных платежей Предприятием после истечения срока договора.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Сторонами в обязательстве вследствие неосновательного обогащения являются потерпевший и приобретатель.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании части 1 статьи 1102, части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Обязанность приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное (или сбереженное) имущество возникает в том случае, если имело место приращение имущественной сферы первого, причем за счет умаления второго.
На основании части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В данном случае Предприятие в качестве неосновательного обогащения рассматривает имущественную выгоду Департамента - арендные платежи, которые не подлежали уплате Предприятием в связи с расторжением договора.
Между тем, как было установлено, договор не был расторгнут в одностороннем порядке и продолжал действовать в спорный период.
Основания для удовлетворения требования Предприятия по заявленному основанию отсутствуют. С требованием о взыскании излишне уплаченной арендной платы по действующем договору общество в суд не обращалось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
В удовлетворении искового заявления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) к муниципальному предприятию "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (ИНН 8901008521, ОГРН 1028900507240) о взыскании задолженности в размере 52 655 рублей 21 копейки и пени в сумме 2 439 рублей 19 копеек отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (ИНН 8901008521, ОГРН 1028900507240) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) о взыскании денежных средств, внесенных в качестве арендной платы по договору N 7/Л-09 от 16.01.2009, в общей сумме 237 711 рублей 72 копеек отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2014 N 08АП-9059/2014 ПО ДЕЛУ N А81-5403/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. N 08АП-9059/2014
Дело N А81-5403/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9059/2014) муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 (судья Антонова Е.В.), принятое по иску Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) к муниципальному предприятию "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (ИНН 8901008521, ОГРН 1028900507240) о взыскании 55 094 рублей 40 копеек, и по встречному исковому заявлению муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании 237 711 руб. 72 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард - представитель не явился, извещено;
- от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, извещен;
- установил:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к муниципальному предприятию "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее по тексту - Предприятие) о взыскании задолженности по договору N 7/Л-09 от 16.01.2009 в размере 55 094 руб. 40 коп., в том числе, 52 655 руб. задолженности по арендной плате за 2, 3 кварталы 2013 года, 2 439 руб. 19 коп. пеней за период с 26.06.2013 по 11.11.2013.
Предприятие предъявило встречное исковое заявление к Департаменту о взыскании денежных средств, внесенных в качестве арендной платы по договору N 7/Л-09 от 16.01.2009, в общей сумме 237 711 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
В удовлетворении встречного искового заявления Предприятия отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 отменить полностью, рассмотреть спор по существу.
В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указало, что договор аренды от 16.01.2009 N 7/л-09 был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Предприятия; при расчете арендной платы необходимо было применять к базовым ставкам арендной платы, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, поправочный коэффициент 0,1.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Департаментом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами был заключен договор аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда от 16.01.2009 N 7/Л-09 (далее - договор).
По условиям указанного договора арендодатель (Департамент) обязался предоставить арендатору (Предприятие) во временное пользование за плату лесные участки в составе земель лесного фонда общей площадью 16,4914 га, под реконструкцию линий электроснабжения пос. Горнокнязевск, в том числе: -ЛЭП-6 кВ от Г'ГЭС-3 вдоль автодороги Салехард-Аксарка, площадью 0,0740 га, кадастровый номер 89:02:020503:370:
- ЛЭП-6 кВ от ГГЗС-3 вдоль автодороги Салехард-Аксарка площадью 16,4174 га, кадастровый номер 89:02:020503:371, имеющие местоположение Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район (защитные леса, категория - леса расположенные в лесотундровой зоне, Ямальского лесничества, Приуральского участкового лесничества в квартале N 27 в выделах NN 14,40,9 в квартале N 30 в выделах NN 2. 14).
При этом схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях NN 1, 2 к договору (границы лесного участка определены на кадастровом паспорте земельного участка, являющимся неотъемлемой частью договора).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования лесов в целях - строительство линий электропередачи и объемах использования лесов на арендуемом лесном участке.
Во исполнение принятых на себя обязательств Департамент передал, а Предприятие приняло являющиеся предметом аренды лесные участки по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 01.10.2009.
По условиям подписанного договора аренды, арендатор обязался своевременно вносить арендную плату в размере и на условиях установленных договором аренды.
В соответствии с пунктом 7 договора, арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 к настоящему договору.
Арендная плата в федеральный бюджет вносится арендатором ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца текущего квартала, а в IV квартале - не позднее 1 декабря текущего года, путем перечисления по указанным в договоре аренды реквизитам.
Срок перечисления первого платежа не позднее 30 дней с момента заключения договора аренды.
Согласно пункту 20 договора аренды действие договора устанавливается с момента его подписания на срок 11 месяцев.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору от 15.12.2009 N 3 срок действия договора был продлен по 31.12.2010.
После окончания срока договора Предприятие продолжило пользоваться арендованным лесным участком, в составе земель лесного фонда, возражения со стороны Департамента отсутствовали.
Письмом N 1051а от 25.08.2011 Предприятие обратилось к Департаменту с предложением о расторжении договора ввиду окончания работ по реконструкции линии электроснабжения.
В ответ на указанное предложение о расторжении договора Департамент направил в адрес Предприятия письмо, в котором предложил демонтировать объект, рекультивировать лесной участок и обратиться в Департамент с заявлением о назначении приемки-сдачи лесного участка.
После чего, Предприятие письмом от 02.05.2012 исх. N 512а обратилось к Департаменту с просьбой продлить срок действия договора аренды до 49 лет.
Департаментом был подготовлен приказ от 01.06.2012 N 213-3 "О внесении изменений в приказ департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 декабря 2008 N 341-3 "О предоставлении в аренду лесных участков в составе земель лесного фонда", которым срок предоставления в аренду лесного участка Предприятию был увеличен до 49 лет.
Вместе с тем, было подготовлено и направлено в адрес Предприятия дополнительное соглашение к договору об увеличении срока аренды до 49 лет, которое было возвращено Предприятием без подписания 18.04.2013.
Полагая, что договор аренды в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, Департамент направил Предприятию расчет арендной платы за пользование лесным участком за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
По утверждению Департамента, Предприятие свои обязательства по оплате арендных платежей своевременно не исполнило, в результате чего его задолженность по договору аренды за II и III кварталы 2013 года составила 52 655 руб. 21 коп.
Неисполнение Предприятием своих обязательств послужило основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о взыскании долга.
В свою очередь, Предприятие, полагая, что срок договора истек, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о взыскании с Департамента неосновательного обогащения, возникшего вследствие перечисления арендных платежей Предприятием после истечения срока договора.
Как было указано ранее, суд первой инстанции требования Департамента удовлетворил в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказал.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования Департамента и Предприятия являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенные договором.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае из материалов дела следует, что по окончании срока действия договора арендатор продолжил пользоваться спорным лесным участком, в связи с чем, договор аренды является возобновленным на неопределенный срок.
В силу пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае возобновления договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В письме от 25.08.2011 N 1051а Предприятие просит Департамент подписать соглашение о расторжении договора аренды в связи с окончанием работ по реконструкции линии электроснабжения пос. Горнокнязевск.
Вместе с тем, суд первой инстанции в данном случае сделал правильный вывод о том, что указанное письмо не может быть расценено в качестве одностороннего отказа от договора в порядке пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как данным письмом Предприятие предлагает расторгнуть договор по обоюдному соглашению сторон путем подписания соответствующего соглашения.
Таким образом, договор не был расторгнут в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регламентируемые уполномоченными на то государственными органами.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Кодекса).
Исходя из буквального толкования указанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой.
Таким образом, стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы.
Годовой размер арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". При этом ставки арендной платы подлежат ежегодной индексации на основании федеральных законов о бюджете на соответствующий год.
Установление размера арендной платы за пользованием участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Следовательно, только в вышеуказанном случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона. Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В данном случае лесной участок предоставлен Предприятию для использования в целях строительства линий электропередач, без проведения торгов (аукциона), соответственно плата за пользование не может превышать минимального размера арендной платы, установленного Правительством Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
В силу того, что регулирование минимальной арендной платы за земельный участок лесного фонда осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, определяющих нормативно установленные ставки арендной платы, влечет изменение условий договора аренды такого участка, заключенного по минимальной цене, независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Исходя из применения ставок, предусмотренных Правительством Российской Федерации N 310 от 22.05.2007, сторонами был составлен расчет арендной платы на 2009, 2010 года, зафиксированный в приложении N 4 к договору аренды, в приложениях N 1, 2 к дополнительному соглашению N 3 к договору аренды (т. 1 л.д. 27, 44, 450). Также в соответствии с указанным нормативным актом Департаментом составлен расчет арендной платы за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 (т. 1 л.д. 47).
При этом, Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 109, вступившим в законную силу 13.03.2011, внесены изменения в Постановление N 310, а именно, примечания к таблице 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, дополнены пунктом 9, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
В данном случае спорный земельный участок был предоставлен Предприятию в аренду под реконструкцию линий электроснабжения пос. Горнокнзевск. Данный объект был введен в эксплуатацию 28.06.2010, Предприятием получено на данный объект свидетельство о праве собственности от 13.12.2010 (т. 2, л.д. 125). Свидетельство о государственной регистрации и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию были направлены обществом в адрес Департамента с письмом от 02.05.2012 N 512а, в котором содержалась просьба заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка (т. 2 л.д. 113).
Таким образом, учитывая положения процитированных норм права, размер арендной платы следует определять с учетом коэффициента в размере 0,1, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109, вступившего в силу 13.03.2011), поскольку на используемом Предприятием лесном участке располагается линейный объект.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что Департаментом при расчете арендной платы по договору коэффициент 0,1 не применялся. Из материалов дела (платежные поручения, акт сверки взаимных расчетов) усматривается, что Предприятие производило уплату арендных платежей с 1 квартала 2011 года по 1 квартал 2013 года в полном объеме в соответствии с расчетами Департамента, хотя с 13.03.2011 расчет арендной платы должен был производиться с учетом коэффициента 0,1.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания полагать, что у Предприятия имеется задолженность по арендной плате по договору аренды за спорный период.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований Департамента о взыскании с Предприятия 52 655 руб. задолженности по арендной плате за 2, 3 кварталы 2013 года и 2 439 руб. 19 коп. пеней за период с 26.06.2013 по 11.11.2013, отсутствуют.
Также отсутствуют основания для удовлетворения встречного иска Предприятия.
Как было указано ранее, в данном случае Предприятие, полагая, что срок договора истек, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о взыскании с Департамента неосновательного обогащения, возникшего вследствие перечисления арендных платежей Предприятием после истечения срока договора.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Сторонами в обязательстве вследствие неосновательного обогащения являются потерпевший и приобретатель.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании части 1 статьи 1102, части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Обязанность приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное (или сбереженное) имущество возникает в том случае, если имело место приращение имущественной сферы первого, причем за счет умаления второго.
На основании части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В данном случае Предприятие в качестве неосновательного обогащения рассматривает имущественную выгоду Департамента - арендные платежи, которые не подлежали уплате Предприятием в связи с расторжением договора.
Между тем, как было установлено, договор не был расторгнут в одностороннем порядке и продолжал действовать в спорный период.
Основания для удовлетворения требования Предприятия по заявленному основанию отсутствуют. С требованием о взыскании излишне уплаченной арендной платы по действующем договору общество в суд не обращалось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2014 по делу N А81-5403/2013 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
В удовлетворении искового заявления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) к муниципальному предприятию "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (ИНН 8901008521, ОГРН 1028900507240) о взыскании задолженности в размере 52 655 рублей 21 копейки и пени в сумме 2 439 рублей 19 копеек отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (ИНН 8901008521, ОГРН 1028900507240) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) о взыскании денежных средств, внесенных в качестве арендной платы по договору N 7/Л-09 от 16.01.2009, в общей сумме 237 711 рублей 72 копеек отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)