Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" - Башенхаевой Валерии Александровны (доверенность от 01.01.2014 N 03/57-ВЮ); Министерства финансов Иркутской области - Стрельцова Виталия Александровича (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Апанасик С.В.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Гречаниченко А.В., Юдин С.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" (ОГРН 1023801003060, ИНН 3808004756, г. Иркутск, далее - ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Иркутской области" (ОГРН 1033801027699, ИНН 3808052252, г. Иркутск, далее - ОГКУ "УКС Иркутской области") 18 137 609 рублей 24 копеек, из них: 17 030 619 рублей неосновательного обогащения, 1 106 990 рублей 24 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано, с истца в доход федерального бюджета взыскано 111 688 рублей 05 копеек государственной пошлины.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года решение от 23 октября 2013 года оставлено без изменения.
ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу отменить в связи с неприменением судами норм права, подлежащих применению - статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, сумма заявленных к взысканию расходов понесена истцом во исполнение распоряжения Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области" как оплата выкупной цены собственникам недвижимого имущества в связи с его изъятием для государственных нужд.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что при сносе жилого дома N 15 по ул. Огарева в г. Иркутске, в котором 1/4 доли в праве собственности принадлежала ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии", соглашение о выкупе имущества с собственником не заключено.
Министерство финансов Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу указало на законность обжалуемых судебных актов, просило оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Министерства финансов Иркутской области заявил о согласии с обжалуемыми судебными актами. Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" (подрядчик) и областным государственным учреждением "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" (его правопреемником стало областное государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства Иркутской области") заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ по строительству подходов правого берега мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске ПК 30+00-ПК37+78,98 от 06.12.2010 N 388-ОА/10.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области" предусмотрено изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества путем выкупа для государственных нужд Иркутской области - строительства мостового перехода через реку Ангару в городе Иркутске. Полномочиями по исполнению распоряжения наделено областное государственное учреждение "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске".
На основании указанного распоряжения областное государственное учреждение "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" заключило соглашения с собственниками о выкупе земельных участков и жилых домов по адресам: г. Иркутск, ул. Пискунова 27, 31, ул. Лебедева Кумача 42, ул. 25 Октября 69 для государственных нужд Иркутской области. В соглашениях с собственниками имущества установлена выкупная стоимость изымаемого имущества в соответствии с данными оценки имущества, составленной оценщиком. Сделки по выкупу у собственников недвижимого имущества получили государственную регистрацию.
На основании договора мены недвижимого имущества от 27.08.2011 истцу принадлежала 1/4 доля в праве собственности на жилой дом N 15 по ул. Огарева в городе Иркутске стоимостью 3 750 000 рублей. Указанный дом снесен истцом в процессе выполнения строительных работ по контракту.
Указывая на то, что на стороне ответчиков возникло неосновательное обогащение в сумме 13 280 619 рублей, уплаченных в стоимости недвижимого имущества, выкупаемого для государственных нужд Иркутской области, и 3 750 000 рублей стоимости 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по ул. Огарева, 15 в городе Иркутске, снос которого осуществлен в связи с исполнением контракта, ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на стороне ответчиков за счет истца неосновательного обогащения не возникло; уплаченные истцом собственникам выкупаемого имущества денежные средства не являются выкупной стоимостью изъятого для государственных нужд имущества.
При рассмотрении требования в части выплаты 3 750 000 рублей (1/4 доля в праве собственности на жилой дом N 15 по ул. Огарева в городе Иркутске), суд пришел к выводу о недоказанности совокупности обстоятельств для привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, а также неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) ответчиками за счет истца денежных средств.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
В соглашениях с собственниками о выкупе земельных участков и жилых домов по адресам: г. Иркутск, ул. Пискунова 27, 31, ул. Лебедева Кумача 42, ул. 25 Октября 69 для государственных нужд Иркутской области, суммы компенсации за изымаемые земельные участки и за расположенные на них объекты недвижимости, также подлежащие изъятию, определены отдельно.
Компенсация выплачена из бюджета соответствующего уровня.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
При заключении трехсторонних предварительных соглашений об оплате выкупной стоимости в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области, между истцом, ответчиком и гражданами, ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" приняло на себя обязательства по перечислению денежных средств, превышающих сумму, установленную на основании отчета оценщика, на расчетный счет собственников объектов недвижимости, несмотря на то, что спор, относительно цены выкупаемых земельных участков и находящегося на нем недвижимого имущества, подлежал урегулированию в соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" указывает на то, что данные действия были направлены на согласование условий выкупа, поскольку собственники земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, выразили несогласие с выкупной ценой объектов недвижимости, определенной на основании отчета оценщика.
В соглашениях, заключенных между областным государственным учреждением "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" и собственниками о выкупе земельных участков и жилых домов по адресам: г. Иркутск, ул. Пискунова 27, 31, ул. Лебедева Кумача 42, ул. 25 Октября 69, выкупная стоимость изымаемого имущества определена на основании данных отчета оценщика.
Государственная регистрация перехода права собственности на спорное недвижимое имущество, подлежащее передаче для государственных нужд Иркутской области, произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на основании указанных соглашений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обязательства Иркутской области по оплате выкупной цены за изымаемое имущество исполнены в полном объеме. Сумма расходов определена на основании заключенных сделок в соответствии с выкупной ценой, определенной по результатам оценки.
Полномочиями по исполнению распоряжения Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп наделено областное государственное учреждение "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске".
Трехсторонние предварительные соглашения об оплате выкупной стоимости, в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области, заключены при отсутствии на стороне Иркутской области в лице областного государственного учреждения "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" финансовых и иных обязательств по возмещению ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" расходов (затрат).
ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" полномочиями по урегулированию споров с собственниками выкупаемых земельных участков и находящегося на нем недвижимого имущества не обладало, стороной соглашения о выкупе земельных участков и жилых домов не являлось, правовых оснований для перечисления спорных денежных средств не указало.
Таким образом, так как изъятие объектов недвижимости для государственных нужд Иркутской области состоялось на основании сделок, переход права собственности по которым прошел государственную регистрацию, при отсутствии доказательств неосновательного обогащения на стороне ответчиков, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
В Приложении N 1 к распоряжению Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области" указаны земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, изымаемые для государственных нужд Иркутской области.
В данный перечень не включен земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. Огарева, 15.
Доказательства того, что недвижимое имущество общества изъято ответчиками для государственных нужд, в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" самостоятельно осуществило снос данного жилого дома для подготовки строительной площадки и выполнения работ по контракту, без заключения с ответчиками соглашения о выкупе своего имущества в государственных интересах Иркутской области.
Доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку выводов судов, сделанных на основании оценки имеющихся в деле доказательств, с целью установления иных обстоятельств, которые из представленных доказательств не следуют.
Полномочий для переоценки доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 286 этого же Кодекса не имеет.
Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Д.Н.БАНДУРОВ
Судьи
Т.П.ВАСИНА
Т.И.КОРЕНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2014 ПО ДЕЛУ N А19-7128/2013
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. по делу N А19-7128/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" - Башенхаевой Валерии Александровны (доверенность от 01.01.2014 N 03/57-ВЮ); Министерства финансов Иркутской области - Стрельцова Виталия Александровича (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Апанасик С.В.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Гречаниченко А.В., Юдин С.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" (ОГРН 1023801003060, ИНН 3808004756, г. Иркутск, далее - ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Иркутской области" (ОГРН 1033801027699, ИНН 3808052252, г. Иркутск, далее - ОГКУ "УКС Иркутской области") 18 137 609 рублей 24 копеек, из них: 17 030 619 рублей неосновательного обогащения, 1 106 990 рублей 24 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано, с истца в доход федерального бюджета взыскано 111 688 рублей 05 копеек государственной пошлины.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года решение от 23 октября 2013 года оставлено без изменения.
ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу отменить в связи с неприменением судами норм права, подлежащих применению - статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, сумма заявленных к взысканию расходов понесена истцом во исполнение распоряжения Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области" как оплата выкупной цены собственникам недвижимого имущества в связи с его изъятием для государственных нужд.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что при сносе жилого дома N 15 по ул. Огарева в г. Иркутске, в котором 1/4 доли в праве собственности принадлежала ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии", соглашение о выкупе имущества с собственником не заключено.
Министерство финансов Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу указало на законность обжалуемых судебных актов, просило оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Министерства финансов Иркутской области заявил о согласии с обжалуемыми судебными актами. Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" (подрядчик) и областным государственным учреждением "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" (его правопреемником стало областное государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства Иркутской области") заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ по строительству подходов правого берега мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске ПК 30+00-ПК37+78,98 от 06.12.2010 N 388-ОА/10.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области" предусмотрено изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества путем выкупа для государственных нужд Иркутской области - строительства мостового перехода через реку Ангару в городе Иркутске. Полномочиями по исполнению распоряжения наделено областное государственное учреждение "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске".
На основании указанного распоряжения областное государственное учреждение "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" заключило соглашения с собственниками о выкупе земельных участков и жилых домов по адресам: г. Иркутск, ул. Пискунова 27, 31, ул. Лебедева Кумача 42, ул. 25 Октября 69 для государственных нужд Иркутской области. В соглашениях с собственниками имущества установлена выкупная стоимость изымаемого имущества в соответствии с данными оценки имущества, составленной оценщиком. Сделки по выкупу у собственников недвижимого имущества получили государственную регистрацию.
На основании договора мены недвижимого имущества от 27.08.2011 истцу принадлежала 1/4 доля в праве собственности на жилой дом N 15 по ул. Огарева в городе Иркутске стоимостью 3 750 000 рублей. Указанный дом снесен истцом в процессе выполнения строительных работ по контракту.
Указывая на то, что на стороне ответчиков возникло неосновательное обогащение в сумме 13 280 619 рублей, уплаченных в стоимости недвижимого имущества, выкупаемого для государственных нужд Иркутской области, и 3 750 000 рублей стоимости 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по ул. Огарева, 15 в городе Иркутске, снос которого осуществлен в связи с исполнением контракта, ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на стороне ответчиков за счет истца неосновательного обогащения не возникло; уплаченные истцом собственникам выкупаемого имущества денежные средства не являются выкупной стоимостью изъятого для государственных нужд имущества.
При рассмотрении требования в части выплаты 3 750 000 рублей (1/4 доля в праве собственности на жилой дом N 15 по ул. Огарева в городе Иркутске), суд пришел к выводу о недоказанности совокупности обстоятельств для привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, а также неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) ответчиками за счет истца денежных средств.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
В соглашениях с собственниками о выкупе земельных участков и жилых домов по адресам: г. Иркутск, ул. Пискунова 27, 31, ул. Лебедева Кумача 42, ул. 25 Октября 69 для государственных нужд Иркутской области, суммы компенсации за изымаемые земельные участки и за расположенные на них объекты недвижимости, также подлежащие изъятию, определены отдельно.
Компенсация выплачена из бюджета соответствующего уровня.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
При заключении трехсторонних предварительных соглашений об оплате выкупной стоимости в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области, между истцом, ответчиком и гражданами, ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" приняло на себя обязательства по перечислению денежных средств, превышающих сумму, установленную на основании отчета оценщика, на расчетный счет собственников объектов недвижимости, несмотря на то, что спор, относительно цены выкупаемых земельных участков и находящегося на нем недвижимого имущества, подлежал урегулированию в соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" указывает на то, что данные действия были направлены на согласование условий выкупа, поскольку собственники земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, выразили несогласие с выкупной ценой объектов недвижимости, определенной на основании отчета оценщика.
В соглашениях, заключенных между областным государственным учреждением "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" и собственниками о выкупе земельных участков и жилых домов по адресам: г. Иркутск, ул. Пискунова 27, 31, ул. Лебедева Кумача 42, ул. 25 Октября 69, выкупная стоимость изымаемого имущества определена на основании данных отчета оценщика.
Государственная регистрация перехода права собственности на спорное недвижимое имущество, подлежащее передаче для государственных нужд Иркутской области, произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на основании указанных соглашений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обязательства Иркутской области по оплате выкупной цены за изымаемое имущество исполнены в полном объеме. Сумма расходов определена на основании заключенных сделок в соответствии с выкупной ценой, определенной по результатам оценки.
Полномочиями по исполнению распоряжения Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп наделено областное государственное учреждение "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске".
Трехсторонние предварительные соглашения об оплате выкупной стоимости, в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области, заключены при отсутствии на стороне Иркутской области в лице областного государственного учреждения "Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в г. Иркутске" финансовых и иных обязательств по возмещению ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" расходов (затрат).
ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" полномочиями по урегулированию споров с собственниками выкупаемых земельных участков и находящегося на нем недвижимого имущества не обладало, стороной соглашения о выкупе земельных участков и жилых домов не являлось, правовых оснований для перечисления спорных денежных средств не указало.
Таким образом, так как изъятие объектов недвижимости для государственных нужд Иркутской области состоялось на основании сделок, переход права собственности по которым прошел государственную регистрацию, при отсутствии доказательств неосновательного обогащения на стороне ответчиков, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
В Приложении N 1 к распоряжению Правительства Иркутской области от 06.07.2010 N 123-рп "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Иркутской области" указаны земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, изымаемые для государственных нужд Иркутской области.
В данный перечень не включен земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. Огарева, 15.
Доказательства того, что недвижимое имущество общества изъято ответчиками для государственных нужд, в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" самостоятельно осуществило снос данного жилого дома для подготовки строительной площадки и выполнения работ по контракту, без заключения с ответчиками соглашения о выкупе своего имущества в государственных интересах Иркутской области.
Доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку выводов судов, сделанных на основании оценки имеющихся в деле доказательств, с целью установления иных обстоятельств, которые из представленных доказательств не следуют.
Полномочий для переоценки доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 286 этого же Кодекса не имеет.
Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2013 года по делу N А19-7128/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Д.Н.БАНДУРОВ
Судьи
Т.П.ВАСИНА
Т.И.КОРЕНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)