Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 11АП-1952/2015 ПО ДЕЛУ N А55-10790/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А55-10790/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны - Паладьева М.А. (доверенность от 01.07.2014 N 63 АА 2554536),
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014 N 425),
представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 ноября 2014 года по делу N А55-10790/2014 (судья Черномырдина В.Е.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны (ИНН 631200978940, ОГРНИП 304631227800023), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,

установил:

индивидуальный предприниматель Владимирова Татьяна Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Владимирова Т.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказов Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5, площадью 76,10 кв. м по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини-магазин и складское помещение, с кадастровым номером 63:01:0217003:667, площадью 50 кв. м по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению; обязании принять решения о предоставлении в собственность за выкуп индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:5, площадью 76,10 кв. м по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под мини-магазин и складское помещение, земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:667, площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, используемого под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению, и направить проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков, а также актов приема-передачи земельных участков в адрес индивидуального предпринимателя Владимировой Татьяны Юрьевны в недельный срок с даты принятия решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне на праве собственности земельных участков (л.д. 3-7).
Определением суда от 15.08.2014 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (л.д. 105-106).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 по делу N А55-10790/2014 заявленные требования удовлетворены (л.д. 154-160).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 184-189).
Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в возражениях на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства заявил ходатайство:
- - заменить Министерство имущественных отношений Самарской области на Администрацию городского округа Самара в порядке процессуального правопреемства;
- - привлечь к участию в деле Департамент управления имуществом городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара).
Основанием для заявленного ходатайства как указал представитель министерства, является принятие Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле".
Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015 осуществляется органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара является Администрация городского округа Самара.
Представитель предпринимателя возражал по заявленному ходатайству.
Судом апелляционной инстанции учтено, что порядок исполнения указанного закона не установлен, документы министерством в Администрацию городского округа Самара не переданы, поэтому в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Представитель министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель предпринимателя отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в возражениях на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.03.2013 индивидуальный предприниматель Владимирова Т.К. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в собственность за выкуп земельных участков с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, для использования под мини-магазин и складское помещение; с кадастровым номером 63:01:0217003:667 площадью 50 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, для использования под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению.
Министерство имущественных отношений Самарской области уведомлениями от 18.02.2014 N 12-1/2340/12 и N 12-1/2341/12 отказало индивидуальному предпринимателю Владимировой Татьяне Юрьевне в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, площадью 76,10 кв. м под мини-магазин и складское помещение, а также земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, д. 255, площадью 50 кв. м для использования под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению (л.д. 11, 18).
В отказах заинтересованное лицо указывает на часть 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".
Полагая, что отказы не соответствуют требованиям закона и нарушают права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (п. 2.2.)
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство, не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Согласно п. 2.12 Порядка Министерство, в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. Указанное решение подлежит публикации в газете "Волжская коммуна" и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области (п. 2.13).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент подачи заявлений в Министерство на указанных земельных участках находились мини-магазин со складским помещением и временный пристрой к ним, которые не являются объектами капитального строительства, о чем свидетельствует заключение ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 23.12.2009.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что заявление о предоставлении указанных земельных участков подано в соответствии с пунктом 4 статьи 28, статьи 34, пункта 8 статьи 22 ЗК РФ.
Ссылку заинтересованного лица в оспариваемых отказах на часть 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной, так как в своих заявлениях предприниматель просит министерство предоставить земельные участки в собственность за выкуп, в связи с чем у министерства отсутствовали основания для рассмотрения заявлений на основании статьи 9 Закона Самарской области "О земле", содержащей положения о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно.
Как видно из материалов дела, что основания предоставления испрашиваемых земельных участков ранее были предметом рассмотрения Арбитражного суда Самарской области в рамках дела N А55-34038/2012.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34038/2012 признаны незаконными отказы министерства в предоставлении в собственность ИП Владимировой Т.Ю. за выкуп земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0217003:5, 63:01:0217003:667. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Владимировой Т.Ю. в соответствии с действующим законодательством.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемые земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет, а правоотношения сторон возникли с 2000 и 2010 годов.
На момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не ограничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198.
В соответствии с данной редакцией в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
С учетом изложенного, действующая редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка содержит указание на конкретное обязательственное право - право аренды земельного участка.
Таким образом, данная норма Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке преимущественного перед другими лицами права на заключение договора (при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды), а не исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 22 ЗК РФ (действующей в спорный период) при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
Из письма Минэкономразвития России от 03.03.2010 N Д23-688 следует, что с учетом того, что арендованный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть выставлен на торги (статьи 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ), преимущественное право арендатора земельного участка на его покупку фактически является исключительным правом и может быть реализовано в порядке, предусмотренном заключенным договором аренды. В случае отсутствия в договоре аренды положений о цене продажи земельного участка арендатору земельный участок подлежит продаже на общих основаниях, то есть по рыночной цене.
Аналогичная правовая позиции содержится в Определении ВАС РФ от 29.05.2012 N ВАС-6033/12 по делу N А59-1108/2011.
Принимая во внимание, что решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-34038/2012 признаны незаконными доводы министерства об отсутствии решения органа государственной власти о продаже данного земельного участка, суд первой инстанции правомерно признал правомерным довод заявителя о том, что министерство в данном случае обязано предоставить испрашиваемые земельные участки ИП Владимировой Т.Ю. по рыночной цене.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заинтересованного лица о несоответствии вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков основным видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217003:5 площадью 76,10 кв. м был изначально предоставлен Администрацией Кировского района г. Самары в соответствии с Постановлением от 11.02.2000 N 249 "О предоставлении в аренду земельного участка, фактически занимаемого мини-магазином по ул. Стара Загора, 255 частному предпринимателю Владимировой Т.Ю.", а также Постановлением Администрации Кировского района г. Самары от 13.07.2000 N 1422 "О предоставлении в аренду земельного участка под установку складского помещения по ул. Стара Загора, 255, частному предпринимателю Владимировой Т.Ю." (л.д. 19, 20).
Объекты были введены в эксплуатацию "Актами приемки в эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли (бытового) обслуживания населения (л.д. 21, 139).
Распоряжением Администрации Кировского района г. Самары от 07.05.2003 N 775 "О продлении срока аренды земельного участка занимаемого временным магазином "Продукты" и предоставлении дополнительного земельного участка по ул. Стара Загора, 255 индивидуальному предпринимателю Владимировой Т.Ю." срок аренды был продлен на три года (л.д. 22).
Впоследствии Распоряжением Администрации Кировского района городского округа Самара от 22.05.2006 N 638 "Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого временным мини-магазином "Продукты", расположенного по ул. Стара Загора, 255, индивидуальному предпринимателю Владимировой Т.Ю." земельный участок площадью 76,1 кв. м был вновь предоставлен на три года (л.д. 23).
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.03.2007 N 124 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, улица Стара-Загора, дом 255, заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, N 32а-2006/2011 от 15.03.2007 (л.д. 69-75).
03.09.2012 заключен договор аренды земельного участка N 2351а-2011/2016, который является действующим.
Из пояснений представителя заявителя следует, что по договору аренды заявитель производит арендную плату.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Правил, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" объекты недвижимости, существовавшие до вступления в силу указанных Правил, являются несоответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты, например, имеют вид (виды) использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон.
Согласно пункту 1 статьи 6 указанных Правил объекты недвижимости, ставшие несоответствующими указанным Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
Анализ положений указанных норм позволяет сделать вывод о том, что данные положения применяются к объектам, существовавшим до вступления Правил.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 76,10 кв. м существовал до введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре.
Указанный земельный участок сформирован в соответствии с действовавшим на тот период Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
На основании проведенного аукциона 20.01.2009 между Министерством имущественных отношений Самарской области и предпринимателем 28.07.2010 заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством N 1588а-2010/2015 (л.д. 29-32).
Согласно данному договору заявителю передавался в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217003:667 площадью 50 кв. м, находящийся по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора, 255, для использования под временный пристрой к мини-магазину и складскому помещению.
Данный договор является действующим. На земельном участке расположен временный пристрой, который не является объектом капитального строительства, что подтверждается заключением ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 23.12.2009.
Установленные судом первой инстанции по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что на момент предоставления в аренду предпринимателю земельных участков, вид разрешенного использования испрашиваемых участков соответствовал основным видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом.
До настоящего времени правила застройки и землепользования не изменялись.
Согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара испрашиваемые заявителем земельные участки находятся в зоне Р-2, которая не предусматривает размещение торговых объектов.
В силу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень разрешенного использования.
Министерство не сослалось на правовую норму, запрещающую существование и использование испрашиваемых земельных участков по их назначению.
Согласно положениям части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу части 1 статьи 6 Правил, объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
В материалы дела ни заинтересованным лицом, ни третьим лицом не представлено наличие оснований, указанных в части 1 статьи 6 Правил застройки и землепользования.
Доводы министерства и департамента о несоответствии вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков основным видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу N А55-30702/2012.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие объектов в утвержденной постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, является несостоятельной, так как испрашиваемые земельные участки предоставлены заявителю в аренду до принятия постановления Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "О государственном регулировании торговой деятельности" предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Суд первой инстанции обоснованно признал правомерным довод заявителя о том, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю, так как место размещения временного объекта было определено до утверждения схемы.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2014 по делу N А55-28851/2013.
Оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых отказов требованиям статей 28, 34 ЗК РФ, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", статьям 5, 6 Правил, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания их незаконными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 ноября 2014 года по делу N А55-10790/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)