Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 04 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Садоводческого некоммерческого товарищества "Богатинское":
- Бронников Д.С., доверенность от 27.10.2010, сроком действия на 1 год, паспорт;
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края:
- Якушева Т.А., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22143, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
- от Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока:
- Грачева А.Ю., доверенность от 29.12.2010 N 27/1-1-3499, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
- Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" - извещено, не явилось;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-3793/2011, 05АП-3843/2011
на решение от 28.04.2011
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-18785/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческое некоммерческое товарищество "Богатинское" (ОГРН 1072500002255, ИНН 2536188140)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке"
о признании незаконным решения от 13.10.2010 N 29/06-20-16672.
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Богатинское" (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 13.10.2010 N 29/06-20-16672 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков общей площадью 56000 кв. м, расположенных в районе станции Спутник, для целей, не связанных со строительством, для садоводства и ведения дачного хозяйства; об обязании департамента принять в двухнедельный срок решение о предоставлении товариществу земельного участка, расположенного в районе ж/д станции "Спутник" в г. Владивостоке, общей площадью 56000 кв. м в аренду сроком на 15 лет, для целей, не связанных со строительством (садоводством) и в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении заключить договор аренды на испрашиваемый земельный участок. В случае удовлетворения требований товарищество просит взыскать с департамента судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в сумме 102680 руб., составляющих стоимость услуг представителя (100000 руб.) и стоимость услуг ООО Кадастровое бюро" (2680 руб.).
Определениями суда от 12 января и от 01 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований были привлечены Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - управление, УГА) и муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (далее по тексту - учреждение, третье лицо).
Решением суда от 28.04.2011 отказано в удовлетворении ходатайства о взыскании судебных издержек в сумме 77 680 рублей, в остальной части заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом и обжалуя его в апелляционном порядке, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока считают решение незаконным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в своей апелляционной жалобе указало, что часть испрашиваемого земельного участка находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), однако большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в территориальной зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1), из чего следует, что целевое назначение испрашиваемого земельного участка не соответствует хозяйственному использованию, связанному с ведением садоводства. Также заявитель жалобы считает, что с момента введения в действие Правил землепользования и застройки предоставление земельных участков должно производиться с соблюдением градостроительных регламентов, а сложившееся фактическое использование прилегающей территории значение не имеет.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края считает необоснованным указание суда на то, что департаментом и органом местного самоуправления нарушены положения пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Заявитель жалобы указывает, что нахождение спорного земельного участка в зоне городских лесов и городских парков (Р-1) исключает возможность предоставления его для ведения садоводства. По мнению заявителя жалобы, у департамента отсутствовала возможность принять решение по заявлению товарищества о предоставлении испрашиваемых участков, поскольку кадастровые паспорта земельных участков поступили в департамент только 23.09.2010. Департамент не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что документы, касающиеся согласования и отвода земельного участка в период 1990-1996 годов, свидетельствуют об установлении на спорном земельном участке вида разрешенного использования - садоводство. Кроме того, заявленные товариществом судебные расходы, по мнению департамента, являются завышенными и необоснованными.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока представило отзыв на апелляционную жалобу департамента, в котором поддерживает его доводы, и считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Богатинское" в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционных жалоб возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение отмене или изменению не подлежит.
В судебное заседание 04.07.2011 Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" не явилось, извещено надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя муниципального учреждения.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Решением исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 16.03.1990 N 146 было решено просить Приморский крайисполком ходатайствовать перед Советом Министров РСФСР об изъятии у Владивостокского лесхоза:
- - части территории в районе водохранилища Богатое площадью 12,5 га под линиями электропередач и отводе ее Производственному объединению энергетики и электрификации "Дальэнерго" под организацию садоводческого товарищества при предприятии тепловых сетей "Дальэнерго" с правом вырубки деревьев и кустарников;
- - части территории в р-не п/л "Океан" площадью 5,6 га под ЛЭП-110 кВт и отводе ее Производственному объединению энергетики и электрификации под организацию садоводческого товарищества при Владивостокской ТЭЦ-2 с правом вырубки деревьев и кустарников.
В соответствии с данным решением 30 декабря 1994 года постановлением главы администрации Советского района г. Владивостока было зарегистрировано Потребительское общество садоводческое товарищество "Богатинское" с юридическим адресом местонахождения: Владивосток, район ЛЭП 110 кВт. ст. Спутник.
Отвод земельного участка площадью 6 га под садоводческое товарищество "Богатинское" в 144 квартале Садгородского лесничества Владивостокского лесхоза в створе существующих просек ЛЭП-110-220 кВт был согласован Владивостокским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов 05.12.1995.
Постановлением Главы администрации г. Владивостока от 12.01.1996 N 30 было решено изъять у Владивостокского лесхоза часть территории в р-не ж/д станции "Спутник" площадью 5,6 га по просеке под линиями электропередачи и предоставить ее под организацию коллективного сада потребительскому обществу садоводческому товариществу "Богатинское". Одновременно решено просить Администрацию Приморского края согласовать данное постановление и ходатайствовать перед Правительством РФ о переводе 5,6 га лесных земель в нелесные.
Решение о переводе лесных земель в нелесные согласовано Приморским управлением лесами (письмо от 13.02.1996 N 2-4-06) и Комитетом по архитектуре и капитальному строительству Администрации Приморского края (письмо от 16.04.1996 N 2-8/358).
Распоряжением от 25.04.1996 N 425-р Администрация Приморского края дала поручение Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края ходатайствовать к Правительству РФ о разрешении перевода лесных земель в нелесные согласно приложению N 1 (всего 7,2 га, в том числе 5,6 га для садоводства).
Распоряжением от 14.10.1996 N 1555-р Правительство РФ разрешило перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом в Приморском крае площадью 7,2 га.
С учетом принятого решения товарищество утвердило генеральный план товарищества, а также согласовало списки своих членов, включив в них по указанию администрации города из льготной городской очереди 20% от общего количества.
Генеральный план товарищества был вынесен в натуру, но соответствующий документ на землепользование в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока оформлен не был.
26 апреля 2007 года в связи с необходимостью приведения учредительных документов в соответствие с действующим законодательством на общем собрании членов товарищества принято решение создать СНТ "Богатинское", являющееся правопреемником потребительского общества садоводческого товарищества "Богатинское", и утвердить его устав.
22 ноября 2007 года вх. N 29-5803 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в первоначальное срочное пользование на 15 (пятнадцать лет) с последующим выкупом в совместную собственность членами товарищества, расположенный в квадрате N 144 г. Владивостока в районе ж/д станции "Спутник" вдоль ЛЭП 110-220, ориентировочной площадью запрашиваемого участка - 5,6 га для последующей эксплуатации под садоводческое товарищество.
Указанное обращение в порядке статьи 34 ЗК РФ направлено в администрацию г. Владивостока для изготовления и утверждения проекта границ сопроводительным письмом от 26.03.2008 N 29/6-18-1950 (входящий администрации от 02.04.2008 N 3633д).
Письмом от 15.04.2009 N 3633д(08) администрация города возвратила в департамент документы, сославшись на расположение испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне, где предоставление земельных участков с целевым назначением "садоводство" не предусмотрено.
При этом, несмотря на данный возврат, администрация города 21 сентября, 27 ноября и 28 декабря 2009 года приняла от товарищества дополнительные документы к пакету N 3633д(08), которые были представлены в целях изготовления и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Распоряжением УГА от 17.02.2010 N 405 товариществу утверждены схемы расположения земельных участков общей площадью 56000 кв. м в районе ж/д станции "Спутник" для целей, не связанных со строительством (садоводство), в том числе: площадью 10854 кв. м; площадью 20939 кв. м и площадью 24207 кв. м. Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением номеров 25:28:050088:56, 25:28:050088:57 и 25:28:050088:58.
Заявлением от 23.09.2010 вх. N 29-25293 товарищество, приложив кадастровые паспорта указанных земельных участков, обратилось в департамент и просило предоставить ему в аренду спорные земельные участки для целей, не связанных со строительством, для садоводства.
Письмом от 13.10.2010 N 29/06-20-16672 департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Не согласившись с указанным решением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным как не соответствующего закону и нарушающего права и законные интересы товарищества.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Департамент согласно положению о нем наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что обязанность по предоставлению земельных участков на территории г. Владивостока лежит на департаменте.
По правилам пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела следует и суд первой инстанции верно указал, что товариществом в полной мере был соблюден порядок получения земельного участка, регламентированный статьей 34 ЗК РФ и Законом N 66-ФЗ, и представлены все необходимые документы, предусмотренные законом, из чего следует, что в силу требований пункта 5 статьи 34 ЗК РФ департамент обязан был в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решение о предоставлении товариществу земельных участков и направить ему копию соответствующего решения. Таким образом, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков апелляционная коллегия не находит, в связи с чем отказ департамента, оформленный письмом от 13.10.2010, апелляционный суд считает не законным и противоречащим указанных выше нормам права.
Суд первой инстанции на основании письма УГА от 28.01.2011 N 27/2-11-210 с приложением выписки из Генерального плана Владивостокского городского округа и обзорной схемы правильно указал, что большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне Р-1, а меньшая - в зоне Ж-1.
Апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности предоставления товариществу спорного земельного участка, поскольку садоводство не является видом размеренного использования зона городских лесов и лесопарков (Р-1).
Правовой режим земельного участка, в том числе виды и ограничения его использования, зависит от территориальной зоны, в границах которой он расположен, что следует из системного толкования статьи 1, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 18, части 2 статьи 26, статей 30 - 32, 34 - 36 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), пунктов 1 - 2 статьи 85 ЗК РФ. При отсутствии правил землепользования и застройки органы местного самоуправления не имеют правовых оснований для ограничений в использовании земельных участков.
Товарищество обратилось в департамент в 2007 году, когда на территории города Владивостока отсутствовал и утвержденный в установленном законом порядке генеральный план и правила землепользования и застройки. Однако только в 2009 году обществу были возвращены документы с отказом в предоставлении испрашиваемых участков со ссылками на функциональное зонирование в соответствии с Генеральным планом ВГО без учета того, что при отсутствии правил землепользования и застройки, которыми утверждаются точные границы территориальных зон, правовых оснований для ограничения спорного земельного участка в обороте не было.
Таким образом, при указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что определение точных границ территориальных зон в г. Владивостоке, включая зону Р-1 в районе ж/д станции Спутник, спустя 2,5 года после обращения товарищества в департамент не может ущемлять прав и законных интересов заявителя на получение земельного участка, который реализовал свое право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка еще в 2007 году и в установленные законом сроки решения на свое заявление не получил.
Также суд первой инстанции верно отметил, что документы, касающиеся согласования и отвода земельного участка в период 1990-1996 годов, свидетельствует об установлении на спорном земельном участке вида разрешенного использования - садоводство.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, согласно положениям пункта 5 статьи 34 ЗК РФ и пункта 5 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал незаконным решение департамента от 13.10.2010 и обязал последнего принять решение о предоставлении товариществу испрашиваемого земельного участка в аренду, и заключить договор.
В своей апелляционной жалобе департамент указывает на завышение и необоснованность заявленных товариществом судебных расходов. При этом из заявленных изначально 102 680 рублей судом первой инстанции взыскано с департамента только 27 000 рублей.
Пятый арбитражный апелляционный суд с учетом пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82, средней стоимости аналогичных услуг в Приморском крае, а также с учетом степени сложности рассматриваемого дела, считает правомерным, разумным и обоснованным взыскание судом первой инстанции с департамента в пользу товарищества судебных расходов в сумме 27 000 рублей.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2011 по делу N А51-18785/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2011 N 05АП-3793/2011 ПО ДЕЛУ N А51-18785/2010
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2011 г. N 05АП-3793/2011
Дело N А51-18785/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 04 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Садоводческого некоммерческого товарищества "Богатинское":
- Бронников Д.С., доверенность от 27.10.2010, сроком действия на 1 год, паспорт;
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края:
- Якушева Т.А., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22143, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
- от Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока:
- Грачева А.Ю., доверенность от 29.12.2010 N 27/1-1-3499, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
- Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" - извещено, не явилось;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-3793/2011, 05АП-3843/2011
на решение от 28.04.2011
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-18785/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческое некоммерческое товарищество "Богатинское" (ОГРН 1072500002255, ИНН 2536188140)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке"
о признании незаконным решения от 13.10.2010 N 29/06-20-16672.
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Богатинское" (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 13.10.2010 N 29/06-20-16672 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков общей площадью 56000 кв. м, расположенных в районе станции Спутник, для целей, не связанных со строительством, для садоводства и ведения дачного хозяйства; об обязании департамента принять в двухнедельный срок решение о предоставлении товариществу земельного участка, расположенного в районе ж/д станции "Спутник" в г. Владивостоке, общей площадью 56000 кв. м в аренду сроком на 15 лет, для целей, не связанных со строительством (садоводством) и в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении заключить договор аренды на испрашиваемый земельный участок. В случае удовлетворения требований товарищество просит взыскать с департамента судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в сумме 102680 руб., составляющих стоимость услуг представителя (100000 руб.) и стоимость услуг ООО Кадастровое бюро" (2680 руб.).
Определениями суда от 12 января и от 01 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований были привлечены Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - управление, УГА) и муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (далее по тексту - учреждение, третье лицо).
Решением суда от 28.04.2011 отказано в удовлетворении ходатайства о взыскании судебных издержек в сумме 77 680 рублей, в остальной части заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом и обжалуя его в апелляционном порядке, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока считают решение незаконным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в своей апелляционной жалобе указало, что часть испрашиваемого земельного участка находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), однако большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в территориальной зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1), из чего следует, что целевое назначение испрашиваемого земельного участка не соответствует хозяйственному использованию, связанному с ведением садоводства. Также заявитель жалобы считает, что с момента введения в действие Правил землепользования и застройки предоставление земельных участков должно производиться с соблюдением градостроительных регламентов, а сложившееся фактическое использование прилегающей территории значение не имеет.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края считает необоснованным указание суда на то, что департаментом и органом местного самоуправления нарушены положения пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Заявитель жалобы указывает, что нахождение спорного земельного участка в зоне городских лесов и городских парков (Р-1) исключает возможность предоставления его для ведения садоводства. По мнению заявителя жалобы, у департамента отсутствовала возможность принять решение по заявлению товарищества о предоставлении испрашиваемых участков, поскольку кадастровые паспорта земельных участков поступили в департамент только 23.09.2010. Департамент не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что документы, касающиеся согласования и отвода земельного участка в период 1990-1996 годов, свидетельствуют об установлении на спорном земельном участке вида разрешенного использования - садоводство. Кроме того, заявленные товариществом судебные расходы, по мнению департамента, являются завышенными и необоснованными.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока представило отзыв на апелляционную жалобу департамента, в котором поддерживает его доводы, и считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Богатинское" в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционных жалоб возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение отмене или изменению не подлежит.
В судебное заседание 04.07.2011 Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" не явилось, извещено надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя муниципального учреждения.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Решением исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 16.03.1990 N 146 было решено просить Приморский крайисполком ходатайствовать перед Советом Министров РСФСР об изъятии у Владивостокского лесхоза:
- - части территории в районе водохранилища Богатое площадью 12,5 га под линиями электропередач и отводе ее Производственному объединению энергетики и электрификации "Дальэнерго" под организацию садоводческого товарищества при предприятии тепловых сетей "Дальэнерго" с правом вырубки деревьев и кустарников;
- - части территории в р-не п/л "Океан" площадью 5,6 га под ЛЭП-110 кВт и отводе ее Производственному объединению энергетики и электрификации под организацию садоводческого товарищества при Владивостокской ТЭЦ-2 с правом вырубки деревьев и кустарников.
В соответствии с данным решением 30 декабря 1994 года постановлением главы администрации Советского района г. Владивостока было зарегистрировано Потребительское общество садоводческое товарищество "Богатинское" с юридическим адресом местонахождения: Владивосток, район ЛЭП 110 кВт. ст. Спутник.
Отвод земельного участка площадью 6 га под садоводческое товарищество "Богатинское" в 144 квартале Садгородского лесничества Владивостокского лесхоза в створе существующих просек ЛЭП-110-220 кВт был согласован Владивостокским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов 05.12.1995.
Постановлением Главы администрации г. Владивостока от 12.01.1996 N 30 было решено изъять у Владивостокского лесхоза часть территории в р-не ж/д станции "Спутник" площадью 5,6 га по просеке под линиями электропередачи и предоставить ее под организацию коллективного сада потребительскому обществу садоводческому товариществу "Богатинское". Одновременно решено просить Администрацию Приморского края согласовать данное постановление и ходатайствовать перед Правительством РФ о переводе 5,6 га лесных земель в нелесные.
Решение о переводе лесных земель в нелесные согласовано Приморским управлением лесами (письмо от 13.02.1996 N 2-4-06) и Комитетом по архитектуре и капитальному строительству Администрации Приморского края (письмо от 16.04.1996 N 2-8/358).
Распоряжением от 25.04.1996 N 425-р Администрация Приморского края дала поручение Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края ходатайствовать к Правительству РФ о разрешении перевода лесных земель в нелесные согласно приложению N 1 (всего 7,2 га, в том числе 5,6 га для садоводства).
Распоряжением от 14.10.1996 N 1555-р Правительство РФ разрешило перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом в Приморском крае площадью 7,2 га.
С учетом принятого решения товарищество утвердило генеральный план товарищества, а также согласовало списки своих членов, включив в них по указанию администрации города из льготной городской очереди 20% от общего количества.
Генеральный план товарищества был вынесен в натуру, но соответствующий документ на землепользование в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока оформлен не был.
26 апреля 2007 года в связи с необходимостью приведения учредительных документов в соответствие с действующим законодательством на общем собрании членов товарищества принято решение создать СНТ "Богатинское", являющееся правопреемником потребительского общества садоводческого товарищества "Богатинское", и утвердить его устав.
22 ноября 2007 года вх. N 29-5803 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в первоначальное срочное пользование на 15 (пятнадцать лет) с последующим выкупом в совместную собственность членами товарищества, расположенный в квадрате N 144 г. Владивостока в районе ж/д станции "Спутник" вдоль ЛЭП 110-220, ориентировочной площадью запрашиваемого участка - 5,6 га для последующей эксплуатации под садоводческое товарищество.
Указанное обращение в порядке статьи 34 ЗК РФ направлено в администрацию г. Владивостока для изготовления и утверждения проекта границ сопроводительным письмом от 26.03.2008 N 29/6-18-1950 (входящий администрации от 02.04.2008 N 3633д).
Письмом от 15.04.2009 N 3633д(08) администрация города возвратила в департамент документы, сославшись на расположение испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне, где предоставление земельных участков с целевым назначением "садоводство" не предусмотрено.
При этом, несмотря на данный возврат, администрация города 21 сентября, 27 ноября и 28 декабря 2009 года приняла от товарищества дополнительные документы к пакету N 3633д(08), которые были представлены в целях изготовления и утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Распоряжением УГА от 17.02.2010 N 405 товариществу утверждены схемы расположения земельных участков общей площадью 56000 кв. м в районе ж/д станции "Спутник" для целей, не связанных со строительством (садоводство), в том числе: площадью 10854 кв. м; площадью 20939 кв. м и площадью 24207 кв. м. Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением номеров 25:28:050088:56, 25:28:050088:57 и 25:28:050088:58.
Заявлением от 23.09.2010 вх. N 29-25293 товарищество, приложив кадастровые паспорта указанных земельных участков, обратилось в департамент и просило предоставить ему в аренду спорные земельные участки для целей, не связанных со строительством, для садоводства.
Письмом от 13.10.2010 N 29/06-20-16672 департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Не согласившись с указанным решением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным как не соответствующего закону и нарушающего права и законные интересы товарищества.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Департамент согласно положению о нем наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что обязанность по предоставлению земельных участков на территории г. Владивостока лежит на департаменте.
По правилам пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела следует и суд первой инстанции верно указал, что товариществом в полной мере был соблюден порядок получения земельного участка, регламентированный статьей 34 ЗК РФ и Законом N 66-ФЗ, и представлены все необходимые документы, предусмотренные законом, из чего следует, что в силу требований пункта 5 статьи 34 ЗК РФ департамент обязан был в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решение о предоставлении товариществу земельных участков и направить ему копию соответствующего решения. Таким образом, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков апелляционная коллегия не находит, в связи с чем отказ департамента, оформленный письмом от 13.10.2010, апелляционный суд считает не законным и противоречащим указанных выше нормам права.
Суд первой инстанции на основании письма УГА от 28.01.2011 N 27/2-11-210 с приложением выписки из Генерального плана Владивостокского городского округа и обзорной схемы правильно указал, что большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне Р-1, а меньшая - в зоне Ж-1.
Апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности предоставления товариществу спорного земельного участка, поскольку садоводство не является видом размеренного использования зона городских лесов и лесопарков (Р-1).
Правовой режим земельного участка, в том числе виды и ограничения его использования, зависит от территориальной зоны, в границах которой он расположен, что следует из системного толкования статьи 1, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 18, части 2 статьи 26, статей 30 - 32, 34 - 36 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), пунктов 1 - 2 статьи 85 ЗК РФ. При отсутствии правил землепользования и застройки органы местного самоуправления не имеют правовых оснований для ограничений в использовании земельных участков.
Товарищество обратилось в департамент в 2007 году, когда на территории города Владивостока отсутствовал и утвержденный в установленном законом порядке генеральный план и правила землепользования и застройки. Однако только в 2009 году обществу были возвращены документы с отказом в предоставлении испрашиваемых участков со ссылками на функциональное зонирование в соответствии с Генеральным планом ВГО без учета того, что при отсутствии правил землепользования и застройки, которыми утверждаются точные границы территориальных зон, правовых оснований для ограничения спорного земельного участка в обороте не было.
Таким образом, при указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что определение точных границ территориальных зон в г. Владивостоке, включая зону Р-1 в районе ж/д станции Спутник, спустя 2,5 года после обращения товарищества в департамент не может ущемлять прав и законных интересов заявителя на получение земельного участка, который реализовал свое право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка еще в 2007 году и в установленные законом сроки решения на свое заявление не получил.
Также суд первой инстанции верно отметил, что документы, касающиеся согласования и отвода земельного участка в период 1990-1996 годов, свидетельствует об установлении на спорном земельном участке вида разрешенного использования - садоводство.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, согласно положениям пункта 5 статьи 34 ЗК РФ и пункта 5 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал незаконным решение департамента от 13.10.2010 и обязал последнего принять решение о предоставлении товариществу испрашиваемого земельного участка в аренду, и заключить договор.
В своей апелляционной жалобе департамент указывает на завышение и необоснованность заявленных товариществом судебных расходов. При этом из заявленных изначально 102 680 рублей судом первой инстанции взыскано с департамента только 27 000 рублей.
Пятый арбитражный апелляционный суд с учетом пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 82, средней стоимости аналогичных услуг в Приморском крае, а также с учетом степени сложности рассматриваемого дела, считает правомерным, разумным и обоснованным взыскание судом первой инстанции с департамента в пользу товарищества судебных расходов в сумме 27 000 рублей.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2011 по делу N А51-18785/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Г.А.СИМОНОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)