Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Васильевой Марии Игоревны (доверенность от 12.09.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Мегрелидзе Нугзари Шотаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2014 года по делу N А19-19482/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дягилева И.П.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Мегрелидзе Нугзари Шотаевич (ОГРН: 304381113800121; место жительства: город Иркутск; далее - заявитель, ИП Мегрелидзе Н.Ш., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610; место нахождения: город Иркутск; далее также - администрация) о признании незаконным отказа администрации города Иркутска, содержащегося в письме от 16.10.2013 N 945-70-5898/3 в обеспечении выбора земельного участка под строительство; обязании администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения обращения Министерства имущественных отношений Иркутской области по заявлению ИП Мегрелидзе Н.Ш. о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды при принятии обжалуемых судебных актов сделали необоснованные выводы о невозможности точного определения границ под многоэтажными жилыми домами N 10, 12 по ул. Горького, выводы судов о возможности нарушения прав собственников многоквартирных домов являются ошибочными, судами неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Предприниматель и Министерство имущественных отношений Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 04995; почтовое отправление, возвращенное в суд, N 04993; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 17.10.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 10.05.2012 ИП Мегрелидзе Н.Ш. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее также - Министерство) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного в г. Иркутске на пересечении улиц Степана Разина и Горького, под строительство магазина продовольственных товаров.
Рассмотрев указанное заявление, Министерство в письме от 05.07.2012 N 23-14207/1и сообщило о непредставлении администрацией города Иркутска акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и отсутствии оснований для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения магазина. В качестве основания было указано заключение Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска о невозможности предоставления земельного участка. Данное заключение было адресовано Министерству имущественных отношений Иркутской области с выводом о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения магазина повлечет за собой нарушение прав собственников многоквартирного дома, расположенного рядом с объектом, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Предприниматель, не согласившись с выданным ему ответом, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным отказа в обеспечении выбора земельного участка на праве аренды, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обязании администрации города Иркутска изготовить проект схемы расположения земельного участка под строительство магазина, обеспечить подготовку и согласование проекта об утверждении схемы расположения земельного участка под строительство магазина, обеспечить выбор земельного участка под строительство магазина.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены (дело N А19-19179/2012). Указанное решение вступило в законную силу. Как следует из судебных актов по указанному делу, требования были удовлетворены в связи с тем, что суды признали обжалуемый отказ преждевременным, так как не было представлено документального обоснования, а утверждение о нарушении прав собственников помещений в многоквартирных домах не содержит, помимо прочего, адресов этих домов.
Во исполнение решения суда комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска письмом от 16.10.2013 N 945-70-5898/3, рассмотрев обращение Министерства имущественных отношений, сообщил, что утвердить схему расположения земельного участка, подготовить акт о выборе земельного участка для размещения магазина будет возможно после утверждения проектов межевания территорий, расположенных в районе многоквартирных домов N 10 и 12 по ул. Горького.
Вышеуказанный ответ комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска явился основанием для направления Министерством имущественных отношений Иркутской области в адрес предпринимателя письма от 31.10.2013, из которого следует, что поскольку администрацией города Иркутска не представлен акт о выборе земельного участка, отсутствуют основания для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения магазина на пересечении ул. Степана Разина и ул. Горького в г. Иркутске.
Полагая, что отказ администрации города Иркутска, выраженный в письме от 16.10.2013 N 945-70-5898/3 (т. 1 л.д. 30-31, 72-73), не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Мегрелидзе Н.Ш. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании названного отказа незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции исходил из вывода о невозможности точного определения границ земельных участков - общей долевой собственности жителей многоквартирных домов и возможности наложения этих земельных участков на испрашиваемый земельный участок.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с названным Законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, отнесено к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель.
Пунктом 67 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (далее - Положение о предоставлении земельных участков), утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из пункта 3.1.5 Положения о Комитете по градостроительной политике администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением администрации города Иркутска от 25.05.2012 N 031-10-537/12, Комитет обеспечивает выбор земельных участков, расположенных на территории города Иркутска, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами под номерами 10 и 12 по ул. Горького.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников могут принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе ввести ограничения пользования им (часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Судами сделаны обоснованные выводы о том, что обращение любого собственника помещения в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирными домами, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, что не исключает возможность формирования и проведения кадастрового учета земельных участков и самими органами публичной власти, на которых возложена соответствующая функция.
Оценив пояснения представителя администрации города Иркутска относительно того, что орган местного самоуправления в настоящее время осуществляет действия по подготовке проекта межевания территории квартала, в котором расположены многоквартирные дома N 10,12 по ул. Горького, учитывая, что формирование земельного участка под многоэтажными жилыми домами с номерами 10, 12 по ул. Горького на территории, которую испрашивает заявитель, не завершено, суды пришли к правильным выводам о том, что определить границы земельных участков, в отношении которых у собственников помещений в соответствующих домах имеется право общедолевой собственности, в сроки, предусмотренные законом для рассмотрения заявления предпринимателя, не представляется возможным.
Суд кассационной инстанции соглашается с судами, указывающими на то, что выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
При таких обстоятельствах, у администрации отсутствовали правовые основания для принятия решения о выборе земельного участка, следовательно, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе довод относительно ошибочных выводов судов о том, что земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: город Иркутск, ул. Горького, д. 10, был сформирован без учета придомовой территории, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2014 года по делу N А19-19482/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N А19-19482/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N А19-19482/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарева И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Васильевой Марии Игоревны (доверенность от 12.09.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Мегрелидзе Нугзари Шотаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2014 года по делу N А19-19482/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дягилева И.П.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Мегрелидзе Нугзари Шотаевич (ОГРН: 304381113800121; место жительства: город Иркутск; далее - заявитель, ИП Мегрелидзе Н.Ш., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610; место нахождения: город Иркутск; далее также - администрация) о признании незаконным отказа администрации города Иркутска, содержащегося в письме от 16.10.2013 N 945-70-5898/3 в обеспечении выбора земельного участка под строительство; обязании администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения обращения Министерства имущественных отношений Иркутской области по заявлению ИП Мегрелидзе Н.Ш. о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды при принятии обжалуемых судебных актов сделали необоснованные выводы о невозможности точного определения границ под многоэтажными жилыми домами N 10, 12 по ул. Горького, выводы судов о возможности нарушения прав собственников многоквартирных домов являются ошибочными, судами неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Предприниматель и Министерство имущественных отношений Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 04995; почтовое отправление, возвращенное в суд, N 04993; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 17.10.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 10.05.2012 ИП Мегрелидзе Н.Ш. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее также - Министерство) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного в г. Иркутске на пересечении улиц Степана Разина и Горького, под строительство магазина продовольственных товаров.
Рассмотрев указанное заявление, Министерство в письме от 05.07.2012 N 23-14207/1и сообщило о непредставлении администрацией города Иркутска акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и отсутствии оснований для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения магазина. В качестве основания было указано заключение Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска о невозможности предоставления земельного участка. Данное заключение было адресовано Министерству имущественных отношений Иркутской области с выводом о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения магазина повлечет за собой нарушение прав собственников многоквартирного дома, расположенного рядом с объектом, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Предприниматель, не согласившись с выданным ему ответом, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным отказа в обеспечении выбора земельного участка на праве аренды, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обязании администрации города Иркутска изготовить проект схемы расположения земельного участка под строительство магазина, обеспечить подготовку и согласование проекта об утверждении схемы расположения земельного участка под строительство магазина, обеспечить выбор земельного участка под строительство магазина.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены (дело N А19-19179/2012). Указанное решение вступило в законную силу. Как следует из судебных актов по указанному делу, требования были удовлетворены в связи с тем, что суды признали обжалуемый отказ преждевременным, так как не было представлено документального обоснования, а утверждение о нарушении прав собственников помещений в многоквартирных домах не содержит, помимо прочего, адресов этих домов.
Во исполнение решения суда комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска письмом от 16.10.2013 N 945-70-5898/3, рассмотрев обращение Министерства имущественных отношений, сообщил, что утвердить схему расположения земельного участка, подготовить акт о выборе земельного участка для размещения магазина будет возможно после утверждения проектов межевания территорий, расположенных в районе многоквартирных домов N 10 и 12 по ул. Горького.
Вышеуказанный ответ комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска явился основанием для направления Министерством имущественных отношений Иркутской области в адрес предпринимателя письма от 31.10.2013, из которого следует, что поскольку администрацией города Иркутска не представлен акт о выборе земельного участка, отсутствуют основания для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения магазина на пересечении ул. Степана Разина и ул. Горького в г. Иркутске.
Полагая, что отказ администрации города Иркутска, выраженный в письме от 16.10.2013 N 945-70-5898/3 (т. 1 л.д. 30-31, 72-73), не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Мегрелидзе Н.Ш. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании названного отказа незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции исходил из вывода о невозможности точного определения границ земельных участков - общей долевой собственности жителей многоквартирных домов и возможности наложения этих земельных участков на испрашиваемый земельный участок.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с названным Законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, отнесено к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель.
Пунктом 67 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (далее - Положение о предоставлении земельных участков), утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из пункта 3.1.5 Положения о Комитете по градостроительной политике администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением администрации города Иркутска от 25.05.2012 N 031-10-537/12, Комитет обеспечивает выбор земельных участков, расположенных на территории города Иркутска, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами под номерами 10 и 12 по ул. Горького.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников могут принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе ввести ограничения пользования им (часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Судами сделаны обоснованные выводы о том, что обращение любого собственника помещения в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирными домами, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, что не исключает возможность формирования и проведения кадастрового учета земельных участков и самими органами публичной власти, на которых возложена соответствующая функция.
Оценив пояснения представителя администрации города Иркутска относительно того, что орган местного самоуправления в настоящее время осуществляет действия по подготовке проекта межевания территории квартала, в котором расположены многоквартирные дома N 10,12 по ул. Горького, учитывая, что формирование земельного участка под многоэтажными жилыми домами с номерами 10, 12 по ул. Горького на территории, которую испрашивает заявитель, не завершено, суды пришли к правильным выводам о том, что определить границы земельных участков, в отношении которых у собственников помещений в соответствующих домах имеется право общедолевой собственности, в сроки, предусмотренные законом для рассмотрения заявления предпринимателя, не представляется возможным.
Суд кассационной инстанции соглашается с судами, указывающими на то, что выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
При таких обстоятельствах, у администрации отсутствовали правовые основания для принятия решения о выборе земельного участка, следовательно, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе довод относительно ошибочных выводов судов о том, что земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: город Иркутск, ул. Горького, д. 10, был сформирован без учета придомовой территории, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2014 года по делу N А19-19482/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)