Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Спорный земельный участок располагается в границах товарищества, членом которого является заявитель. Он, считая, что имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно, обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, однако получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Князева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Султанова Р.А.
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Р. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснения представителя ответчика И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей истца П.К. и третьего лица П.Л., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Р. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта, указав в обоснование своих требований, что в (дата) г. за ней закреплен земельный участок N в границах садоводческого товарищества *** которое в (дата) г. присоединилось в процессе реорганизации к дачному некоммерческому товариществу "Родные просторы" (ранее - *** Таким образом, указанный земельный участок располагается в настоящее время в границах товарищества "Родные просторы", истец является его членом. Р. считает, что имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем обратилась с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства и земельных отношений, однако получила отказ.
Не согласившись с указанным отказом, считая, что действия Департамента не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают ее права, истец просила суд:
- признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка N для целей, не связанных со строительством, расположенного на территории дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы";
- обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект правового акта об образовании земельного участка N, расположенного в границах дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы" и выдать его истцу по заявлению;
- взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга денежные средства в размере *** рублей в качестве расходов на уплату госпошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено дачное некоммерческое товарищество "Родные просторы".
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца П.К., действующий на основании доверенности от (дата), поддержал уточненные исковые требования, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика И., действующий на основании доверенности от (дата) N, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Представители третьего лица Ж., действующая на основании устава, П.Л., действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании по существу требований не возражали.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2015 года исковое заявление Р. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта удовлетворены.
Суд постановил: признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от (дата) N в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка N для целей, не связанных со строительством, расположенного на территории дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы".
Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект правового акта об образовании земельного участка N, расположенного в границах дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы", по заявлению Р., (дата) года рождения.
Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в пользу Р. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере *** рублей.
С этим решением суда не согласился Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Р. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела не просила.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи ??, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу судебное постановление не отвечает указанным требованиям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Р. о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта. При этом суд исходил из того, что Р. имеет право на бесплатное приобретение в собственность спорного земельного участка, и оснований предусмотренных ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, для отказа в предоставлении в собственность земельного участка не имеется.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из материалов дела, схема расположения земельного участка N на кадастровом плане утверждена департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (дата) года (л.д. 23).
Пунктом 3.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность земельных участков, входящих в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения", утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 30.10.2012 N 2800-п, установлено, что предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявлений с прилагаемыми документами по форме согласно приложениям N 2, N 3, N 4 к настоящему приложению;
2) запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить;
3) подготовка распоряжения, договора купли-продажи земельного участка (в случае предоставления земельного участка за плату) или отказ в предоставлении муниципальной услуги;
4) выдача заявителю документов.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент обращения Р. с заявлением об образовании земельного участка) было предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином, заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В силу п. 6 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Из содержания вышеприведенных нормативных актов не усматривается необходимость подготовки какого-либо проекта правового акта об образовании земельного участка для принятия решения о передаче в собственность гражданина земельного участка, предоставленного для садоводства.
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Предъявляя требование о возложении обязанности на управление градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга подготовить проект правового акта об образовании земельного участка N, Р. не привела убедительных доводов того, что обязательным условием приобретения земельного участка в собственность бесплатно является подготовка правового акта об образовании земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Принимая во внимание, что для приобретения права собственности на садовый участок законодательство не устанавливало необходимость принятия правового акта об образовании земельного участка, требования Р., избравшей ненадлежащий способ защиты права, должны быть отклонены.
При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении исковых требований Р. о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта об образовании земельного участка следует отказать.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым Р. в удовлетворении исковых требований к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3574/2015
Требование: О признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, обязании подготовить проект правового акта.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Спорный земельный участок располагается в границах товарищества, членом которого является заявитель. Он, считая, что имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно, обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, однако получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N 33-3574/2015
Судья Князева О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Султанова Р.А.
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Р. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснения представителя ответчика И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей истца П.К. и третьего лица П.Л., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Р. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта, указав в обоснование своих требований, что в (дата) г. за ней закреплен земельный участок N в границах садоводческого товарищества *** которое в (дата) г. присоединилось в процессе реорганизации к дачному некоммерческому товариществу "Родные просторы" (ранее - *** Таким образом, указанный земельный участок располагается в настоящее время в границах товарищества "Родные просторы", истец является его членом. Р. считает, что имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем обратилась с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства и земельных отношений, однако получила отказ.
Не согласившись с указанным отказом, считая, что действия Департамента не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают ее права, истец просила суд:
- признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка N для целей, не связанных со строительством, расположенного на территории дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы";
- обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект правового акта об образовании земельного участка N, расположенного в границах дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы" и выдать его истцу по заявлению;
- взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга денежные средства в размере *** рублей в качестве расходов на уплату госпошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено дачное некоммерческое товарищество "Родные просторы".
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца П.К., действующий на основании доверенности от (дата), поддержал уточненные исковые требования, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика И., действующий на основании доверенности от (дата) N, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Представители третьего лица Ж., действующая на основании устава, П.Л., действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании по существу требований не возражали.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2015 года исковое заявление Р. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта удовлетворены.
Суд постановил: признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от (дата) N в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка N для целей, не связанных со строительством, расположенного на территории дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы".
Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект правового акта об образовании земельного участка N, расположенного в границах дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы", по заявлению Р., (дата) года рождения.
Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в пользу Р. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере *** рублей.
С этим решением суда не согласился Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Р. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела не просила.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи ??, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу судебное постановление не отвечает указанным требованиям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Р. о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта. При этом суд исходил из того, что Р. имеет право на бесплатное приобретение в собственность спорного земельного участка, и оснований предусмотренных ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, для отказа в предоставлении в собственность земельного участка не имеется.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из материалов дела, схема расположения земельного участка N на кадастровом плане утверждена департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (дата) года (л.д. 23).
Пунктом 3.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность земельных участков, входящих в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения", утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 30.10.2012 N 2800-п, установлено, что предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявлений с прилагаемыми документами по форме согласно приложениям N 2, N 3, N 4 к настоящему приложению;
2) запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить;
3) подготовка распоряжения, договора купли-продажи земельного участка (в случае предоставления земельного участка за плату) или отказ в предоставлении муниципальной услуги;
4) выдача заявителю документов.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент обращения Р. с заявлением об образовании земельного участка) было предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином, заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В силу п. 6 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Из содержания вышеприведенных нормативных актов не усматривается необходимость подготовки какого-либо проекта правового акта об образовании земельного участка для принятия решения о передаче в собственность гражданина земельного участка, предоставленного для садоводства.
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Предъявляя требование о возложении обязанности на управление градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга подготовить проект правового акта об образовании земельного участка N, Р. не привела убедительных доводов того, что обязательным условием приобретения земельного участка в собственность бесплатно является подготовка правового акта об образовании земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Принимая во внимание, что для приобретения права собственности на садовый участок законодательство не устанавливало необходимость принятия правового акта об образовании земельного участка, требования Р., избравшей ненадлежащий способ защиты права, должны быть отклонены.
При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении исковых требований Р. о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта об образовании земельного участка следует отказать.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 марта 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым Р. в удовлетворении исковых требований к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в подготовке проекта правового акта об образовании земельного участка, о возложении обязанности подготовить проект правового акта отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)