Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Немгирова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б. и Сангаджиева А.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Б.Е. к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, по апелляционной жалобе представителя истца М. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения Б.Е. и ее представителя М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.Е. обратилась в суд с иском к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Целинное РМО) о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования (далее - Хар-Булукское СМО). В обоснование своих требований указала, что она зарегистрирована и проживает на территории Хар-Булукского СМО Целинного района Республики Калмыкия с апреля 1987 г. по настоящее время. С февраля 1987 г. по июнь 2001 г. она работала в совхозе "Страна Советов". Стаж ее работы в совхозе "Страна Советов" составляет 14 лет 4 месяца. При обращении в администрацию Целинного РМО о включении ее в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО она получила отказ, мотивированный отсутствием полномочий включать граждан в указанный список. Данный отказ является незаконным, так как на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" она проработала в совхозе "Страна Советов" более 5 лет, проживала на территории Хар-Булукского СМО на 1 января 2003 г. и в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" как работник сельхозпредприятия имеет право на получение земельной доли. Просила обязать администрацию Целинного РМО включить ее в списки претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО.
В судебное заседание истица Б.Е. не явилась.
Представитель истицы М. поддержал исковые требования в полном объеме, просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика Глава администрации Целинного РМО Д. в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель третьего лица Глава администрации Хар-Булукского СМО Б.В. в письменном ходатайстве указал об отсутствии возражений по делу и просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Решением Целинного районного суда от 19 декабря 2012 г. в удовлетворении исковых требований Б.Е. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Б.Е. М. просит решение суда отменить с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на те же обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Также указала, что она подлежала увольнению в связи с ликвидацией совхоза "Страна Советов" в 1998 г. После отпуска по уходу за ребенком в 2001 г. ее вынудили написать заявление об увольнении по собственному желанию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд, руководствуясь статьями 1, 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", Законом Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле", пришел к выводу о том, что поскольку Б.Е. уволилась из сельскохозяйственного предприятия в 2001 г. по собственному желанию и на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" (13 апреля 2003 г.) его работником не являлась, право на получение земельной доли у нее не возникло.
С таким выводом суда следует согласиться.
Согласно абз. 3, 4 ч. 4 ст. 10 ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абз. 1, 2, 3 п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия N 177-IV-З от 09 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле". По рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
При отсутствии вышеназванных списков, утвержденных высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций), право на получение земельной доли имеют работники сельскохозяйственных предприятий (организаций), в том числе и уволенные по сокращению численности или штата после 1992 года, проработавшие в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
Аналогичное положение об основаниях возникновения права на получение земельной доли содержалось в Законе Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле", действовавшем в период с 13 апреля 2003 г. до 24 апреля 2010 г.
Как следует из материалов дела, 22 марта 2005 г. в газете "Новая жизнь" Целинного района Республики Калмыкия были опубликованы списки граждан, имеющих право на получение земельных долей.
Протоколом N 10 собрания претендентов на земельные доли из земель сельхозугодий ГУП "Хар-Булук" Целинного района Республики Калмыкия от 01 декабря 2005 г. был утвержден список претендентов на земельные доли.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Целинного РМО N 383 от 08 августа 2007 г. предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения в границах Хар-Булукского СМО в общую долевую собственность граждан согласно списку граждан, имеющих право на получение земельных долей (приложение 1).
При этом в список граждан, имеющих право на получение земельных долей по Хар-Булукскому СМО Целинного района РК, Б.Е. не включена.
Как видно из трудовой книжки Б.Е., 07 февраля 1987 г. она была принята дояркой фермы N 3 совхоза "Страна Советов" п. Хар-Булук, реорганизованного в 1998 г. в ГУП "Страна Советов", 18 июня 2001 г. уволилась по собственному желанию. Стаж работы Б.Е. в сельхозпредприятии составил 14 лет 4 месяца. В последующем Б.Е. работала в Хар-Булукском СМО на общественных работах с 01 июля по 31 июля 2005 г., с 01 марта по 30 марта 2007 г., с 15 августа по 15 сентября 2007 г.
Согласно справке администрации Хар-Булукского СМО от 29 ноября 2012 г. N 2020, Б.Е. зарегистрирована и проживает на территории Хар-Булукского СМО с апреля 1987 г. по настоящее время.
Между тем у Б.Е. права на получение земельной доли не возникло, поскольку на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" (13 апреля 2003 г.) она работником сельхозпредприятия не являлась, уволилась из сельхозпредприятия в 2001 г. по собственному желанию.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Б.Е. о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, является законным и обоснованным.
При таких данных доводы жалобы о наличии у истицы права на включение в списки граждан на получение земельных долей, стаже работы в сельхозпредприятии и регистрации по месту постоянного жительства на территории Хар-Булукского СМО, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка Б.Е. о незаконности увольнения по собственному желанию не может быть принята во внимание, так как приказ об увольнении ею не был оспорен в установленные законом сроки и порядке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Б.Е. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА
Судьи
М.Б.КАШИЕВ
А.В.САНГАДЖИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-468/2013Г.
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N 33-468/2013г.
Судья: Немгирова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б. и Сангаджиева А.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Б.Е. к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, по апелляционной жалобе представителя истца М. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения Б.Е. и ее представителя М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.Е. обратилась в суд с иском к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Целинное РМО) о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования (далее - Хар-Булукское СМО). В обоснование своих требований указала, что она зарегистрирована и проживает на территории Хар-Булукского СМО Целинного района Республики Калмыкия с апреля 1987 г. по настоящее время. С февраля 1987 г. по июнь 2001 г. она работала в совхозе "Страна Советов". Стаж ее работы в совхозе "Страна Советов" составляет 14 лет 4 месяца. При обращении в администрацию Целинного РМО о включении ее в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО она получила отказ, мотивированный отсутствием полномочий включать граждан в указанный список. Данный отказ является незаконным, так как на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" она проработала в совхозе "Страна Советов" более 5 лет, проживала на территории Хар-Булукского СМО на 1 января 2003 г. и в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" как работник сельхозпредприятия имеет право на получение земельной доли. Просила обязать администрацию Целинного РМО включить ее в списки претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО.
В судебное заседание истица Б.Е. не явилась.
Представитель истицы М. поддержал исковые требования в полном объеме, просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика Глава администрации Целинного РМО Д. в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель третьего лица Глава администрации Хар-Булукского СМО Б.В. в письменном ходатайстве указал об отсутствии возражений по делу и просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Решением Целинного районного суда от 19 декабря 2012 г. в удовлетворении исковых требований Б.Е. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Б.Е. М. просит решение суда отменить с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на те же обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Также указала, что она подлежала увольнению в связи с ликвидацией совхоза "Страна Советов" в 1998 г. После отпуска по уходу за ребенком в 2001 г. ее вынудили написать заявление об увольнении по собственному желанию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд, руководствуясь статьями 1, 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", Законом Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле", пришел к выводу о том, что поскольку Б.Е. уволилась из сельскохозяйственного предприятия в 2001 г. по собственному желанию и на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" (13 апреля 2003 г.) его работником не являлась, право на получение земельной доли у нее не возникло.
С таким выводом суда следует согласиться.
Согласно абз. 3, 4 ч. 4 ст. 10 ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абз. 1, 2, 3 п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия N 177-IV-З от 09 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле". По рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
При отсутствии вышеназванных списков, утвержденных высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций), право на получение земельной доли имеют работники сельскохозяйственных предприятий (организаций), в том числе и уволенные по сокращению численности или штата после 1992 года, проработавшие в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
Аналогичное положение об основаниях возникновения права на получение земельной доли содержалось в Законе Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле", действовавшем в период с 13 апреля 2003 г. до 24 апреля 2010 г.
Как следует из материалов дела, 22 марта 2005 г. в газете "Новая жизнь" Целинного района Республики Калмыкия были опубликованы списки граждан, имеющих право на получение земельных долей.
Протоколом N 10 собрания претендентов на земельные доли из земель сельхозугодий ГУП "Хар-Булук" Целинного района Республики Калмыкия от 01 декабря 2005 г. был утвержден список претендентов на земельные доли.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Целинного РМО N 383 от 08 августа 2007 г. предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения в границах Хар-Булукского СМО в общую долевую собственность граждан согласно списку граждан, имеющих право на получение земельных долей (приложение 1).
При этом в список граждан, имеющих право на получение земельных долей по Хар-Булукскому СМО Целинного района РК, Б.Е. не включена.
Как видно из трудовой книжки Б.Е., 07 февраля 1987 г. она была принята дояркой фермы N 3 совхоза "Страна Советов" п. Хар-Булук, реорганизованного в 1998 г. в ГУП "Страна Советов", 18 июня 2001 г. уволилась по собственному желанию. Стаж работы Б.Е. в сельхозпредприятии составил 14 лет 4 месяца. В последующем Б.Е. работала в Хар-Булукском СМО на общественных работах с 01 июля по 31 июля 2005 г., с 01 марта по 30 марта 2007 г., с 15 августа по 15 сентября 2007 г.
Согласно справке администрации Хар-Булукского СМО от 29 ноября 2012 г. N 2020, Б.Е. зарегистрирована и проживает на территории Хар-Булукского СМО с апреля 1987 г. по настоящее время.
Между тем у Б.Е. права на получение земельной доли не возникло, поскольку на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" (13 апреля 2003 г.) она работником сельхозпредприятия не являлась, уволилась из сельхозпредприятия в 2001 г. по собственному желанию.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Б.Е. о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, является законным и обоснованным.
При таких данных доводы жалобы о наличии у истицы права на включение в списки граждан на получение земельных долей, стаже работы в сельхозпредприятии и регистрации по месту постоянного жительства на территории Хар-Булукского СМО, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка Б.Е. о незаконности увольнения по собственному желанию не может быть принята во внимание, так как приказ об увольнении ею не был оспорен в установленные законом сроки и порядке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Б.Е. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА
Судьи
М.Б.КАШИЕВ
А.В.САНГАДЖИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)