Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2014 ПО ДЕЛУ N А27-7382/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2014 г. по делу N А27-7382/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.
судей Кривошеиной С.В., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от истца Видякин В.В. по доверенности от 01.01.2014 (по 31.12.2014)
от Управления Росреестра по Омской области - Окишев К.В. по доверенности N 89 от 15.01.14, от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" - без участия (извещено)
от третьих лиц: Администрации г. Омска - Окишев К.В. по доверенности от 05.06.13, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 02 октября 2013 года по делу N А27-7382/2013 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202), г. Новосибирск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области, г. Омск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии", г. Москва,
третьи лица: Администрация города Омска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области по внесению в кадастр недвижимости кадастровой стоимости, об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" устранить допущенные нарушения,

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 в размере 326 654 363 руб. 28 коп.; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") с 27.12.2007 г. по 31.05.2011 г. исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 в размере 326 654 363 руб. 28 коп.; с 27.12.2007 г. по 31.05.2011 г. включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 в размере 21 645 690 руб. 48 коп.
Как следует из материалов дела, первоначально ОАО "ТГК-11" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконным решения от 05.11.2009 N 36/09-18912 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений и обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 "для производственных целей" на вид разрешенного использования "золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009.
Решением арбитражного суда от 30.08.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011, отказано в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.03.2012 указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении в процессе судебного разбирательства ОАО "ТГК-11" со ссылкой на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 15.12.2011 N 12651/11 и от 29.05.2012 N 13016/11, уточнил свои требования, просил:
- - признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 в размере 236 654 363,28 руб.;
- - обязать кадастровую палату с 27.12.2007 по 31.05.2011 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 в размере 326 654 363,28 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2011 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 в размере 21 645 690 руб.
Решением арбитражного суда от 09.11.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012, заявленные в уточненном виде требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.05.2013 г. названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области со ссылкой на то, что суд рассмотрел заявленные требования в рамках разрешения административного спора, признав незаконными оспариваемые действия уполномоченного органа и обязав совершить определенные действия, но без учета правил административного судопроизводства. Судом оставлен неразрешенным вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Суд обязал уполномоченный орган внести в государственный кадастр недвижимости иную кадастровую стоимость при наличии сведений о прежнем виде разрешенного использования земельного участка. Удовлетворение требований в таком виде не привело к устранению недостоверных, по утверждению общества, сведений о виде разрешенного использования в государственном кадастре недвижимости. Напротив, установление новой кадастровой стоимости земельного участка без исследования соответствующих документов и обстоятельств землепользования, без проверки ее соответствия действующим нормативным актам и результатам государственной кадастровой оценки земель при исполнении судебного акта приведет к возникновению противоречащих сведений. Таким образом, суд по существу не рассмотрел заявленные требования.
При новом рассмотрении Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02 октября 2013 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001, местоположение: Омская область, г. Омск, Советский АО, Северо-западный промузел, установлен вид разрешенного использования: для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Не согласившись с решением суда, ОАО "ТГК-11" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- - при рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец оспаривает сведения о виде разрешенного использования земельного участка, не дав оценки требованиям Общества об изменении его кадастровой стоимости;
- - в уточненных требованиях от 12.10.2012 г. ОАО "ТГК-11" не заявлялось об изменении вида разрешенного использования, в связи с чем суд вышел за пределы заявленных требований;
- - судом не исследован вопрос о возможной кадастровой ошибке, результатом которой стало неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области указывает на необходимость в данном деле отказать в удовлетворении заявленных требований Общества в полном объеме.
Администрация г. Омска в отзыве на апелляционную жалобу также ссылается на то, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель Управления и Администрации в судебном заседании поддержал доводы отзывов, настаивает на отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" заключило с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области договор аренды N ТУ-ТГК-02/14-2012-50 от 02.08.2012 г. земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001, находящегося в федеральной собственности. По условиям договора Общество арендует указанный земельный участок для размещения золошлакопроводов с опорами, дамбы ГЗУ золоотвала (находящихся в собственности арендатора), площадью 133 764 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, Советский АО, Северо-западный промузел, из состава земель населенных пунктов.
Вид разрешенного использования земельного участка определен как "для производственных целей, как предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (кадастровый паспорт земельного участка от 23.07.2013 г. N 55/201/13-180838; кадастровый план земельного участка выписка из государственного земельного кадастра от 20.09.2005 г. N 36/05-10837, вид разрешенного использования "для производственных целей").
Кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.07.2013 г. N 55/201/13-180838 установлена в размере 23 300 000 руб.
Данная кадастровая стоимость внесена в сведения кадастрового учета с 01.01.2012 г. на основании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области "Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости" от 30.05.2012 г. N 80.
Указанная кадастровая стоимость положена в основу расчета арендной платы по договору аренды N ТУ-ТГК-02/14-2012-50.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 по результатам проведения кадастровой оценки земель 2007 г. в размере 326 654 363 руб. 28 коп. утверждена постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193-п (официально опубликовано 30.11.2008 г.)
При определении кадастровой стоимости оценщик исходил из того, что земельный участок относится к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Полагая, что при формировании перечня земельных участков в целях проведения кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, на котором расположены золошлакопроводы с опорами, дамба ГЗУ золоотвала ТЭЦ-3, была неправильно указана 9 группа вида разрешенного использования, землепользователь - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 16.07.2009 г. N 5536/108/09-338, 18.02.2009 г. N 70-002/1139 о внесении изменений, касающихся вида разрешенного использования, изменив его на "золоотвалы теплоэлектростанций".
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра 05.11.2009 г. принято решение N 36/09-18919, которым Обществу отказано в удовлетворении заявления в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие оснований для внесения в кадастр недвижимости изменений, касающихся вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Полагая, что неверное определение номера вида разрешенного использования земельного участка привело к исчислению недостоверной кадастровой стоимости спорного земельного участка, значительно превышающей стоимость, подлежащую исчислению исходя из фактического использования земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая судебный акт об установлении вида разрешенного использования: для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов", суд первой инстанции исходил из указаний суда кассационной инстанции о необходимости рассмотрения вопроса о виде разрешенного использования, который остался неразрешенным, а равно из того, что Общество реализовало право на установление "новой" кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка, - 23 300 000 руб. (внесена в кадастр недвижимости с 01.01.2012 г.), то есть ниже кадастровой стоимости, исчисленной судом, отсутствуют основания для обязания ответчика - ФГБУ ФКП "Росреестра" внести данные сведения в кадастровый учет. Однако данное обстоятельство не лишает заявителя возможности в порядке, установленном законом, реализовать право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, исходя из установленного судом вида разрешенного использования: для "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно правовой позиции, определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 г. N 12651/11, судам при рассмотрении споров, связанных с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, следует учитывать, что такие споры затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому они подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Исходя из анализа данной правовой позиции и определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, в совокупности, следует, что установление судом вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть, в том числе сведения о новом виде разрешенного использования и о новой кадастровой стоимости (установленной судом исходя из вида разрешенного использования земельного участка).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Положениями статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре), он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании части 3 статьи 16 Закона о кадастре (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (Правила).
Правилами установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно пунктам 4 и 9 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Земельное законодательство и кадастровый учет используют понятия "категория земель" (целевое назначение) и "разрешенное использование" (вид функционального использования).
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков методической основой служат Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 г. за N 9370 (Методические указания).
Виды разрешенного использования земельных участков применительно к их оценке установлены в Приложении к Приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 17 видов разрешенного использования (в редакции, действующей в период рассмотрения спора).
В соответствии с пунктом 1.2.10 Методических указаний к 10-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Типовой перечень видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152 в целях разъяснения положений Методических указаний, к 10 группе видов разрешенного использования относит земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов.
К 9-й группе видов разрешенного использования согласно пункту 1.2.9 Методических указаний относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Судом установлено и следует из материалов дела, что принадлежащее на праве собственности ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" предприятие - Омская ТЭЦ-3 (Свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ N 712998 от 10.07.2008 г.), представляет имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимости - 33 зданий, 28 сооружений, в состав которых входит, в том числе: дамба ГЗУ золоотвала, золошлакопроводы с опорами (инв. N 60000116) - гидротехническое сооружение, производственного назначения (что подтверждено Паспортом шламоотвала, являющимся технической документацией гидротехнического сооружения - структурного подразделения Омской ТЭЦ-3 от 31.12.2012 г.).
Спорный земельный участок при проведении кадастровой оценки был отнесен к 9 группе видов разрешенного использования, в связи с тем, что на дату формирования перечней земельных участков в целях проведения кадастровой оценки в кадастровом учете содержались сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:030119:1001 по разрешенному использованию значится как: "для производственных целей".
Пунктом 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152 предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.
Согласно положениям Типового перечня в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" входят земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов (пункт 10).
Как уже сказано выше, согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая в том числе, земли производственного назначения.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статьи 37 ГрК РФ).
Спорный земельный участок находится в черте города Омска и относится к категории земель населенных пунктов.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. N 201 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), к предприятиям 1 - 2 класса опасности, расположенным в зоне производственно-коммунальных объектов (в зоне П-1 (производственно-коммунальная зона), относятся в том числе, тепловые электростанции, мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном, мазутном, газовом и газомазутном топливах (Таблица N 1 статья 42 Правил).
Спора между участниками процесса о том, что спорный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, а Омская ТЭЦ -3 относится к предприятиям 1 - 2 класса опасности в суде первой инстанции не возникло.
Шламоотвал СП "ТЭЦ-3", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030119:1001, является гидротехническим сооружением, служит для складирования недопала извести, которые образуются в результате подготовки добавочной воды на Н-катионитовых и Na-катионитовых фильтрах для пропитки котлоагрегатов, в результате работы которых образуются отмывочные и регенерационные воды. Также предназначен для транспортировки стоков с охлаждения вращающихся механизмов вспомогательного оборудования СП "ТЭЦ-3", с непрерывной продувки котлов станции, от продувки оборотной системы водоснабжения (градирен) (Паспорт шламоотвала, утвержден главным инженером СП "ТЭЦ-3" 31.08.2012 г.).
В соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 г. N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" гидротехническое сооружение является недвижимым имуществом, входит в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (пункт 1.11 Перечня видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций).
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что шламоотвал, расположенный на спорном земельном участке, как структурное подразделение Омской ТЭЦ-3, является единым технологическим комплексом в целях производства тепловой энергии; доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установленные обстоятельства, доводы и возражения участников процесса, суд, учитывая, что гидротехническое сооружение - шламоотвал предназначен для обслуживания Омской ТЭЦ-3, в целях осуществления единого технологического процесса, направленного на выработку и подачу тепловой энергии, признал состоятельным довод истца о том, что спорный земельный участок предназначен для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (пункт 1.2.10 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 г., рег. N 9370) (в действующей редакции) (Методические указания).
В указанной части признаются необоснованными доводы Администрации, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
При этом, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В отсутствие изменений в функциональном назначении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, отсутствуют и основания для изменения вида разрешенного использования.
Поскольку никаких изменений функционального назначения объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке - шламоотвала, Омской ТЭЦ-3 не производилось, доказательств того, что данный объект капитального строительства опасен для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (в целях размещения в данной зоне) не представлено, следовательно, оснований для вывода о наличии ограничений для размещения указанного объекта в данной зоне не имеется.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, от 15.12.2011 г. N 12651/11, установление судом вида разрешенного использования земельного участка, номера вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, следовательно, в том числе и сведений о "новой" кадастровой стоимости (определенной судом исходя из установленного вида разрешенного использования земельного участка).
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" (Приказ N 36-п), вступившим в силу с 01.01.2012 г., утверждены, в том числе, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов города Омска по видам разрешенного использований согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к виду разрешенного использования: для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (1.2.10 Методических указаний), то по правилам, предусмотренным Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 (в действующей редакции), суд исчислил кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании сведений о среднем удельном показателе кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 г. N 36-п.
Кадастровая стоимость исчисляется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала, в котором расположен спорный земельный участок (55:36:030119) по 10 номеру (группе) вида разрешенного использования в размере 267 руб. на площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001 в размере 133764 кв. м 267 руб. х 133764 кв. м = 35 714 988 руб. (кадастровая стоимость).
С учетом этого, исходя из того, что общество реализовало право на установление "новой" кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка, и которая установлена в размере - 23 300 000 руб. (внесена в кадастр недвижимости с 01.01.2012), то есть ниже кадастровой стоимости исчисленной судом, суд правомерно и обоснованно не нашел оснований для обязания ответчика - ФГБУ ФКП "Росреестра" внести данные сведения в кадастровый учет, что, тем не менее, не лишает общество возможности в установленном законом порядке реализовать право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, исходя из установленного судом вида разрешенного использования.
В апелляционной жалобе Общество не оспаривает правильность выводов суда первой инстанции, касающихся определения вида разрешенного использования спорного земельного участка. Апеллянт полагает, что в уточненных требованиях от 12.10.2012 г. ОАО "ТГК-11" не заявлялось об изменении вида разрешенного использования, в связи с чем суд вышел за пределы заявленных требований, не дав оценки доводам Общества об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы необоснованными, поскольку в первоначально заявленных требованиях ОАО "ТГК-11" просило признать незаконными действия Управления и изменить неправильно определенный вид разрешенного использования земельного участка. Затем, руководствуясь ст. 49 АПК РФ, Общество изменило заявленные требования в заявлении от 12.20.2012 г., в котором просило признать незаконными действия Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, просило обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости неправильные сведения о кадастровой стоимости земельного участка и включить в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику, а основанием иска - фактические обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своих требований к ответчику.
Под изменением предмета иска подразумевается замена одного требования, указанного истцом, на другое, основанием которого являются первоначально указанные факты.
Под изменением основания иска понимается замена фактов, указанных истцом первоначально в обоснование своего требования, новыми фактами либо приведение дополнительных фактов, а также исключение некоторых фактов из числа ранее указанных.
Исходя из изложенного, истец вправе изменить указанные элементы иска, однако он не может заменить одно требование на другое.
Возникший спор по существу является спором об изменении вида разрешенного использования, поскольку предметом заявления выступало требование о признании незаконным решения об отказе в кадастровом учете, основанием - незаконное воспрепятствование заинтересованного лица в реализации права заявителя на изменение вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 55:36:030119:1001.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2013 г. по делу N А46-1382/2010 кассационная инстанция, отменяя решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2012 г. и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 г., и направляя дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области, указала, что при новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть дело именно как спор об установлении вида разрешенного использования конкретного земельного участка, дав оценку доказательствам, подтверждающим назначение соответствующих сооружений, расположенных на спорном земельном участке, и возможность их отнесения к инфраструктуре конкретного объекта электроэнергетики.
На основании статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения суда первой инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы и позиции, изложенной в отзывах на апелляционную жалобу, суд первой инстанции правильно рассмотрел спор, определив вид разрешенного использования спорного земельного участка, и указав Обществу на возможность обратиться в суд с самостоятельным требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, исходя из установленного судом вида разрешенного использования: для "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.12.2011 г. N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Фактически доводы апелляционной жалобы противоречат положениям АПК РФ и сложившейся судебной практике. При этом, ссылка в отзывах на апелляционную жалобу на судебную практику не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом деле устанавливаются конкретные фактические обстоятельства, в анализируемых Управлением и Администрацией делах суд незаконно рассмотрел дело как административное, при этом, ошибочно пришел к выводу о возможности внесения в кадастр, на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, указанной заявителем новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования, то есть ретроспективно, что отсутствует в настоящем рассматриваемом деле.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 октября 2013 года по делу N А27-7382/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Н.В.МАРЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)