Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "ЖИЛСТРОЙ": Шавыкиной Е.А. (дов. N 8Д/14 от 23.07.2014 г.), Петрушевского Э.В. (дов. N 4Д/14 от 01.08.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Балашиха Московской области: Шмонина А.В. (дов. N 7 от 21.04.2014 г.);
- рассмотрев 09 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2014 г.,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2014 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-65616/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСТРОЙ" (ОГРН 1105001003656; 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 50а)
к Администрации городского округа Балашиха (ОГРН 1025000509423; 143904, Московская область, г. Балашиха, Проспект Ленина, д. 11)
об оспаривании отказа,
установил:
05 июня 2012 г. на основании обращения закрытого акционерного общества "Строительная компания "Жилстрой-сервис" (далее - ЗАО СК "Жилстрой-сервис") N 1203150 от 15 марта 2012 г., постановления Главы Балашихинского района N 1719 от 03 декабря 2004 г. "О разработке проекта планировки и застройки микрорайона N 18 г. Балашихи", постановления Главы городского округа Балашиха N 14/13-ПГ от 06 апреля 2011 г. "О назначении публичных слушаний", протокола публичных слушаний по проекту планировки микрорайона N 18 города Балашихи Московской области от 06 мая 2011 г., заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки микрорайона N 18 города Балашихи Московской области, Администрацией городского округа Балашиха (далее - ответчик) было издано постановление N 751/13-ПА "Об утверждении документации по проекту планировки, реконструкции коммунальной зоны в микрорайоне N 18 г. Балашиха".
16 апреля 2013 г. между Администрацией городского округа Балашиха (арендодатель) и ООО "ЖИЛСТРОЙ" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 1557-А, предметом которого является аренда земельного участка из неразграниченной государственной собственности площадью 0,8878 га, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 50:15:0010903:18, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 44, вид разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства", с учетом ограничений (обременении) в пользовании земельным участком.
Указанный договор заключен на основании протокола N 2 от 11 июля 2012 г. об итогах аукциона, открытого по составу участников и открытого по форме подачи предложения о цене, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 11 июля 2012 г., признанного несостоявшимся ввиду участия в нем одного участника - общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСТРОЙ" (далее - ООО "ЖИЛСТРОЙ", общество, заявитель).
23 июля 2013 г. ООО "ЖИЛСТРОЙ" получило положительное заключение Государственной экспертизы ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" N 50-1-4-0973-13 на объект капитального строительства 17-этажный 4-секционный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями корпус 40Б по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон 18, ул. Советская, д. 44.
04 октября 2013 г. Администрацией городского округа Балашиха было издано постановление N 1214/13-ПА "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, дом 44", которым был утвержден прилагаемый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010903:18, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, дом 44.
10 сентября 2013 г. ООО "ЖИЛСТРОЙ" в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации направило в адрес Администрации городского округа Балашиха Московской области заявление о выдаче разрешения на строительство 17-этажного 4-секционного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по корпусу 40Б в микрорайона 18, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 44.
Письмом N СП-12553-13 от 13 ноября 2013 г. Администрация городского округа Балашиха сообщила заявителю, что разрешение на строительство по вышеуказанному адресу будет выдано после предоставления решения заседания Градостроительного совета Московской области.
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ЖИЛСТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и обязании Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения градостроительного законодательства Российской Федерации путем выдачи ООО "ЖИЛСТРОЙ" разрешения на строительство 17-этажного 4-секционного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, корпус 40Б в микрорайоне 18, по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 44 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку не исследован вопрос представления заявителем необходимых документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также указано на нарушение норм процессуального права в связи с тем, что судом было отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания с целью предоставления дополнительных доказательств.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Балашиха поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ООО "ЖИЛСТРОЙ" возражали против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.
Аналогичное положение закреплено в части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе, относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
В целях строительства объекта капитального строительства ООО "ЖИЛСТРОЙ" должно было направить в Администрацию городского округа Балашиха Московской области заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным.
При этом судами установлено, что для получения разрешения на строительство обществом был представлен полный пакет документов, в том числе положительное заключение экспертизы ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" N 50-1-4-0973-13 от 23 июля 2013 г. по проекту "объект капитального строительства 17-этажный 4-секционный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями корпус 40Б по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон 18, ул. Советская, д. 44", выводами которого подтверждается, что проектная документация по данному объекту капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для названного объекта, соответствуют требованиям действующих технических регламентов и требованиям разделов проектной документации; договор аренды земельного участка N 1557-А от 16 апреля 2013 г.; постановление об утверждении проекта планировки N 751/13-ПА от 05 июня 2012 г.; Архитектурные решения; Схему планировочной организации земельного участка; мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; проект организации строительства.
Каких-либо замечаний в отношении представленных документов, а также полноты представленных документов, оспариваемый отказ не содержит.
Отклоняя доводы ответчика о необходимости предоставления решения заседания Градостроительного совета Московской области, суды, приняв во внимание положения пункта 6.5 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18 марта 2013 г. N 180/9, указали на отсутствие доказательств возведения ООО "ЖИЛСТРОЙ" жилого дома в границах особо охраняемой природной территории регионального значения или на территориях двух и более муниципальных образований Московской области, в связи с чем оснований для передачи вопроса о выдаче разрешения на строительство спорного объекта не имелось.
Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что приведенная в оспариваемом отказе причина не предусмотрена пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха Московской области приводит также доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку судом было отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания с целью предоставления дополнительных доказательств.
Приведенный довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указал, что отложение судебного разбирательства в связи с поступлением соответствующего ходатайства лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда, которым возможно воспользоваться при наличии веских на то причин.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в ходатайстве об отложении судебного разбирательства Администрация городского округа Балашиха Московской области не указала, для представления каких именно доказательств требуется отложение и как эти документы подтверждают правомерность обжалуемого отказа.
Ходатайство о приобщении каких-либо дополнительных доказательств по делу в связи с невозможностью их представления суду первой инстанции заявлено не было.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции указал на правомерность отклонения заявленного ходатайства.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2014 г. по делу N А41-65616/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.В.КРАСНОВА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2014 N Ф05-12919/2014 ПО ДЕЛУ N А41-65616/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А41-65616/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "ЖИЛСТРОЙ": Шавыкиной Е.А. (дов. N 8Д/14 от 23.07.2014 г.), Петрушевского Э.В. (дов. N 4Д/14 от 01.08.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Балашиха Московской области: Шмонина А.В. (дов. N 7 от 21.04.2014 г.);
- рассмотрев 09 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2014 г.,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2014 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-65616/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСТРОЙ" (ОГРН 1105001003656; 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 50а)
к Администрации городского округа Балашиха (ОГРН 1025000509423; 143904, Московская область, г. Балашиха, Проспект Ленина, д. 11)
об оспаривании отказа,
установил:
05 июня 2012 г. на основании обращения закрытого акционерного общества "Строительная компания "Жилстрой-сервис" (далее - ЗАО СК "Жилстрой-сервис") N 1203150 от 15 марта 2012 г., постановления Главы Балашихинского района N 1719 от 03 декабря 2004 г. "О разработке проекта планировки и застройки микрорайона N 18 г. Балашихи", постановления Главы городского округа Балашиха N 14/13-ПГ от 06 апреля 2011 г. "О назначении публичных слушаний", протокола публичных слушаний по проекту планировки микрорайона N 18 города Балашихи Московской области от 06 мая 2011 г., заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки микрорайона N 18 города Балашихи Московской области, Администрацией городского округа Балашиха (далее - ответчик) было издано постановление N 751/13-ПА "Об утверждении документации по проекту планировки, реконструкции коммунальной зоны в микрорайоне N 18 г. Балашиха".
16 апреля 2013 г. между Администрацией городского округа Балашиха (арендодатель) и ООО "ЖИЛСТРОЙ" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 1557-А, предметом которого является аренда земельного участка из неразграниченной государственной собственности площадью 0,8878 га, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 50:15:0010903:18, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 44, вид разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства", с учетом ограничений (обременении) в пользовании земельным участком.
Указанный договор заключен на основании протокола N 2 от 11 июля 2012 г. об итогах аукциона, открытого по составу участников и открытого по форме подачи предложения о цене, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 11 июля 2012 г., признанного несостоявшимся ввиду участия в нем одного участника - общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСТРОЙ" (далее - ООО "ЖИЛСТРОЙ", общество, заявитель).
23 июля 2013 г. ООО "ЖИЛСТРОЙ" получило положительное заключение Государственной экспертизы ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" N 50-1-4-0973-13 на объект капитального строительства 17-этажный 4-секционный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями корпус 40Б по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон 18, ул. Советская, д. 44.
04 октября 2013 г. Администрацией городского округа Балашиха было издано постановление N 1214/13-ПА "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, дом 44", которым был утвержден прилагаемый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010903:18, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, дом 44.
10 сентября 2013 г. ООО "ЖИЛСТРОЙ" в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации направило в адрес Администрации городского округа Балашиха Московской области заявление о выдаче разрешения на строительство 17-этажного 4-секционного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по корпусу 40Б в микрорайона 18, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 44.
Письмом N СП-12553-13 от 13 ноября 2013 г. Администрация городского округа Балашиха сообщила заявителю, что разрешение на строительство по вышеуказанному адресу будет выдано после предоставления решения заседания Градостроительного совета Московской области.
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ЖИЛСТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и обязании Администрацию городского округа Балашиха устранить допущенные нарушения градостроительного законодательства Российской Федерации путем выдачи ООО "ЖИЛСТРОЙ" разрешения на строительство 17-этажного 4-секционного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, корпус 40Б в микрорайоне 18, по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 44 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку не исследован вопрос представления заявителем необходимых документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также указано на нарушение норм процессуального права в связи с тем, что судом было отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания с целью предоставления дополнительных доказательств.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Балашиха поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ООО "ЖИЛСТРОЙ" возражали против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.
Аналогичное положение закреплено в части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе, относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
В целях строительства объекта капитального строительства ООО "ЖИЛСТРОЙ" должно было направить в Администрацию городского округа Балашиха Московской области заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 данного Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным.
При этом судами установлено, что для получения разрешения на строительство обществом был представлен полный пакет документов, в том числе положительное заключение экспертизы ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" N 50-1-4-0973-13 от 23 июля 2013 г. по проекту "объект капитального строительства 17-этажный 4-секционный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями корпус 40Б по адресу: Московская область, г. Балашиха, микрорайон 18, ул. Советская, д. 44", выводами которого подтверждается, что проектная документация по данному объекту капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для названного объекта, соответствуют требованиям действующих технических регламентов и требованиям разделов проектной документации; договор аренды земельного участка N 1557-А от 16 апреля 2013 г.; постановление об утверждении проекта планировки N 751/13-ПА от 05 июня 2012 г.; Архитектурные решения; Схему планировочной организации земельного участка; мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; проект организации строительства.
Каких-либо замечаний в отношении представленных документов, а также полноты представленных документов, оспариваемый отказ не содержит.
Отклоняя доводы ответчика о необходимости предоставления решения заседания Градостроительного совета Московской области, суды, приняв во внимание положения пункта 6.5 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18 марта 2013 г. N 180/9, указали на отсутствие доказательств возведения ООО "ЖИЛСТРОЙ" жилого дома в границах особо охраняемой природной территории регионального значения или на территориях двух и более муниципальных образований Московской области, в связи с чем оснований для передачи вопроса о выдаче разрешения на строительство спорного объекта не имелось.
Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что приведенная в оспариваемом отказе причина не предусмотрена пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха Московской области приводит также доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку судом было отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания с целью предоставления дополнительных доказательств.
Приведенный довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указал, что отложение судебного разбирательства в связи с поступлением соответствующего ходатайства лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда, которым возможно воспользоваться при наличии веских на то причин.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в ходатайстве об отложении судебного разбирательства Администрация городского округа Балашиха Московской области не указала, для представления каких именно доказательств требуется отложение и как эти документы подтверждают правомерность обжалуемого отказа.
Ходатайство о приобщении каких-либо дополнительных доказательств по делу в связи с невозможностью их представления суду первой инстанции заявлено не было.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции указал на правомерность отклонения заявленного ходатайства.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2014 г. по делу N А41-65616/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.В.КРАСНОВА
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)