Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушается его право на установление действительной налоговой обязанности и что ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Болотина В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, по апелляционным жалобам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" и Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 05 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Болотина В.А. - Начарова П.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Болотин В.А. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительству Самарской области, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <...> область, муниципальный район <...>, сельское поселение <...>, <...> км <...>, <...> м <...> от трассы <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов, коммунальных и складских объектов, с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 14 января 2014 г.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <...>, <...> руб. и не соответствует его рыночной стоимости - <...> руб., определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Самарского областного суда от 05 мая 2015 г. заявление Болотина В.А. удовлетворено.
В апелляционных жалобах ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" и Министерство имущественных отношений Самарской области, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, просят отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 названного Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как установлено судом, Болотин В.А. является собственником указанного выше земельного участка. Согласно сведениям, имеющимся в кадастровом паспорте земельного участка от 17 сентября 2014 года в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> был осуществлен государственный кадастровый учет как вновь образованного объекта недвижимости в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости земельного участка - 14 января 2014 года.
При осуществлении государственного кадастрового учета кадастровая стоимость земельного участка рассчитана путем умножения удельного показателя равного <...> руб. за кв. м на площадь земельного участка и утверждена в размере <...> руб. на основании постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. N 815 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в Самарской области", утвердившего удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришел к выводу о том, что представленный заявителем отчет о рыночной оценке спорного земельного участка от 07 ноября 2014 г. N 08/09-14/1, составленный оценщиком ООО "Независимый кадастровый центр" <...> С., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенная в отчете рыночная стоимость земельного участка в размере <...> руб. является обоснованной. Данный вывод основан на положительном экспертном заключении N 141107-1816-63 от 13 ноября 2014 г. НП СРО "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" и отсутствии доказательств со стороны заинтересованных лиц по делу тому, что отчет о рыночной оценке и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судебная коллегия полагает вывод суда правильным, основанным на требованиях действующего федерального законодательства.
Согласно статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 24.19 поименованного Федерального закона при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость таких объектов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу данной нормы, рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели, утвержденные при проведении государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222.
Как усматривается из материалов дела, используемый заявителем на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет 14 января 2014 г., сведения о его кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в связи с преобразованием (разделом) земельного участка с кадастровым номером <...>, в результате которого площадь вновь образованного земельного участка уменьшилась.
Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 14 января 2014 г., рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
По заявке Болотина В.А. оценочной компанией ООО "Независимый кадастровый центр" подготовлен отчет от 07 ноября 2014 г. N 08/09-14/1, согласно которому в соответствии с требованиями действующего законодательства рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 14 января 2014 г.
Следовательно, суд первой инстанции правильно признал названный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут служить основаниями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 05 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" и Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.08.2015 N 46-АПГ15-33
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушается его право на установление действительной налоговой обязанности и что ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. N 46-АПГ15-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Болотина В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, по апелляционным жалобам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" и Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 05 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Болотина В.А. - Начарова П.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Болотин В.А. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительству Самарской области, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <...> область, муниципальный район <...>, сельское поселение <...>, <...> км <...>, <...> м <...> от трассы <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов, коммунальных и складских объектов, с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 14 января 2014 г.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <...>, <...> руб. и не соответствует его рыночной стоимости - <...> руб., определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Самарского областного суда от 05 мая 2015 г. заявление Болотина В.А. удовлетворено.
В апелляционных жалобах ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" и Министерство имущественных отношений Самарской области, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, просят отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 названного Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как установлено судом, Болотин В.А. является собственником указанного выше земельного участка. Согласно сведениям, имеющимся в кадастровом паспорте земельного участка от 17 сентября 2014 года в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> был осуществлен государственный кадастровый учет как вновь образованного объекта недвижимости в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости земельного участка - 14 января 2014 года.
При осуществлении государственного кадастрового учета кадастровая стоимость земельного участка рассчитана путем умножения удельного показателя равного <...> руб. за кв. м на площадь земельного участка и утверждена в размере <...> руб. на основании постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. N 815 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в Самарской области", утвердившего удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришел к выводу о том, что представленный заявителем отчет о рыночной оценке спорного земельного участка от 07 ноября 2014 г. N 08/09-14/1, составленный оценщиком ООО "Независимый кадастровый центр" <...> С., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенная в отчете рыночная стоимость земельного участка в размере <...> руб. является обоснованной. Данный вывод основан на положительном экспертном заключении N 141107-1816-63 от 13 ноября 2014 г. НП СРО "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" и отсутствии доказательств со стороны заинтересованных лиц по делу тому, что отчет о рыночной оценке и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судебная коллегия полагает вывод суда правильным, основанным на требованиях действующего федерального законодательства.
Согласно статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 24.19 поименованного Федерального закона при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость таких объектов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу данной нормы, рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели, утвержденные при проведении государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222.
Как усматривается из материалов дела, используемый заявителем на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет 14 января 2014 г., сведения о его кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в связи с преобразованием (разделом) земельного участка с кадастровым номером <...>, в результате которого площадь вновь образованного земельного участка уменьшилась.
Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 14 января 2014 г., рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
По заявке Болотина В.А. оценочной компанией ООО "Независимый кадастровый центр" подготовлен отчет от 07 ноября 2014 г. N 08/09-14/1, согласно которому в соответствии с требованиями действующего законодательства рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 14 января 2014 г.
Следовательно, суд первой инстанции правильно признал названный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут служить основаниями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 05 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" и Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)