Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (ИНН: 1841004975, ОГРН: 1091841004617; далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.08.2013 по делу N А71-4305/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" (далее - общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к территориальному управлению с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:1; о возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.08.2013 (судья Конькова Е.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами подп. 5 п. 5 ст. 27, п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что согласно письму Росимущества от 27.03.2013 N ПП-10/13129 испрашиваемый земельный участок используется в целях оборонной промышленности, и ограничен в обороте.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Азина, 2.
Общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" 11.10.2012 обратилось к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001 площадью 35296 кв. м, с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина, 2, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимости.
Территориальное управление в письме от 21.01.2013 N 01-11/221 уведомило общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" о том, что заявление о выделе земельного участка было направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения, которым пакет документов был возвращен на доработку с поручением о проведении фактического использования земельного участка.
Общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" 04.04.2013 вновь обратилось к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001.
Территориальное управление в письме от 18.04.2013 N 01-11/1551 отказало в выкупе земельного участка на том основании, что он используется в целях оборонной промышленности.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (п. 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Согласно п. 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, суды обоснованно пришли к выводу о том, что территориальное управление наделено полномочиями и несет обязанности по рассмотрению заявления общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" о приобретении в собственность находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принятию соответствующего решения, а также совершению иных действий, направленных на реализацию права общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" на приватизацию земельного участка.
Как следует из материалов дела, общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" обратилось в территориальное управление как в уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Удмуртской Республики, находящимися в государственной собственности, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, приложив к нему все необходимые документы. На испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" на праве собственности.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришли к верному выводу, что общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 18:26:041140:0001, обладает исключительным правом, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение в собственность данного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что оспариваемые действия территориального управления не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии", и удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:041140:0001 используется в целях оборонной промышленности, и в связи с чем, ограничен в обороте, был исследован апелляционным судом и обоснованно отклонен.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте, в частности, ограничиваются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (подп. 2 п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно распоряжению территориального управления от 08.09.2006 N 590-р, договору аренды земельного участка от 18.10.2006 N 218аз, свидетельству о государственной регистрации права от 18.05.2008, кадастровому паспорту от 22.11.2012 земельный участок с кадастровым номером 18:26:041140:1 (предыдущий номер 18:26:041140:0001) относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: опытно-металлургическое производство института.
Доказательств фактического использования этого земельного участка в целях оборонной промышленности территориальным управлением не представлено. Спорный земельный участок не предназначен и не используется истцом для видов деятельности, предусмотренных ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации. Указание видов деятельности по производству оружия и боеприпасов, а также связанной с обеспечением военной безопасности в качестве возможных видов деятельности истца в Едином государственном реестре юридических лиц не является условием для обязательного оказания истцом данных видов деятельности, а также не подтверждает их фактическое осуществление истцом. Так основным видом деятельности истца являются научные исследования и разработки в области технических и естественных наук. Кроме того, на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции указанные сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц исключены.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.08.2013 по делу N А71-4305/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2014 N Ф09-14376/13 ПО ДЕЛУ N А71-4305/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. N Ф09-14376/13
Дело N А71-4305/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (ИНН: 1841004975, ОГРН: 1091841004617; далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.08.2013 по делу N А71-4305/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" (далее - общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к территориальному управлению с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:1; о возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.08.2013 (судья Конькова Е.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами подп. 5 п. 5 ст. 27, п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что согласно письму Росимущества от 27.03.2013 N ПП-10/13129 испрашиваемый земельный участок используется в целях оборонной промышленности, и ограничен в обороте.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Азина, 2.
Общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" 11.10.2012 обратилось к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001 площадью 35296 кв. м, с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина, 2, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимости.
Территориальное управление в письме от 21.01.2013 N 01-11/221 уведомило общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" о том, что заявление о выделе земельного участка было направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения, которым пакет документов был возвращен на доработку с поручением о проведении фактического использования земельного участка.
Общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" 04.04.2013 вновь обратилось к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001.
Территориальное управление в письме от 18.04.2013 N 01-11/1551 отказало в выкупе земельного участка на том основании, что он используется в целях оборонной промышленности.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (п. 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Согласно п. 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, суды обоснованно пришли к выводу о том, что территориальное управление наделено полномочиями и несет обязанности по рассмотрению заявления общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" о приобретении в собственность находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принятию соответствующего решения, а также совершению иных действий, направленных на реализацию права общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" на приватизацию земельного участка.
Как следует из материалов дела, общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" обратилось в территориальное управление как в уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Удмуртской Республики, находящимися в государственной собственности, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, приложив к нему все необходимые документы. На испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" на праве собственности.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришли к верному выводу, что общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 18:26:041140:0001, обладает исключительным правом, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение в собственность данного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что оспариваемые действия территориального управления не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии", и удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:041140:0001 используется в целях оборонной промышленности, и в связи с чем, ограничен в обороте, был исследован апелляционным судом и обоснованно отклонен.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте, в частности, ограничиваются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (подп. 2 п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно распоряжению территориального управления от 08.09.2006 N 590-р, договору аренды земельного участка от 18.10.2006 N 218аз, свидетельству о государственной регистрации права от 18.05.2008, кадастровому паспорту от 22.11.2012 земельный участок с кадастровым номером 18:26:041140:1 (предыдущий номер 18:26:041140:0001) относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: опытно-металлургическое производство института.
Доказательств фактического использования этого земельного участка в целях оборонной промышленности территориальным управлением не представлено. Спорный земельный участок не предназначен и не используется истцом для видов деятельности, предусмотренных ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации. Указание видов деятельности по производству оружия и боеприпасов, а также связанной с обеспечением военной безопасности в качестве возможных видов деятельности истца в Едином государственном реестре юридических лиц не является условием для обязательного оказания истцом данных видов деятельности, а также не подтверждает их фактическое осуществление истцом. Так основным видом деятельности истца являются научные исследования и разработки в области технических и естественных наук. Кроме того, на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции указанные сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц исключены.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.08.2013 по делу N А71-4305/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)