Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8203/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу N 33-8203/2012


Судья: Попова В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П., Диденко И.А.,
по докладу судьи Агибаловой В.О.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Краснодар по доверенности К.М., апелляционной жалобе директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар К.Е. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

С.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказа администрации муниципального образования г. Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании устранить допущенные нарушения и предоставить заявителю земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 10 соток в собственность за плату в границах муниципального образования город Краснодар.
В обоснование требований указал, что являясь инвалидом 2 группы обратился к главе муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему земельного участка в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель от 22.09.2011 г. ему фактически отказано в предоставлении земельного участка на льготных условиях, установленных федеральным законодательством, заявителю предложено участвовать в торгах по продаже земельных участков. С.Ю. считает, что ему безосновательно было отказано в праве на льготное получение земельного участка, отказ нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель С.Ю. по доверенности С.О. уточнила заявленные требования, просила обязать администрацию МО г. Краснодар устранить допущенные нарушения и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности М. против удовлетворения заявленных требований также возражала.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 февраля 2012 года заявление С.Ю. удовлетворено. Суд признал незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении С.Ю. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Обязал администрацию муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения и предоставить С.Ю. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Краснодар в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Краснодар по доверенности К.М. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что препятствие к осуществлению С.Ю. права на первоочередное получение земельного участка созданы не в результате действий органа местного самоуправления, а являются следствием отсутствия необходимых правовых норм, которые устанавливали условия и порядок осуществления данного права.
В апелляционной жалобе директор департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар К.Е. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что заявителем пропущен процессуальный срок для обращения с данным заявлением в суд, кроме того, предоставление инвалиду земельного участка должно быть осуществлено на возмездной основе.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель С.Ю. по доверенности С.О. просит в удовлетворении жалоб отказать, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя С.Ю. по доверенности С.О., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, С.Ю. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" серия МСЭ-2006 N 0000701937, проживает на территории муниципального образования г. Краснодар длительное время, что подтверждается отметкой в паспорте заявителя.
31.08.2011 г. С.Ю. обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования г. Краснодар о предоставлении ему земельного участка площадью до 10 соток для индивидуального жилищного строительства в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Письмом от 22.09.2011 г. N 28494.26 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В обоснование отказа Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар указал, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства с 01.10.2005 г. осуществляется путем проведения торгов.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 г. N 1127-О-О разъяснено, что статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд обоснованно указал, что заявители в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обладают безусловным правом на первоочередное предоставление им земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности, имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Судом учтено, что понятие "первоочередное получение" не является идентичным по отношению к понятию "покупка на аукционе", в связи с чем при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, предусматривает заключение договора купли-продажи или аренды без проведения торгов, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар о том, что заявителем пропущен процессуальный срок на обращение в суд с данным заявлением не может быть принят судебной коллегией на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как видно из материалов дела, отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении земельного участка принят 22.09.2011 г.
Заявление в суд об оспаривании данного отказа направлено 22.12.2011 г., о чем свидетельствует почтовый оттиск на конверте. То есть срок на обращение в суд с данным заявлением не пропущен.
Остальные доводы апелляционных жалоб, не принимаются судебной коллегией, т.к. были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку, направлены на переоценку доказательств.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 февраля 2012 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Краснодар по доверенности К.М., апелляционную жалобу директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар К.Е. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)