Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-4801/2013
на решение от 20.03.2013 судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-31629/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1022501911882, ИНН 2538062431)
третьи лица: Федеральное государственное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрация Приморского края, оценщик Беденко Андрей Николаевич, Общество с ограниченной ответственностью "Парк Гамов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
при участии:
от истца: ведущий консультант Подольский А.С. по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/02-05/14 сроком до 31.12.2013,
- от ООО "Парк Гамов": адвокат Панчук А.В. по доверенности от 05.12.2011 сроком на три года со специальными полномочиями;
- от ответчика, Федерального государственного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрации Приморского края, оценщика Беденко Андрея Николаевича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю представители не явились,
установил:
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Приморскому краю с иском об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, расположенного по адресу: г. Владивосток, с. Береговое, ул. Школьная, д. 70, в размере 26384000 рублей; об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 26384000 рублей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2013 к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрация Приморского края; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Парк Гамов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Кадастровая палата в лице филиала по Приморскому краю обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что существующая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 определена самим истцом при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па, и истец на протяжении более трех лет был согласен с размером кадастровой стоимости. Также указывает на временный характер сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:28:080101:179 в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем сведения не являются кадастровыми и могут использоваться только в целях, связанных с государственной регистрацией прав и выполнением кадастровых работ. С учетом изложенного ответчик полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 должна соответствовать кадастровой стоимости земельного участка, из которого он образован (с кадастровым номером 25:28:080101:31).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Парк Гамов" считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, указывает на злоупотребление правами со стороны истца, предъявление рассматриваемого иска с целью затягивания решения вопроса о предоставлении обществу земельного участка.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу возражает по доводам жалобы, указывает на отсутствие кадастровой ошибки в сведениях ГКН.
В судебном заседании 03.07.2013 апелляционной коллегией установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
На момент вынесения оспариваемого решения суд первой инстанции не располагал сведениями о получении предприятием и управлением копии первого судебного акта по делу. Уведомления о времени и месте предварительного судебного заседания, судебного заседания в адрес данных лиц, как следует из имеющихся в материалах дела документов, не направлялись, в заседаниях суда первой инстанции указанные лица участия не принимали.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 указанного Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.
В связи с выявленным нарушением норм процессуального права, что является безусловным основанием для отмены судебного акта, суд определил перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Судебное заседание неоднократно откладывалось на основании статьи 158 АПК РФ. В судебных заседаниях 06.08.2013, 16.12.2013, 29.01.2014 рассмотрение дела начиналось сначала в связи с изменением состава суда на основании статьи 18 АПК РФ.
Определением суда от 05.09.2013 производство по делу N А51-31629/2012 приостанавливалось до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А51-5098/2010. Производство по делу возобновлено определением суда от 18.11.2013.
В судебном заседании по ходатайству Департамента к материалам дела приобщен отчет N 13.01-2367 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, выполненный 27.11.2013 ООО "Центр развития инвестиций" по состоянию на 01.01.2010. Судом в порядке статьи 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство Департамента об уточнении требований, в котором истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179, определенную по состоянию на 01.01.2010 в размере 2782478 рублей.
Ответчик, ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрация Приморского края, оценщик Беденко А.Н., Управление Росреестра по Приморскому краю, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал уточненные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179, определенную по состоянию на 01.10.2010 в размере 2782478 рублей, возложить на ответчика обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 2782478 рублей.
Представитель ООО "Парк Гамов" не возражает против установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 2782478 рублей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В 2010 году была проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов Приморского края и государственная кадастровая оценка земельных участков в их составе. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па и опубликованы в специальном выпуске Приморской газеты 31.12.2010.
В Государственный кадастр недвижимости (ГКН) в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 года N 437-па внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:31, предоставленного ООО "Парк Гамов" в постоянное (бессрочное) пользование, в размере 17424 рублей.
ООО "Парк Гамов" обратилось в Департамент с заявлением от 08.02.2012 исх.N 05/12 о предоставлении, в том числе, в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 в фактически занимаемых границах, площадью 192559 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, с.Береговое, ул. Школьная, 70, для размещения звероводческой фермы. На данном участке расположены здания, являющиеся собственностью ООО "Парк Гамов".
Распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (в настоящее время - Департамент) от 04.05.2012 N 842 земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:31 разделен на три земельный участка, образованный при разделе земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:179, кадастровой стоимостью 17330,31 рублей, предоставлен в собственность ООО "Парк Гамов".
При этом земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:179 образован (поставлен на кадастровый учет) 14.12.2011, сведения о его кадастровой стоимости внесены в ГКН 08.12.2011, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости, содержащейся на Интернет-сайте Росреестра. Исходя из того, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 составляет 0,09 рубля, при постановке земельного участка на учет в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) были внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 17330,31 рублей с учетом площади земельного участка.
В соответствии с отчетом от 24.09.2012 N 506, выполненным по заданию истца оценщиком Индивидуальным предпринимателем Беденко Андреем Николаевичем, рыночная стоимость предоставленного истцу земельного участка определена в размере 26384000 рублей по состоянию на 30.08.2012.
Согласно отчету N 13.01-2367 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, выполненному 27.11.2013 ООО "Центр развития инвестиций", по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка составляла 2782478 рублей.
Истец, полагая, что имеется несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в ГКН кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание статьи 41, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нарушение прав и законных интересов Приморского края как получателя денежных средств, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации Приморского края от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (далее - ФСО N 22), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр вносятся дополнительные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.
Пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка N 13-01.2367, изготовленному 27.11.2013 ООО "Центр развития инвестиций", на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 составила 2782478 рублей. Доказательств того, что рассматриваемый отчет об определении рыночной стоимости земельного участка содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки в материалы дела ответчиком не представлено.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, на 01.01.2010 (год проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Приморского края) указанный земельный участок не существовал как объект недвижимости и объект земельных отношений, поскольку кадастровый номер был присвоен ему 14.12.2011, и поэтому на дату проведения государственной кадастровой оценки не был включен в перечень объектов оценки.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, при решении вопроса о надлежащей дате, на которую заявителю следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как видно из приложения к постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:31, из которого впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:179, вошел в перечень объектов оценки и его кадастровая стоимость была определена по состоянию на 01.01.2010.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 в целях установления кадастровой стоимости должна быть также определена по состоянию на 01.01.2010, и, следовательно, кадастровая стоимость указанного земельного участка может быть установлена в размере определенной в отчете ООО "Центр развития инвестиций" от 27.11.2013 N 13-01.2367 рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, который составил 2780000 рублей. Поскольку доказательств недостоверности сведений и выводов, содержащихся в указанном отчете оценщика, не имеется, исковые требования об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 в размере 2782478 рублей и возложении на Кадастровую палату в лице филиала по Приморскому краю обязанности внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2782478 рублей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:080101:179 в ГКН носят временный характер и не являются кадастровыми сведениями не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку из содержания Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не следует, что данное обстоятельство является препятствием для внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости, установленной решением суда, при этом внесенные в кадастр на основании судебного акта сведения также будут носить временный характер.
Предположения ответчика о наличии в сведениях ГКН кадастровой ошибки в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 подлежат отклонению, поскольку основанием иска в данном случае послужило предусмотренное статьей 66 ЗК РФ право Департамента, распоряжающегося земельным участком от имени собственника, на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. По этой же причине подлежат отклонению доводы ответчика об утверждении кадастровой стоимости земельного участка самим истцом при издании постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па; данное обстоятельство не лишает истца права, предусмотренного вышеуказанной нормой ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче искового заявления Департамент государственную пошлину не уплачивал, так как освобожден от ее уплаты на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. По правилу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. С учетом изложенного государственная пошлина в сумме 8000 рублей с учетом двух заявленных Департаментом исковых требований неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 по делу N А51-31629/2012 отменить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир одноэтажное здание (лит. 1, контора), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, с. Береговое, ул. Школьная (м. Песчаный), д. 70, в размере 2782478 (Два миллиона семьсот восемьдесят две тысячи четыреста семьдесят восемь) рублей.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир одноэтажное здание (лит. 1, контора), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, с. Береговое, ул. Школьная (м. Песчаный), д. 70, в размере 2782478 (Два миллиона семьсот восемьдесят две тысячи четыреста семьдесят восемь) рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" 8000 (Восемь тысяч) рублей государственной пошлины по иску в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Судьи
Д.А.ГЛЕБОВ
С.Б.КУЛТЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 N 05АП-4801/2013 ПО ДЕЛУ N А51-31629/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. N 05АП-4801/2013
Дело N А51-31629/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-4801/2013
на решение от 20.03.2013 судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-31629/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1022501911882, ИНН 2538062431)
третьи лица: Федеральное государственное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрация Приморского края, оценщик Беденко Андрей Николаевич, Общество с ограниченной ответственностью "Парк Гамов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
при участии:
от истца: ведущий консультант Подольский А.С. по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/02-05/14 сроком до 31.12.2013,
- от ООО "Парк Гамов": адвокат Панчук А.В. по доверенности от 05.12.2011 сроком на три года со специальными полномочиями;
- от ответчика, Федерального государственного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрации Приморского края, оценщика Беденко Андрея Николаевича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю представители не явились,
установил:
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Приморскому краю с иском об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, расположенного по адресу: г. Владивосток, с. Береговое, ул. Школьная, д. 70, в размере 26384000 рублей; об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 26384000 рублей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2013 к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрация Приморского края; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Парк Гамов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Кадастровая палата в лице филиала по Приморскому краю обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что существующая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 определена самим истцом при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па, и истец на протяжении более трех лет был согласен с размером кадастровой стоимости. Также указывает на временный характер сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:28:080101:179 в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем сведения не являются кадастровыми и могут использоваться только в целях, связанных с государственной регистрацией прав и выполнением кадастровых работ. С учетом изложенного ответчик полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 должна соответствовать кадастровой стоимости земельного участка, из которого он образован (с кадастровым номером 25:28:080101:31).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Парк Гамов" считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, указывает на злоупотребление правами со стороны истца, предъявление рассматриваемого иска с целью затягивания решения вопроса о предоставлении обществу земельного участка.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу возражает по доводам жалобы, указывает на отсутствие кадастровой ошибки в сведениях ГКН.
В судебном заседании 03.07.2013 апелляционной коллегией установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
На момент вынесения оспариваемого решения суд первой инстанции не располагал сведениями о получении предприятием и управлением копии первого судебного акта по делу. Уведомления о времени и месте предварительного судебного заседания, судебного заседания в адрес данных лиц, как следует из имеющихся в материалах дела документов, не направлялись, в заседаниях суда первой инстанции указанные лица участия не принимали.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 указанного Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.
В связи с выявленным нарушением норм процессуального права, что является безусловным основанием для отмены судебного акта, суд определил перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Судебное заседание неоднократно откладывалось на основании статьи 158 АПК РФ. В судебных заседаниях 06.08.2013, 16.12.2013, 29.01.2014 рассмотрение дела начиналось сначала в связи с изменением состава суда на основании статьи 18 АПК РФ.
Определением суда от 05.09.2013 производство по делу N А51-31629/2012 приостанавливалось до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А51-5098/2010. Производство по делу возобновлено определением суда от 18.11.2013.
В судебном заседании по ходатайству Департамента к материалам дела приобщен отчет N 13.01-2367 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, выполненный 27.11.2013 ООО "Центр развития инвестиций" по состоянию на 01.01.2010. Судом в порядке статьи 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство Департамента об уточнении требований, в котором истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179, определенную по состоянию на 01.01.2010 в размере 2782478 рублей.
Ответчик, ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Администрация Приморского края, оценщик Беденко А.Н., Управление Росреестра по Приморскому краю, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал уточненные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179, определенную по состоянию на 01.10.2010 в размере 2782478 рублей, возложить на ответчика обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 2782478 рублей.
Представитель ООО "Парк Гамов" не возражает против установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 2782478 рублей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В 2010 году была проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов Приморского края и государственная кадастровая оценка земельных участков в их составе. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па и опубликованы в специальном выпуске Приморской газеты 31.12.2010.
В Государственный кадастр недвижимости (ГКН) в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 года N 437-па внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:31, предоставленного ООО "Парк Гамов" в постоянное (бессрочное) пользование, в размере 17424 рублей.
ООО "Парк Гамов" обратилось в Департамент с заявлением от 08.02.2012 исх.N 05/12 о предоставлении, в том числе, в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 в фактически занимаемых границах, площадью 192559 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, с.Береговое, ул. Школьная, 70, для размещения звероводческой фермы. На данном участке расположены здания, являющиеся собственностью ООО "Парк Гамов".
Распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (в настоящее время - Департамент) от 04.05.2012 N 842 земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:31 разделен на три земельный участка, образованный при разделе земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:179, кадастровой стоимостью 17330,31 рублей, предоставлен в собственность ООО "Парк Гамов".
При этом земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:179 образован (поставлен на кадастровый учет) 14.12.2011, сведения о его кадастровой стоимости внесены в ГКН 08.12.2011, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости, содержащейся на Интернет-сайте Росреестра. Исходя из того, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 составляет 0,09 рубля, при постановке земельного участка на учет в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) были внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 17330,31 рублей с учетом площади земельного участка.
В соответствии с отчетом от 24.09.2012 N 506, выполненным по заданию истца оценщиком Индивидуальным предпринимателем Беденко Андреем Николаевичем, рыночная стоимость предоставленного истцу земельного участка определена в размере 26384000 рублей по состоянию на 30.08.2012.
Согласно отчету N 13.01-2367 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, выполненному 27.11.2013 ООО "Центр развития инвестиций", по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка составляла 2782478 рублей.
Истец, полагая, что имеется несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в ГКН кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание статьи 41, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нарушение прав и законных интересов Приморского края как получателя денежных средств, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации Приморского края от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (далее - ФСО N 22), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр вносятся дополнительные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения такой стоимости.
Пунктом 1.3 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка N 13-01.2367, изготовленному 27.11.2013 ООО "Центр развития инвестиций", на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 составила 2782478 рублей. Доказательств того, что рассматриваемый отчет об определении рыночной стоимости земельного участка содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки в материалы дела ответчиком не представлено.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, на 01.01.2010 (год проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Приморского края) указанный земельный участок не существовал как объект недвижимости и объект земельных отношений, поскольку кадастровый номер был присвоен ему 14.12.2011, и поэтому на дату проведения государственной кадастровой оценки не был включен в перечень объектов оценки.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, при решении вопроса о надлежащей дате, на которую заявителю следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как видно из приложения к постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:31, из которого впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:080101:179, вошел в перечень объектов оценки и его кадастровая стоимость была определена по состоянию на 01.01.2010.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 в целях установления кадастровой стоимости должна быть также определена по состоянию на 01.01.2010, и, следовательно, кадастровая стоимость указанного земельного участка может быть установлена в размере определенной в отчете ООО "Центр развития инвестиций" от 27.11.2013 N 13-01.2367 рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, который составил 2780000 рублей. Поскольку доказательств недостоверности сведений и выводов, содержащихся в указанном отчете оценщика, не имеется, исковые требования об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 в размере 2782478 рублей и возложении на Кадастровую палату в лице филиала по Приморскому краю обязанности внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2782478 рублей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:080101:179 в ГКН носят временный характер и не являются кадастровыми сведениями не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку из содержания Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не следует, что данное обстоятельство является препятствием для внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости, установленной решением суда, при этом внесенные в кадастр на основании судебного акта сведения также будут носить временный характер.
Предположения ответчика о наличии в сведениях ГКН кадастровой ошибки в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:080101:179 подлежат отклонению, поскольку основанием иска в данном случае послужило предусмотренное статьей 66 ЗК РФ право Департамента, распоряжающегося земельным участком от имени собственника, на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. По этой же причине подлежат отклонению доводы ответчика об утверждении кадастровой стоимости земельного участка самим истцом при издании постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па; данное обстоятельство не лишает истца права, предусмотренного вышеуказанной нормой ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче искового заявления Департамент государственную пошлину не уплачивал, так как освобожден от ее уплаты на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. По правилу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. С учетом изложенного государственная пошлина в сумме 8000 рублей с учетом двух заявленных Департаментом исковых требований неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2013 по делу N А51-31629/2012 отменить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир одноэтажное здание (лит. 1, контора), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, с. Береговое, ул. Школьная (м. Песчаный), д. 70, в размере 2782478 (Два миллиона семьсот восемьдесят две тысячи четыреста семьдесят восемь) рублей.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 192559 кв. м с кадастровым номером 25:28:080101:179, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир одноэтажное здание (лит. 1, контора), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, с. Береговое, ул. Школьная (м. Песчаный), д. 70, в размере 2782478 (Два миллиона семьсот восемьдесят две тысячи четыреста семьдесят восемь) рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" 8000 (Восемь тысяч) рублей государственной пошлины по иску в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Судьи
Д.А.ГЛЕБОВ
С.Б.КУЛТЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)