Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2013 N 05АП-14024/2013 ПО ДЕЛУ N А51-20400/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. N 05АП-14024/2013

Дело N А51-20400/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 09 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный Шельф"
апелляционное производство N 05АП-14024/2013
на решение от 08.10.2013
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-20400/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный Шельф"
к Администрации Артемовского городского округа
третье лицо Производственный кооператив "Авангард"
об оспаривании постановления
при участии:
- от ООО "Дальневосточный Шельф": Осадчий В.Н., представитель по доверенности от 29.05.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия три года; паспорт серия 0511 N 971585;
- от администрации Артемовского городского округа: Минаева Н.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 06 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 152.
Производственный кооператив "Авангард", не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный Шельф" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Артемовского городского округа от 25.02.2013 N 413-па.
Решением суда от 08.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Дальневосточный Шельф" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, полагая, что судом неверно дана оценка представленным доказательствам.
В доводах жалобы указывает, что Государственный акт от 12.03.1991 А-1 N 1954935 на право пользования землей выдан Кооперативу "Авангард", ликвидированному в настоящее время, в связи с чем, полагает, что оснований для отмены постановления от 29.12.2012 N 3218-па, у ответчика не имелось.
В заседании суда представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации Артемовского городского округа на доводы апелляционной жалобы возразила, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, решение считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, Производственный кооператив "Авангард" явку своего представителя в суд не обеспечил.
Представители лиц, участвующих в деле, не возражали относительно рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие не явившегося третьего лица.
Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося третьего лица.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что 27.12.2012 Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный Шельф" обратилось в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 42490 кв. м в районе улиц Таежная - Севская, г. Артем, под строительство кирпичного завода.
Постановлением Администрации АГО от 29.12.2012 N 3218-па была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: местоположение: Приморский край, г. Артем, в районе ул. Таежной, Севской; площадь земельного участка - 42490 кв. м; категория земель - земли населенных пунктов; зона производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4); основной вид разрешенного использования - коммунально-складские и производственные предприятия V класса вредности различного профиля.
25.02.2013 ответчик издал постановление N 413-па "Об отмене постановления администрации Артемовского городского округа от 29.12.2012 N 3218-па "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства кирпичного завода в районе ул. Таежной, Севской в г. Артеме, обществу с ограниченной ответственностью "ДВ Шельф", мотивировав данное постановление наложением границ участка на земельный участок с кадастровым номером 25:27:070202:3263 площадью 52425 кв. м, учтенный 30.01.2013 в государственном кадастре недвижимости, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования Производственному кооперативу "Авангард".
Посчитав, что постановление ответчика от 25.02.2013 N 413-па не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Дальневосточный Шельф", оспорило его в арбитражном суде, обратившись с суд с настоящим заявлением, как верно установлено судом первой инстанции, в пределах срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого решения незаконным, необходимо наличие двух условий: несоответствие его законодательству и нарушение прав и интересов лица, обратившегося за защитой.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из заявления, поданного в арбитражный суд, судом первой инстанции установлено, что ООО "Дальневосточный Шельф" обратилось в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
В пункте 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
К моменту обращения ООО "Дальневосточный Шельф" в Администрацию, другим лицом уже была подана заявка о предоставлении ориентировочно той же территории в аренду для строительства кирпичного завода (обращение ООО "Шельф-ДВ" от 19.11.2012 вх. N 7175).
Впоследствии между ООО "ДВ Шельф" и ООО "Шельф-ДВ" было заключено соглашение о том, что ООО "Шельф-ДВ" не возражает против оформления прав на земельный участок в г. Артеме по ранее поданному заявлению в пользу ООО "ДВ Шельф".
Поскольку заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией Артемовского городского округа принято постановление 29.12.2012 N 3218-па об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
В рассматриваемом случае, основанием для издания ответчиком оспариваемого постановления от 25.02.2013 N 413-па, явился установленный факт наложения границ участка, испрашиваемого заявителем, на земельный участок с кадастровым номером 25:27:070202:3263 площадью 52425 кв. м, учтенный 30.01.2013 в государственном кадастре недвижимости, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования Производственному кооперативу "Авангард".
Данное обстоятельство (факт наложения) лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В рассматриваемом случае предметом настоящего спора является требование о признании незаконным постановления администрации Артемовского городского округа, принятого в порядке самоконтроля.
При таких обстоятельствах, с учетом предмета требований, заявленный в порядке главы 24 АПК РФ, в рамках настоящего спора надлежит установить, имелись ли у Администрации Артемовского городского округа законные основания для вынесения оспариваемого постановления.
Статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) муниципальный правовой акт.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Учитывая необходимость контроля над соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал ранее принятый правовой акт.
Таким образом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Согласно Государственному акту на право пользования землей от 12.03.1991 А-1 N 195935, выданному исполкомом Артемовского городского Совета депутатов трудящихся, земельный участок площадью 4,8 га в районе ул. Геологическая, пос. Угловое, предоставлен в бессрочное пользование Кооперативу "Авангард" для размещения вещевого рынка.
30.01.2013 выдан кадастровый паспорт N 25/00-13-18010 земельного участка, предоставленного Кооперативу "Авангард", с отражением сведений о том, что площадь участка составляет 52425 кв. м, участку присвоен кадастровый номер 25:27:070202:3263.
Постановлением Администрации АГО от 12.02.2013 N 245-па право постоянного (бессрочного) пользования Производственного кооператива "Авангард" на земельный участок площадью 48000 кв. м в районе ул. Геологической прекращено, Государственный акт от 12.03.1991 А-1 N 195935 признан утратившим силу, земельный участок с кадастровым номером 25:27:070202:3263 предоставлен ПК "Авангард" в собственность за плату.
В настоящее время Производственным кооперативом "Авангард" осуществлен выкуп земельного участка, и заключен договор его купли-продажи от 13.02.2013 N 2541.
Согласно штампу регистрирующего органа на договоре осуществлена государственная регистрация права собственности Производственного кооператива "Авангард" на земельный участок с кадастровым номером 25:27:070202:3263.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Законодательство не предусматривает возможность предоставления для строительства земельного участка, ранее предоставленного на вещном праве другому лицу, без изъятия этого земельного участка у правообладателя.
Наличие действующих прав третьего лица в отношении испрашиваемого земельного участка является безусловным основанием для отказа в его предоставлении.
В материалы дела представлена схема наложения земельного участка с кадастровым номером 25:27:070202:3263 и участка, схема расположения которого утверждена постановлением Администрации АГО от 29.12.2012 N 3218-па, согласно которой данные земельные участки основной частью налагаются друг на друга.
Таким образом, утверждение заявителю схемы расположения земельного участка в границах, налагающихся на границы участка, принадлежащего другому лицу, произведено с нарушением требований действующего законодательства.
Постановление Администрации АГО от 29.12.2012 N 3218-па было принято без учета наличия прав третьего лица на основную часть земельного участка, отраженного в схеме расположения участка, следовательно, не могло быть реализовано.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства наложения основной площади земельного участка с кадастровым номером 25:27:070202:3263, в отношении которого осуществлена государственная регистрация права собственности Производственного кооператива "Авангард", на земельный участок, схема расположения которого утверждена постановлением Администрации Артемовского городского округа, у Администрации Артемовского городского округа имелись основания для отмены постановления Администрации АГО от 29.12.2012 N 3218-па.
В рассматриваемом случае, судебная коллегия приходит к выводу о том, что права и законные интересы Общества оспариваемым постановлением ответчика не нарушены, поскольку утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является предварительным этапом предоставления земельного участка, следовательно, у Общества не возникло права на испрашиваемый земельный участок.
Намерение лица приобрести земельный участок, не свободный от прав третьих лиц, не может являться основанием для прекращения прав землепользователя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление Администрации Артемовского городского округа от 25.02.2013 N 413-па не могло нарушить права и законные интересы ООО "Дальневосточный Шельф", поскольку его интерес в получении для строительства земельного участка, принадлежащего иному лицу, не основан на законе.
В пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При изложенных обстоятельствах, при наличии зарегистрированного права собственности третьего лица, на земельный участок, доводы заявителя апелляционной жалобы, приведенные в суде первой инстанции и апелляционной жалобе о том, что Государственный акт от 12.03.1991 А-1 N 195935 выдан юридическому лицу, ликвидированному в настоящее время, коллегия не расценивает, как не влияющие на предмет настоящего спора, принимая во внимание предмет заявленных требований.
При рассмотрении настоящего спора по существу в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель приводит доводы, касающиеся спора о праве на земельный участок, которые не могут быть рассмотрены в рамках настоящего дела.
Согласно пункту 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого постановления Администрации Артемовского городского округа от 25.02.2013 N 413-па недействительным, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2013 по делу N А51-20400/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)