Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2014 N Ф09-5560/14 ПО ДЕЛУ N А07-18424/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. N Ф09-5560/14

Дело N А07-18424/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Тороповой М.В., Соловцова С.Н.
рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шайхетдинова Рината Галеевича (далее - предприниматель Шайхетдинов Р.Г.) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А07-18424/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие предприниматель Шайхетдинов Р.Г. (паспорт).

Предприниматель Шайхетдинов Р.Г. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта и обязании заключить договор аренды в отношении земельного участка площадью 0,43 га, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, ул. Михайлова, д. 10/1, с кадастровым номером 02:47:100105:10, для строительства инкубатора и земельного участка площадью 0,16 га, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, ул. Рабочая, д. 7/1, с кадастровым номером 02:47:100103:9, для строительства столярно-строительного участка (с учетом замены ненадлежащего заинтересованного лица - Управления земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на надлежащее - Администрацию в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Решением суда от 09.04.2014 (судья Вальшина М.Х.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (судьи Суспицина Л.А., Ермолаев Л.П., Карпачева М.И.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Шайхетдинов Р.Г. просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений п. 1 ст. 11, ст. 29, 30, 31, п. 2 ст. 32, п. 2.1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что им соблюдена процедура обращения в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов. Предприниматель Шайхетдинов Р.Г. не согласен с выводом апелляционного суда об отсутствии решения администрации о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающего акт выбора земельных участков. По мнению заявителя, в данном случае проведение торгов не требуется.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 26.06.2012 предприниматель Шайхетдинов Р.Г. обратился в Администрацию с заявлениями о предоставлении ему на праве аренды земельного участков, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, ул. Михайлова, д. 10/1, для строительства инкубатора и земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, ул. Рабочая, д. 7/1, для строительства столярно-строительного участка.
Отделом архитектуры и градостроительства Администрации подготовлены градостроительные заключения от 09.08.2012 N 257, от 07.03.2013 N 46 о возможности размещения объектов - для проектирования и строительства инкубатора и для проектирования и строительства столярно-строительного участка соответственно. Указанные заключения являются документом, предоставляемым заявителю для дальнейшего оформления документов в установленном порядке (п. 1 примечания); вопрос порядка предоставления земельных участков подлежит рассмотрению на Комиссии по землепользованию и застройке муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (разд. 4.1 заключений); заключения действительны в течение 2-х лет. В указанных заключениях сделан вывод о возможности размещения (проектирование и строительство) инкубатора и столярно-строительного участка согласно прилагаемой схеме при условии соблюдения требований и предоставлении необходимых согласований.
Уфимским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан подготовлены заключения по выбору земельных участков от 13.09.2012 N 01-28/1845, от 15.03.2013 N 01/28-431. Согласно данным заключениям выбор земельных участков для проектирования и строительства инкубатора и для проектирования и строительства столярно-строительного участка согласовывается при условии соблюдения требований природоохранного законодательства.
Земельный участок площадью 1609 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Миловский, с. Миловка, ул. Михайлова, 10/1, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для проектирования и строительства инкубатора, поставлен на государственный кадастровый учет 15.04.2013 с кадастровым номером 02:47:100105:10 (кадастровый план от 10.06.2013).
Земельный участок площадью 4309 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Миловский, с. Миловка, ул. Рабочая, д. 7/1, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для проектирования и строительства столярно-строительного участка, поставлен на государственный кадастровый учет 11.04.2013 с кадастровым номером 02:47:100103:9 (кадастровый план от 10.06.2013).
Постановлением Администрации от 30.06.2013 N 1204 испрашиваемым земельным участкам присвоена категория "земли населенных пунктов", установлены виды разрешенного использования: для участка с кадастровым номером 02:47:100105:10 - "для проектирования и строительства инкубатора", для участка с кадастровым номером 02:47:100103:9 - "для проектирования и строительства столярно-строительного участка".
Администрацией сельского поселения Миловский сельсовет вновь образованным (испрашиваемым участкам) присвоены вышеуказанные почтовые адреса.
Предприниматель Шайхетдинов Р.Г. обратился в Администрацию с заявлением от 23.07.2013 о заключении договора аренды указанных выше земельных участков сроком действия 25 лет.
Решением Комиссии по землепользованию и застройке Администрации (протокол от 26.03.2013 N 16) главе Администрации рекомендовано осуществить предоставление испрашиваемых предпринимателем Шайхетдиновым Р.Г. земельных участков посредством торгов (аукциона) в соответствии с п. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация в лице Управления земельных ресурсов письмом от 21.08.2013 за исх. N 07-32-3183 уведомила заявителя, что предоставление испрашиваемых земельных участков будет осуществляться путем продажи права на заключение договора аренды участков на торгах, и предложила следить за публикацией о проведении торгов в газете "Уфимские нивы" и на сайте Администрации в сети "Интернет".
Не согласившись с отказом в предоставлении ему испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов, предприниматель Шайхетдинов Р.Г. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае заявителю был произведен выбор испрашиваемых им земельных участков и Администрацией принято решение о предварительном согласовании места размещения объектов, в связи с чем земельный участки должны быть предоставлены заявителю на основании п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Доводы Администрации о необходимости проведения торгов для решения вопроса о предоставлении заявителю испрашиваемых участков суд первой инстанции признал незаконными и нарушающими права предпринимателя.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки испрашивались заявителем в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов для проектирования и строительства инкубатора и столярно-строительного участка.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован ст. 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса
В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Федеральным законодательством форма данного акта не утверждена.
Вместе с тем из системного толкования п. 2, 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что акт выбора должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и вывод о возможности выбора земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора для строительства конкретного объекта недвижимости или невозможности такого выбора. Оформление такого акта является обязательным.
Из п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что после оформления акта о выборе публичный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, наличие решения уполномоченного органа об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и о предварительном согласовании места размещения объекта является обязательным.
Как установлено апелляционным судом, решения о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающего акт выбора земельных участков, администрацией не принималось.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что представленные в материалы дела документы не могут быть рассмотрены в качестве актов о выборе земельного участка, утвержденных соответствующим решением Администрации о предварительном согласовании места размещения объектов в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Судом апелляционной инстанции установлено, что публичный орган не проинформировал население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства объекта в порядке п. 3 ст. 31 Земельного кодекса.
Таким образом, вывод апелляционного суда о том, что Администрацией правомерно отказано в предоставлении предпринимателю земельных участков в аренду без проведения торгов является обоснованным. Права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены. Требование о предоставлении земельного участка при незаконченной процедуре предоставления в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им.
В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А07-18424/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шайхетдинова Рината Галеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
С.Н.СОЛОВЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)