Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1213/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N 33-1213/2014


Судья: Сатыбалов С.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи: Джаруллаева А.К.,
судей: Магомедовой А.М. и Ашурова А.И.,
при секретаре судебного заседания: К.,
с участием представителя М.М.Д. - М.А.,
представителя администрации муниципального района "<.>" Республики Дагестан М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя М.М.Д. - М.А. на решение Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от 06 февраля 2014 года по заявлению М.М.Д. о признании незаконным действий администрации муниципального района "<адрес>" при представлении услуги по программе "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" для участия в мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, выразившихся в требовании у М.М.Д. документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок при строительстве жилого дома, и приостановление в представлении М.М.Д. указанной услуги (исключение из списков получателей социальных выплат).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магомедовой А.М., объяснения представителя М.М.Д. - М.А., просившего об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении требований М.М.Д., объяснения представителя администрации муниципального района "<адрес>" Республики Дагестан М.Н., просившего оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

М.М.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий администрации муниципального района "<адрес>" при представлении услуги по программе "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" для участия в мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, выразившихся в требовании у М.М.Д. документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок при строительстве жилого дома, и приостановление в представлении М.М.Д. указанной услуги (исключение ее из списков получателей социальных выплат).
В обоснование заявления указано, что она 06 ноября 2009 года представила в администрацию муниципального района "<адрес>" заявление и необходимые документы, предусмотренные п. 10 Постановления Правительства РД от 19.04.2004 N 114 (ред. от 01.10.2012) "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" для участия в мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Она работает учительницей в <.>", дом начала строить 10 лет назад, своих средств, чтобы закончить строительство не хватает, вдова, одна воспитывает троих детей. 11.09.2013 года решением Бабаюртовского районного суда постановлено - удовлетворить заявление М.М.Д. и признать незаконным решение, принятое по жалобе М.М.Д. 29.07.2013 года главой администрации муниципального района "<адрес>" Ш. от 19.08.2013 года N 931; -признать незаконным действия (бездействия) администрации муниципального района "<адрес>" по представлению государственной услуги "Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" М.М.Д. В том, что она в 2013 году лишилась возможности получения социальных выплат на строительство жилья, виновен "<адрес>". Дом, в котором она проживала, может в любой момент развалиться и ей с детьми еще один год надо будет жить в невыносимых условиях. 05.12.2013 года она получила письмо МО "<адрес>" от 28.11.2013 года за N 1303, из которого следует, что в связи с тем, что в ее учетном деле отсутствует документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок при строительстве жилого дома хозяйственным способом, она не может быть включена в списки очередников согласно п. 2.6.3 пп. 1 Административного регламента МСХ N 097 от 6.06.2012 года. В случае устранения указанного недостатка она имеет право повторно обратиться с заявлением в администрацию <адрес>. 24.12.2013 года она представила в администрацию МО "<адрес>" для приобщения к материалам ее учетного дела "Выписку из похозяйственной книги о наличии у нее права на земельный участок" от 23.12.2013 года, из которого следует, что она на праве пожизненно-наследуемого владения имеет земельный участок площадью 2000 кв. м 27.12.2013 года ее уведомили письмом за N 1459 о том, что представленная ею выписка приложена к ее учетному делу, для включения ее в списки участников программы по <адрес> в ФЦП "Социальное развитие села до 2014 г.". Действия администрации МО "<адрес>", требование у нее документа, удостоверяющий право собственности на земельный участок при строительстве жилого дома, приостановление в представлении ей данной услуги (исключение ее из списков получателей социальных выплат) на 2014 год считает незаконным, это действие создает угрозу нарушения ее права на получение и в 2014 г. средств по программе "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". В соответствии с п. 2.7.2 регламента запрещено требовать от заявителя: представления документов и информации, которые в соответствии с законодательством находятся в распоряжении органов государственной власти, предоставляющих государственную услуги, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые могут быть получены путем межведомственного электронного взаимодействия, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона 210-ФЗ. Документ "Выписка из похозяиственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок" находился в МО "<адрес>", поэтому данный документ не мог быть затребован у нее, перечень документов, который указан в п. 2.6.1 она представила еще 5.11.2009 года. В соответствии с п. 2.2.2 регламента ответственность за правильное оформление документов, представленных заявителем, и проверку достоверности содержащихся в них сведений несут органы местного самоуправления по месту жительства, в которые обращается заявитель. Ей незаконно было приостановлено в представление услуги, она была исключена из списка получателей социальных выплат. Ею за представление интересов в суде по делу представителю оплачено 7000 рублей, также оплачено 200 рублей госпошлины. При принятии решения в ее пользу просит суд взыскать судебные расходы в ее пользу.
Решением Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от 06 февраля 2014 года постановлено:
"Отказать М.М.Д. в удовлетворении заявления о признании незаконным действие администрации муниципального района "<адрес>" при представлении услуги по программе "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" для участия в мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности:
- требования у М.М.Д. документа удостоверяющей право собственности на земельный участок при строительстве жилого дома; -приостановление представления М.М.Д. услуги (исключение ее из списков получателей социальных выплат)".
На указанное решение представителем М.М.Д. - М.А. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда, как вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывается, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, судом не дана оценка всем обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представитель М.М.Д. - М.А. поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить ее по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель администрации муниципального района "<адрес>" Республики Дагестан М.Н. в судебном заседании в Верховном Суде РД просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
Как видно из заявления М.М.Д. она просит признать незаконными действия администрации муниципального района "<адрес>" при представлении услуги по программе "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" для участия в мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, выразившиеся в требовании у нее документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок при строительстве жилого дома, и приостановление в представлении ей указанной услуги (исключение ее из списков получателей социальных выплат).
Отказывая в удовлетворении заявления М.М.Д. суд пришел к правильному выводу о том, должностное лицо администрации муниципального района "<адрес>" РД, требуя у М.М.Д. предоставления документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок при строительстве жилого дома, действовало в соответствии с законом в рамках предоставленных ему полномочий. Также суд правильно пришел к выводу о том, что М.М.Д. не исключена из списков получателей социальных выплат на 2014 год.
Из материалов дела и объяснений сторон видно, что М.М.Д. на свои средства начала строительство жилого дома, то есть строительство дома производилось хозяйственным способом.
В соответствии с п. 2.6.3 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодым семьям и молодым специалистам", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан N 097 от 6 июня 2012 года, для расчета фактической стоимости 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, необходимо представить при строительстве жилого дома хозяйственным способом документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 года N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
Аналогичные требования содержатся в п. 2.7.2 Административного регламента, согласно которому запрещено требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с законодательством находятся в распоряжении органов государственной власти, предоставляющих государственную услугу, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые могут быть получены путем межведомственного электронного взаимодействия, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 15 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 года N 210-ФЗ положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяется на правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан от 03.02.2014 года в Едином государственном реестре право собственности на земельный участок за М.М.Д. не зарегистрировано.
Таким образом, представление М.М.Д. документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, являлось обязательным, и указанный документ не мог быть запрошен администрацией путем межведомственного запроса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование администрации района предоставления М.М.Д. правоустанавливающего документа на земельный участок основано на Федеральном законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Также судом правильно указано, что при рассмотрении дела не установлен факт приостановления в представлении М.М.Д. услуги (исключение из списков получателей социальных выплат).
Из представленного администрацией МР "<адрес>" сводного списка, утвержденного Главой МР "<адрес>" от 21.01.2014 года следует, что М.М.Д. включена в сводный список участников мероприятий получателей социальных выплат по <адрес> на 2014 год.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного, Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.М.Д. - М.А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)