Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (с. Дядьково Рязанского района Рязанской области, ОГРН 1026200703374; ИНН 6215001460), заинтересованного лица - администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260; ИНН 6227000292) и третьих лиц: министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань; ОГРН 1026201263725; ИНН 6231008551), Рязанской областной Думы (г. Рязань, ОГРН 1026201257928; ИНН 6231007692), правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2013 по делу N А54-8996/2012 (судья Ушакова И.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации г. Рязани (далее - администрация):
- - о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства, общая площадь 19660 кв. м, местоположение: обл. Рязанская, г. Рязань, р-н Песочня, (Октябрьский округ), кадастровый номер участка 62:29:01100019:51) на право аренды на срок 49 лет, изложенного в письме администрации от 04.12.2012 N 01-69/9352;
- - обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества, а именно: обязать администрацию принять решение о передаче обществу в аренду на срок 49 лет земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства, общая площадь 19660 кв. м, местоположение: обл. Рязанская, г. Рязань, р-н Песочня, (Октябрьский округ), кадастровый номер участка 62:29:01100019:51) в течении 14 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Рязанская областная Дума, правительство Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием у администрации оснований для отказа обществу в переоформлении права постоянного бессрочного пользования.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок: категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение сельскохозяйственного производства, общей площадью 19660 кв. м, место положение - Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский округ), кадастровый номер 62:29:0110019:51.
Указанное обстоятельство подтверждается государственным актом РЯО N 15-000027 на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельством серии 62 МГ N 517999.
Общество 19.11.2012 обратилось в администрацию с заявлением N 81 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
К заявлению были приложены следующие документы: копии паспорта директора общества, протокола от 15.03.2011 очередного общего собрания участников, документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования, письма Минэкономразвития России от 23.07.2012 N 15167-ПК/Д23, Рязанской областной Думы от 03.10.2012 N 2633, министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 24.07.2012 N ВМ/3-4669, оригинал письма заявителя в Правительство Рязанской области от 19.11.2012 N 80.
Факт получения МБУ МФЦ г. Рязани заявления от 19.11.2012 N 81 и приложенных к нему документов подтверждается распиской от 19.11.2012.
Письмом от 04.12.2012 N 01-69/9352 администрация сообщила обществу о том, что к ее полномочиям не относится прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Также указала на то, что вопрос о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен только после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110019:51.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, у юридических лиц, которым принадлежит земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу закона имеется обязанность переоформления такого права на право аренды или приобретения в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно абзацу 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Таким образом, нормами земельного законодательства не предусмотрен возврат документов без принятия соответствующего решения по заявлению: необходимо рассмотреть соответствующее заявление по существу и осуществить или отказать в осуществлении испрашиваемого действия со ссылками на нормы права.
Как усматривается из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок на право аренды для ведения сельскохозяйственного производства, то есть для целей, не связанных со строительством, к которому были приложены необходимые документы.
Возражений относительно полноты представленных заявителем документов для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования от администрации не поступило.
В обоснование своего отказа, изложенного в письме от 04.12.2012 N 01-69/9352, администрация сообщила обществу о том, что к ее полномочиям не относится прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Между тем, согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" установлено, что Правительство Рязанской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена, кроме случаев предоставления органами местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Рязань гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
1) индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
2) индивидуального гаражного строительства;
3) строительства объектов торговли, если площадь участка не превышает 0,01 га;
4) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также сооружений, необходимых для их эксплуатации, объектов транспортной инфраструктуры и проведения иных видов работ на этих объектах;
5) строительства в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;
6) целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2 статьи 39 устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области администрация вправе рассматривать иные вопросы, отнесенные к ее ведению федеральными законами, законами Рязанской области, данным Уставом.
Как усматривается из материалов дела, государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 62:29:011 00 19:54 не разграничена, что свидетельствует о наличии у администрации полномочий на распоряжение земельными участками.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены статьями 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в случае принудительного прекращения в связи неправомерными действиями землепользователя, реквизиции, изъятии для государственных или муниципальных нужд, а также в случае фактического отказа землепользователя от прав на земельный участок, без каких либо в дальнейшем притязаний на соответствующий участок.
Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в случае его переоформления.
Из правового смысла пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в собственность или в аренду право постоянного (бессрочного) пользования прекращается автоматически.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.10.2012 N Ф09-8554/12.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения статей 45, 53 ЗК РФ отклоняются судом, поскольку данные нормы права регулируют правоотношения, связанные с отказом от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, в то время как предметом настоящего спора является отказ в переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в силу закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что у администрации отсутствуют полномочия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в силу пункта 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" администрации делегированы полномочия по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, то есть право распоряжения земельными участками.
Ссылка жалобы на письмо министерства экономического развития Российской Федерации от 22.05.2009 N Д23-1535 судом не принимается во внимание, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер и не относится к нормам права, регулирующим земельные правоотношения.
Удовлетворяя заявленные требования в части обязания администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении последнему спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как установлено судом, общество в силу закона имеет право на получение в аренду спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно возложил на администрацию обязанность принять решение о предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка.
Доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2013 по делу N А54-8996/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2013 ПО ДЕЛУ N А54-8996/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N А54-8996/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (с. Дядьково Рязанского района Рязанской области, ОГРН 1026200703374; ИНН 6215001460), заинтересованного лица - администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260; ИНН 6227000292) и третьих лиц: министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань; ОГРН 1026201263725; ИНН 6231008551), Рязанской областной Думы (г. Рязань, ОГРН 1026201257928; ИНН 6231007692), правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2013 по делу N А54-8996/2012 (судья Ушакова И.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации г. Рязани (далее - администрация):
- - о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства, общая площадь 19660 кв. м, местоположение: обл. Рязанская, г. Рязань, р-н Песочня, (Октябрьский округ), кадастровый номер участка 62:29:01100019:51) на право аренды на срок 49 лет, изложенного в письме администрации от 04.12.2012 N 01-69/9352;
- - обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества, а именно: обязать администрацию принять решение о передаче обществу в аренду на срок 49 лет земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства, общая площадь 19660 кв. м, местоположение: обл. Рязанская, г. Рязань, р-н Песочня, (Октябрьский округ), кадастровый номер участка 62:29:01100019:51) в течении 14 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Рязанская областная Дума, правительство Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием у администрации оснований для отказа обществу в переоформлении права постоянного бессрочного пользования.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок: категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение сельскохозяйственного производства, общей площадью 19660 кв. м, место положение - Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский округ), кадастровый номер 62:29:0110019:51.
Указанное обстоятельство подтверждается государственным актом РЯО N 15-000027 на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельством серии 62 МГ N 517999.
Общество 19.11.2012 обратилось в администрацию с заявлением N 81 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
К заявлению были приложены следующие документы: копии паспорта директора общества, протокола от 15.03.2011 очередного общего собрания участников, документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования, письма Минэкономразвития России от 23.07.2012 N 15167-ПК/Д23, Рязанской областной Думы от 03.10.2012 N 2633, министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 24.07.2012 N ВМ/3-4669, оригинал письма заявителя в Правительство Рязанской области от 19.11.2012 N 80.
Факт получения МБУ МФЦ г. Рязани заявления от 19.11.2012 N 81 и приложенных к нему документов подтверждается распиской от 19.11.2012.
Письмом от 04.12.2012 N 01-69/9352 администрация сообщила обществу о том, что к ее полномочиям не относится прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Также указала на то, что вопрос о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен только после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110019:51.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, у юридических лиц, которым принадлежит земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу закона имеется обязанность переоформления такого права на право аренды или приобретения в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно абзацу 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Таким образом, нормами земельного законодательства не предусмотрен возврат документов без принятия соответствующего решения по заявлению: необходимо рассмотреть соответствующее заявление по существу и осуществить или отказать в осуществлении испрашиваемого действия со ссылками на нормы права.
Как усматривается из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок на право аренды для ведения сельскохозяйственного производства, то есть для целей, не связанных со строительством, к которому были приложены необходимые документы.
Возражений относительно полноты представленных заявителем документов для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования от администрации не поступило.
В обоснование своего отказа, изложенного в письме от 04.12.2012 N 01-69/9352, администрация сообщила обществу о том, что к ее полномочиям не относится прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Между тем, согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" установлено, что Правительство Рязанской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена, кроме случаев предоставления органами местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Рязань гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
1) индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
2) индивидуального гаражного строительства;
3) строительства объектов торговли, если площадь участка не превышает 0,01 га;
4) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также сооружений, необходимых для их эксплуатации, объектов транспортной инфраструктуры и проведения иных видов работ на этих объектах;
5) строительства в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;
6) целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2 статьи 39 устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области администрация вправе рассматривать иные вопросы, отнесенные к ее ведению федеральными законами, законами Рязанской области, данным Уставом.
Как усматривается из материалов дела, государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 62:29:011 00 19:54 не разграничена, что свидетельствует о наличии у администрации полномочий на распоряжение земельными участками.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены статьями 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в случае принудительного прекращения в связи неправомерными действиями землепользователя, реквизиции, изъятии для государственных или муниципальных нужд, а также в случае фактического отказа землепользователя от прав на земельный участок, без каких либо в дальнейшем притязаний на соответствующий участок.
Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в случае его переоформления.
Из правового смысла пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в собственность или в аренду право постоянного (бессрочного) пользования прекращается автоматически.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.10.2012 N Ф09-8554/12.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения статей 45, 53 ЗК РФ отклоняются судом, поскольку данные нормы права регулируют правоотношения, связанные с отказом от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, в то время как предметом настоящего спора является отказ в переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды в силу закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что у администрации отсутствуют полномочия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в силу пункта 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" администрации делегированы полномочия по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, то есть право распоряжения земельными участками.
Ссылка жалобы на письмо министерства экономического развития Российской Федерации от 22.05.2009 N Д23-1535 судом не принимается во внимание, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер и не относится к нормам права, регулирующим земельные правоотношения.
Удовлетворяя заявленные требования в части обязания администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении последнему спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как установлено судом, общество в силу закона имеет право на получение в аренду спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно возложил на администрацию обязанность принять решение о предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка.
Доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.10.2013 по делу N А54-8996/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)