Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12995/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 по делу N А46-9767/2014 (судья Пермяков В.В.),
принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича (ИНН 550101454221, ОГРН 314554319000264)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117),
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об обязании принять положительное решение о возможности его предоставления, а также утвердить и выдать схему,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Наумкина Полина Анатольевна (удостоверение N 0275/14 выдано 11.08.2014 действительно до 11.07.2017, по доверенности N Исх-ДИО/21305 от 18.12.2014 сроком действия на один год);
- от Индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича - Кожевникова Виктория Валериевна (паспорт <...> выдан 25.10.2012, по доверенности б/н от 16.06.2014 сроком действия на один год);
- от Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Секачев Сергей Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска:
- о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Администрации города Омска по заявке Секачева Сергея Евгениевича от 03.03.2014 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств), выраженного в письме от 22 апреля 2014 года N Исх-ДИО/1156-ог,
- об обязании принять положительное решение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств) по заявке ИП Секачева С.Е. от 03.03.2014 года,
- об обязании департамента имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с положениями части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня принятия арбитражным судом решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично, отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска по заявке Секачева Сергея Евгениевича от 03.03.2014 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств), выраженный в письме от 22 апреля 2014 года N Исх-ДИО/1156-ог признан незаконным.
В целях восстановления нарушенного права предпринимателя, суд первой инстанции обязал Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с положениями части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня принятия арбитражным судом решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича об обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска принять положительное решение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств) по заявке ИП Секачева С.Е. от 03.03.2014 года, отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для принятия решения об отказе в выборе земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что оспариваемый отказ осуществлен в рамках предоставленных Департаменту полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Также Департамент пояснил, что не имеет законных оснований утверждать и выдавать схему расположения земельного участка в отсутствие положительного решения Комиссии о возможности предоставления испрашиваемого участка.
Департамент архитектуры и градостроительства г. Омска извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявлял, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. В обоснование своих возражений представила на обозрение суда Распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 15.12.2013 N 6730-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане", а также утверждаемую схему. По мнению представителя предпринимателя, указанные документы, подтверждают факт исполнения Департаментом обжалуемого решения, что свидетельствует о законности принятого судебного акта.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
03 марта 2014 года ИП Секачев Сергей Евгениевич обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 2600 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, 54а в Советском административном округе города Омска для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств).
22.04.2014 года письмом Департамента N Исх-ДИО/1156-ог заявителю сообщено о том, что комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей не связанных со строительством 15.04.2014 г. принято решение о невозможности предоставления земельного участка в связи со следующими обстоятельствами: наличие на земельном участке древесно-кустарниковой растительности; наличие на земельном участке инженерных коммуникаций.
Полагая, что вышеуказанный отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ИП Секачев С.Е. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
14.10.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как было указано ранее, предприниматель обратился в Департамент с заявлением, в котором были указаны цель использования испрашиваемого земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Согласно части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
При этом в соответствии с буквальным смыслом части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение и выдача схемы расположения испрашиваемого земельного участка осуществляется уполномоченным органом только на основании оформленного в предусмотренном законом порядке заявления лица о предоставлении соответствующего участка.
Иными словами, для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка достаточно поступления в адрес уполномоченного органа местного самоуправления заявления о предоставлении участка, содержание которого соответствует требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как от наличия или отсутствия оснований для предоставления участка в аренду или в собственность соответствующему лицу возможность утверждение указанной выше схемы в зависимость не ставится.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Департамента о невозможности утвердить схему и выдать ее без положительного решения Комиссии о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. В то же время наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о возможном предоставлении (отказе в предоставлении) испрашиваемого земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, не выполнив предусмотренную законом обязанность по составлению и утверждению схемы расположения земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
В настоящем случае рассматривается законность отказа Департамента в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, 54а в Советском административном округе г. Омска, под размещение стоянки транспортных средств.
Как было указано выше, письмом- уведомлением от 22.04.2014 N Исх-ДИО/1156-ОГ заинтересованное лицо отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с принятием решения Комиссии о невозможности предоставления земельного участка в связи со следующим:
-наличие на земельном участке древесно- кустарниковой растительности, -наличие на земельном участке инженерных коммуникаций.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что решение Комиссии само по себе не является разрешительным документом на размещение объекта, имеет статус промежуточного документа, на основании которого уполномоченный орган (в данном случае Департамент) принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка, в силу следующих положений законодательства.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Во исполнение указанных законоположений решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством - регламент принятия уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
На основании части 3 статьи 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п утвержден "Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством" (далее - Порядок рассмотрения обращений).
Пунктом 2 Порядка рассмотрения обращений установлено, что уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска являются департамент имущественных отношений Администрации города Омска и администрации административных округов города Омска.
В силу пункта 12 Порядка рассмотрения обращений уполномоченные структурные подразделения принимают решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска - в собственность за плату или бесплатно либо в аренду; администрация соответствующего административного округа города Омска - в аренду.
- При этом, для рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждается правовым актом Администрации города Омска. Регламент работы городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п, которым определено: - комиссия рассматривает обращения о предоставлении земельных участков (пункт 2);
- Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
На основании вышеизложенных норм права, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Комиссия, в том числе городская комиссия, не является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, решение которой влечет определено правовые последствия для лиц, заинтересованных в получении земельных участков.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что Департамент имущественных отношений не мог отказать предпринимателю в предоставлении земельного участка по основанию принятия городской комиссией отрицательного решения.
Иных документов, подтверждающих наличие указанных оснований на момент принятия оспариваемого решения заинтересованным лицом в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, в материалы представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, доводы Департамента о наличии законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно приходит к выводу о том, что отказ, основанный лишь на решении комиссии, является преждевременным, сделанным в нарушении положений статьи 34 Земельного кодекса РФ.
При этом в силу положений пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и после изучения совокупности данных и иных названных выше документов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 по делу N А46-9767/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2015 N 08АП-12995/2014 ПО ДЕЛУ N А46-9767/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N 08АП-12995/2014
Дело N А46-9767/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12995/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 по делу N А46-9767/2014 (судья Пермяков В.В.),
принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича (ИНН 550101454221, ОГРН 314554319000264)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117),
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об обязании принять положительное решение о возможности его предоставления, а также утвердить и выдать схему,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Наумкина Полина Анатольевна (удостоверение N 0275/14 выдано 11.08.2014 действительно до 11.07.2017, по доверенности N Исх-ДИО/21305 от 18.12.2014 сроком действия на один год);
- от Индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича - Кожевникова Виктория Валериевна (паспорт <...> выдан 25.10.2012, по доверенности б/н от 16.06.2014 сроком действия на один год);
- от Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Секачев Сергей Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска:
- о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Администрации города Омска по заявке Секачева Сергея Евгениевича от 03.03.2014 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств), выраженного в письме от 22 апреля 2014 года N Исх-ДИО/1156-ог,
- об обязании принять положительное решение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств) по заявке ИП Секачева С.Е. от 03.03.2014 года,
- об обязании департамента имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с положениями части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня принятия арбитражным судом решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично, отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска по заявке Секачева Сергея Евгениевича от 03.03.2014 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств), выраженный в письме от 22 апреля 2014 года N Исх-ДИО/1156-ог признан незаконным.
В целях восстановления нарушенного права предпринимателя, суд первой инстанции обязал Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с положениями части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня принятия арбитражным судом решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича об обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска принять положительное решение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, дом 54а, примерной площадью 2 600 кв. м, для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств) по заявке ИП Секачева С.Е. от 03.03.2014 года, отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для принятия решения об отказе в выборе земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что оспариваемый отказ осуществлен в рамках предоставленных Департаменту полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Также Департамент пояснил, что не имеет законных оснований утверждать и выдавать схему расположения земельного участка в отсутствие положительного решения Комиссии о возможности предоставления испрашиваемого участка.
Департамент архитектуры и градостроительства г. Омска извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявлял, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Секачева Сергея Евгеньевича с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. В обоснование своих возражений представила на обозрение суда Распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 15.12.2013 N 6730-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане", а также утверждаемую схему. По мнению представителя предпринимателя, указанные документы, подтверждают факт исполнения Департаментом обжалуемого решения, что свидетельствует о законности принятого судебного акта.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
03 марта 2014 года ИП Секачев Сергей Евгениевич обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 2600 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, 54а в Советском административном округе города Омска для размещения объекта дорожного сервиса (стоянка транспортных средств).
22.04.2014 года письмом Департамента N Исх-ДИО/1156-ог заявителю сообщено о том, что комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей не связанных со строительством 15.04.2014 г. принято решение о невозможности предоставления земельного участка в связи со следующими обстоятельствами: наличие на земельном участке древесно-кустарниковой растительности; наличие на земельном участке инженерных коммуникаций.
Полагая, что вышеуказанный отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ИП Секачев С.Е. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
14.10.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как было указано ранее, предприниматель обратился в Департамент с заявлением, в котором были указаны цель использования испрашиваемого земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Согласно части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
При этом в соответствии с буквальным смыслом части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение и выдача схемы расположения испрашиваемого земельного участка осуществляется уполномоченным органом только на основании оформленного в предусмотренном законом порядке заявления лица о предоставлении соответствующего участка.
Иными словами, для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка достаточно поступления в адрес уполномоченного органа местного самоуправления заявления о предоставлении участка, содержание которого соответствует требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как от наличия или отсутствия оснований для предоставления участка в аренду или в собственность соответствующему лицу возможность утверждение указанной выше схемы в зависимость не ставится.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Департамента о невозможности утвердить схему и выдать ее без положительного решения Комиссии о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. В то же время наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о возможном предоставлении (отказе в предоставлении) испрашиваемого земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, не выполнив предусмотренную законом обязанность по составлению и утверждению схемы расположения земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
В настоящем случае рассматривается законность отказа Департамента в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, 54а в Советском административном округе г. Омска, под размещение стоянки транспортных средств.
Как было указано выше, письмом- уведомлением от 22.04.2014 N Исх-ДИО/1156-ОГ заинтересованное лицо отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с принятием решения Комиссии о невозможности предоставления земельного участка в связи со следующим:
-наличие на земельном участке древесно- кустарниковой растительности, -наличие на земельном участке инженерных коммуникаций.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что решение Комиссии само по себе не является разрешительным документом на размещение объекта, имеет статус промежуточного документа, на основании которого уполномоченный орган (в данном случае Департамент) принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка, в силу следующих положений законодательства.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Во исполнение указанных законоположений решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством - регламент принятия уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
На основании части 3 статьи 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п утвержден "Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством" (далее - Порядок рассмотрения обращений).
Пунктом 2 Порядка рассмотрения обращений установлено, что уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска являются департамент имущественных отношений Администрации города Омска и администрации административных округов города Омска.
В силу пункта 12 Порядка рассмотрения обращений уполномоченные структурные подразделения принимают решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска - в собственность за плату или бесплатно либо в аренду; администрация соответствующего административного округа города Омска - в аренду.
- При этом, для рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждается правовым актом Администрации города Омска. Регламент работы городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п, которым определено: - комиссия рассматривает обращения о предоставлении земельных участков (пункт 2);
- Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
На основании вышеизложенных норм права, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Комиссия, в том числе городская комиссия, не является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, решение которой влечет определено правовые последствия для лиц, заинтересованных в получении земельных участков.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что Департамент имущественных отношений не мог отказать предпринимателю в предоставлении земельного участка по основанию принятия городской комиссией отрицательного решения.
Иных документов, подтверждающих наличие указанных оснований на момент принятия оспариваемого решения заинтересованным лицом в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, в материалы представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, доводы Департамента о наличии законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно приходит к выводу о том, что отказ, основанный лишь на решении комиссии, является преждевременным, сделанным в нарушении положений статьи 34 Земельного кодекса РФ.
При этом в силу положений пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и после изучения совокупности данных и иных названных выше документов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 по делу N А46-9767/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)