Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Яринская Ю.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н., судей Горбуновой О.А., Степанова П.В., при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 14 января 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14.08.2013 года N <...> в предоставлении в собственность З. земельного участка для целей, не связанных со строительством, общей площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предоставлении З. в собственность земельного участка площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: <...> для целей, не связанных со строительством для увеличения основного земельного участка".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., судебная коллегия
установила:
З. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении ей дополнительного земельного участка, изложенного в письме от 14 августа 2013 года, просила также возложить на Департамент обязанность устранить допущенное нарушение ее прав путем вынесения решения о предоставлении ей в собственность дополнительного земельною участка площадью 1001 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного в г. Перми по ул. <...>, для увеличения основного земельного участка.
Требования мотивировала тем, что имеет в собственности земельный участок площадью 1000 кв. м, расположенный в г. Перми по ул. <...>, с кадастровым номером <...>, предоставленный ей под строительство индивидуального жилого дома. Обратившись в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей дополнительного земельного участка по указанному выше адресу, получила отказ со ссылкой на отсутствие документации по планировке территории, который считает незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, его границы установлены в соответствии с действующим законодательством, указанные Департаментом основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не поименованы в закрытом перечне таких оснований, установленном пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, считая отказ в предоставлении заявителю земельного участка законным, обоснованным, соответствующим требованиям утвержденного Пермской городской Думой Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что З. является собственником земельного участка с целевым использованием под строительство жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1000 кв. м по адресу: <...>. 11 июля 2013 года она обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в собственность дополнительного земельного участка площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: <...> для увеличения основного земельного участка.
Решением департамента от 14 августа 2013 года N <...> в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что по заключению департамента градостроительства и архитектуры документация по планировке территории отсутствует, тогда как согласно пункту 1.7.1 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260, в собственность земельный участок может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности, на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемое решение Департамента незаконным, суд первой инстанции, проанализировав нормы статей 15, 28, 34, 56 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260, исходил из того, что положения статьи 34 Кодекса и пункта 1.7.1 Порядка прямо предусматривают возможность предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе и дополнительных земельных участков по отношению к основному, ранее предоставленному в собственность под объект недвижимости. При этом оспариваемый заявителем отказ не содержит оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные выводы суда правомерны, они основаны на нормах права и установленных судом обстоятельствах дела.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 34 Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Решением Пермской городской Думы N 260 от 23 октября 2007 года утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми.
Пунктом 1.7.1 Порядка предусмотрены случаи предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков:
как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности и на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному,
как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве собственности, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному.
Пунктом 1.6-1 Порядка предусмотрены следующие случаи, когда предоставление земельного участка невозможно: испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц; в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии: испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ смежного земельного участка; земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги; размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям технических регламентов: испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах: в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории (за исключением случаев, когда испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели); в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, предусмотренном пунктом 2.9 настоящего Порядка, принято решение о возможности предоставления земельного участка первоначально обратившемуся лицу, срок действия которого на момент подачи заявления не истек; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей; заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок; испрашиваемый земельный участок либо его часть находятся в границах существующих автомобильных дорог или автомобильных дорог и улиц, в отношении которых принято решение по строительству, реконструкции, капитальному ремонту; испрашиваемая цель предоставления земельного участка не предусмотрена подпунктами 1.8.1, 1.8.2 пункта 1.8 настоящего Порядка.
Таким образом, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни утвержденный решением Пермской городской Думы N 260 от 23 октября 2007 года Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми, не содержат указанного Департаментом в оспариваемом решении основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно. нарушений процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2510/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N 33-2510/2014
Судья Яринская Ю.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н., судей Горбуновой О.А., Степанова П.В., при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 14 января 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14.08.2013 года N <...> в предоставлении в собственность З. земельного участка для целей, не связанных со строительством, общей площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предоставлении З. в собственность земельного участка площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: <...> для целей, не связанных со строительством для увеличения основного земельного участка".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., судебная коллегия
установила:
З. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении ей дополнительного земельного участка, изложенного в письме от 14 августа 2013 года, просила также возложить на Департамент обязанность устранить допущенное нарушение ее прав путем вынесения решения о предоставлении ей в собственность дополнительного земельною участка площадью 1001 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного в г. Перми по ул. <...>, для увеличения основного земельного участка.
Требования мотивировала тем, что имеет в собственности земельный участок площадью 1000 кв. м, расположенный в г. Перми по ул. <...>, с кадастровым номером <...>, предоставленный ей под строительство индивидуального жилого дома. Обратившись в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей дополнительного земельного участка по указанному выше адресу, получила отказ со ссылкой на отсутствие документации по планировке территории, который считает незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, его границы установлены в соответствии с действующим законодательством, указанные Департаментом основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не поименованы в закрытом перечне таких оснований, установленном пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, считая отказ в предоставлении заявителю земельного участка законным, обоснованным, соответствующим требованиям утвержденного Пермской городской Думой Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что З. является собственником земельного участка с целевым использованием под строительство жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1000 кв. м по адресу: <...>. 11 июля 2013 года она обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в собственность дополнительного земельного участка площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: <...> для увеличения основного земельного участка.
Решением департамента от 14 августа 2013 года N <...> в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что по заключению департамента градостроительства и архитектуры документация по планировке территории отсутствует, тогда как согласно пункту 1.7.1 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260, в собственность земельный участок может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности, на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемое решение Департамента незаконным, суд первой инстанции, проанализировав нормы статей 15, 28, 34, 56 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260, исходил из того, что положения статьи 34 Кодекса и пункта 1.7.1 Порядка прямо предусматривают возможность предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе и дополнительных земельных участков по отношению к основному, ранее предоставленному в собственность под объект недвижимости. При этом оспариваемый заявителем отказ не содержит оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные выводы суда правомерны, они основаны на нормах права и установленных судом обстоятельствах дела.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 34 Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Решением Пермской городской Думы N 260 от 23 октября 2007 года утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми.
Пунктом 1.7.1 Порядка предусмотрены случаи предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков:
как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности и на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному,
как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве собственности, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному.
Пунктом 1.6-1 Порядка предусмотрены следующие случаи, когда предоставление земельного участка невозможно: испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц; в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии: испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ смежного земельного участка; земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги; размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям технических регламентов: испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах: в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории (за исключением случаев, когда испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели); в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, предусмотренном пунктом 2.9 настоящего Порядка, принято решение о возможности предоставления земельного участка первоначально обратившемуся лицу, срок действия которого на момент подачи заявления не истек; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей; заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок; испрашиваемый земельный участок либо его часть находятся в границах существующих автомобильных дорог или автомобильных дорог и улиц, в отношении которых принято решение по строительству, реконструкции, капитальному ремонту; испрашиваемая цель предоставления земельного участка не предусмотрена подпунктами 1.8.1, 1.8.2 пункта 1.8 настоящего Порядка.
Таким образом, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни утвержденный решением Пермской городской Думы N 260 от 23 октября 2007 года Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми, не содержат указанного Департаментом в оспариваемом решении основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно. нарушений процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)