Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2013 ПО ДЕЛУ N А13-15326/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. по делу N А13-15326/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Мухамадиева Закира Эргашевича представителя Журкиной Е.В. по доверенности от 17.12.2012, от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области Крюковой Е.А. по доверенности от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года по делу N А13-15326/2012 (судья Корепин С.В.),

установил:

индивидуальный предприниматель Мухамадиев Закир Эргашевич (ОГРНИП 312352921200029, далее - истец) обратился с иском в Арбитражный суд Вологодской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) об установлении с 01.01.2011 кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 35:24:0403003:349, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания банно-прачечного комбината, общей площадью 1554 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, 145, в размере его рыночной стоимости, равной 463 000 руб.
Определением суда от 13 февраля 2013 года в качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 35:24:0403003:349, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания банно-прачечного комбината, общей площадью 1554 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, 145, в размере его рыночной стоимости, равной 463 000 руб., с момента вступления решения суда в законную силу.
Уточнение заявленных требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 1554 кв. м с кадастровым номером 35:24:0403003:349 расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, 145, в размере его рыночной стоимости, равной 463 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, с Учреждения в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013. Кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением Правительства Вологодской области лишь 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51;
- - ссылки суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 являются несостоятельными, так как спорные отношения рассматриваемые в деле N 913/11, нормы установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространялись и заявитель воспользоваться механизмом данного закона не мог;
- - суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался отчетом от 22.10.2012 N 01/492 предоставленным истцом, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:349 установлена по состоянию на 01.01.2011, что противоречит действующему законодательству в рамках вынесенного решения, так как кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012;
- - для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 необходимо обращаться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения;
- - незаконным и необоснованным является удовлетворение исковых требований в части взыскания с Учреждения в пользу Общества государственной пошлины в размере 4000 руб. за рассмотрение иска.
Представитель Учреждения в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представителя Предпринимателя в судебном заседании возражал относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, отзыв на жалобу не представило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления в соответствии со статьями 123, 156, АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Учреждения и Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка кадастровый номер 35:24:0403003:349, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания банно-прачечного комбината, общей площадью 1554 кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Гагарина, 145, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 35-СК N 180029 от 19.01.2007.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 1 января 2011 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка установлена в размере 2 713 439 руб. 40 коп.
Истец не согласился с результатами кадастровой оценки и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 22.10.2012 N 01/492, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 года в размере 463 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с требованиями указанных нормативных документов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
К спорным правоотношениям указанные нормы не применимы, в связи с чем истец лишен возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом N 167-ФЗ.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (до внесения изменений Законом N 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с представленным в материалы дела отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 22.10.2012 N 01/492, составленным обществом с ограниченной ответственностью "Бюро независимой оценки" (оценщик Рогулин Алексей Константинович, являющийся членом саморегулируемой организации - Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая Организация Ассоциации Российских Магистров Оценки) по состоянию на 1 января 2011 года рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 463 000 руб.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая Организация Ассоциации Российских Магистров Оценки N 192-НП/12 от 6 декабря 2012 года по результатам проведенной в соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности экспертизой отчета подтверждено соответствие отчета N 01/492 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценив отчет оценщика в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, суд пришел к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Из материалов дела и дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
Оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:349, выполнена оценщиком Рогулиным А.К. 22.10.2012, по состоянию на 01.01.2011.
Таким образом, с момента определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 (02.06.2012) и до составления отчета независимого оценщика 22.10.2012 прошло 4 месяца 20 дней.
Согласно пункту 26 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (в редакции от 22 октября 2010 года N 509) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
На основании изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Представленный истцом в апелляционный суд отчет от 12.08.2013 N 01/654 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:349 по состоянию на 01.01.2011 не может быть принят в качестве допустимого и достоверного доказательства в обоснование исковых требований, так как он выполнен по заявке общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Практик", которое не является лицом, участвующим в деле. Кроме того, согласно представленному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403003:349 является отличной от рыночной стоимости установленной в отчете независимого оценщика Рогулина А.К. от 22.10.2012 N 01/492 и составляет 464 646 руб.
Иных доказательств опровергающих обоснованность выводов обжалуемого судебного акта в материалах дела не имеется.
Возражения ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора - отсутствие обращения истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, наличии оснований для оставления иска без рассмотрения, не принимаются судом во внимание ввиду следующего.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена.
Расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены на Учреждение.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года по делу N А13-15326/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.РОМАНОВА

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)