Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Тверитина Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июня 2014 года апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года по делу по заявлению Ц.О. о признании незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схемы расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Ц.О. - Ц.И., представителя Правительства города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы - У.,
Ц.О. обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схемы расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п. п. 1.5, 5.2, 5.9 "Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (с изменениями и дополнениями), он, как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обратился 14.09.2012 в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент земельных ресурсов города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 10-ти надлежащих заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению Акта о выборе земельного участка для строительства объекта и Схемы расположения земельного участка. Заявителем были указаны 10 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства.
В заявлении от 14.09.2012, Акте о выборе и Схеме расположения земельного участка Ц.О. указал назначение объекта (в соответствии с зонированием, генеральным планом города Москвы, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории):
- для капитального строительства (в местах допустимого размещения объектов капитального строительства) плоскостного сооружения - спортивно-досуговой площадки, площадью застройки (размером) 15 000 кв. м на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, по п. 44 главы VI "Порядка внесения сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений...", и линейных сооружений - проездов и проходов не общего пользования, протяженностью 500 метров, на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения, прогулочной зоной, с ограждением территории архитектурно-выразительным металлическим забором на столбчатом заглубленном железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
Также заявителем было указано предполагаемое место размещения объекта (с учетом того обстоятельства, что Департамент обеспечивает выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта из нижеуказанной территории на основе документов государственного кадастра недвижимости - п. 2 ст. 31 ЗК РФ) относительно ориентира (на примере объекта с N 1/10): г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно прилагаемой схеме; обоснование примерного размера земельного участка в соответствии с разделами 1 - 12 и приложениями 1 - 5 МГСН 01.01-99, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 (с изменениями и дополнениями) "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", с указанием, что проектируемые границы земельного участка гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота (в том числе береговую полосу водного объекта), а также не налагаются на земли ГЛФ (Гослесфонда), УДС (уличной дорожной сети), с учетом действующих линий градостроительного регулирования (в том числе береговой полосы водного объекта, УДС), зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории, в том числе, по принципу неналожения на другие участки (ограничения смежными землепользователями). С учетом требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ размер испрашиваемого земельного участка составляет (на примере объекта с N 1/ 10) 28 400 кв. м, с правом аренды на 49 лет.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 31 ЗК РФ, заявитель просил (по каждой территории):
- - исполнить обязанность, установленную абз. 1 п. 2 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка обеспечить выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями;
- - исполнить обязанность, установленную абз. 2 п. 2 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка (испрашиваемого заявителем) и об обеспечении земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - исполнить обязанность, установленную п. 3 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
- - исполнить обязанность, установленную п. 5 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, оформить (обеспечить оформление) актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту приложить (обеспечить приложение) утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора;
- - исполнить обязанность, установленную п. 6 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, принять решение (обеспечить принятие решения) о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка;
- - исполнить обязанность, установленную п. 7 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, выдать копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (обеспечить выдачу) в семидневный срок со дня его утверждения.
Также (в рамках процедуры выбора) заявитель направлял в Департамент для дальнейшего согласования и утверждения (по каждой территории) Акт о выборе земельного участка для строительства объекта и Схему расположения земельного участка для принятия и выдачи заявителю Департаментом решения в соответствии с п. п. 6, 7 ст. 31 ЗК РФ.
Кроме того, заявитель просил Департамент обеспечить упреждающее информирование населения в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ в установленном федеральным законодательством порядке, в том числе с оплатой публикации за счет заявителя.
В заявлении от 14.09.2012 Ц.О. обращал внимание Департамента на то существенное обстоятельство, что намечаемое строительство объектов капитального строительства планируется осуществить строго "в местах допустимого размещения объектов капитального строительства" (Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка"), то есть объекты капитального строительства гарантированно не будут размещаться в охранных зонах инженерных сетей, трубопроводов, линий связи.
Решениями Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.10.2012, от 11.10.2012 и от 29.10.2012 заявителю отказано в удовлетворении заявлений по причине отсутствия в пакете документов "положительной" выписки из протокола коллегиального органа - Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (как указано в нормативных правовых актах уровня субъекта РФ - г. Москвы), что противоречит действующему законодательству, поскольку положения п. 1 ст. 31 ЗК РФ требуют от заявителя только один единственный документ - личное заявление, а в п. 2 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо обеспечивает выбор территорий под земельные участки и принимает решение по итогам выбора на основании заявления гражданина.
Полагая, что действия Департамента препятствуют осуществлению его прав на утверждение Актов выбора и Схем расположения и на принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения каждого объекта, заявитель просил признать незаконными (неправомерными) действия - отказ в предварительном согласовании места размещения испрашиваемых им 14.09.2012 объектов строительства (п. 6 ст. 31 ЗК РФ) в отношении территорий относительно ориентиров:
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- признать незаконными (неправомерными) действия - отказ заинтересованного лица в утверждении Актов о выборе земельных участков от 14.09.2012 для строительства объекта в отношении указанных территорий;
- признать незаконными (неправомерными) действия - отказ в утверждении Схем расположения земельных участков от 14.09.2012 в отношении указанных территорий;
- обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердить Акты о выборе земельных участков для строительства от 14.09.2012 посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов (п. 6 ст. 31 ЗК РФ), о чем издать распорядительные документы в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать заявителю копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по территориям относительно указанных ориентиров);
- обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердить Схемы расположения земельных участков от 14.09.2012 посредством издания распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать заявителю копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по указанным территориям относительно ориентиров).
В судебном заседании представитель заявителя Ц.О. - Ц.И., поддержал заявленные требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы У. против удовлетворения заявления Ц.О. возражал.
Представитель Правительства Москвы в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года заявление Ц.О. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 января 2014 года произведена замена выбывшей стороны - Департамента земельных ресурсов города Москвы, его правопреемником - Департаментом городского имущества города Москвы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ц.О. не явился. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Ц.О. - Ц.И., представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы - У., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений заявителя на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что Ц.О. обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлениями о выборе 10 земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта на каждой из испрашиваемых территорий под участок относительно ориентиров:
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения).
В своих заявлениях заявитель привел обоснование примерного размера земельных участков в соответствии с разделами 1 - 12 и приложениями 1 - 5 МГСН 01.01-99, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", указав, что проектируемые границы земельных участков гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота (в том числе береговую полосу водного объекта), а также на земли ГЛФ (Гослесфонда), УДС (улично-дорожной сети) с учетом действующих линий градостроительного регулирования (в том числе береговой полосы водного объекта, УДС), зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории, в том числе по принципу неналожения на другие участки (ограничения смежными землепользователями), и с учетом требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Департаментом земельных ресурсов города Москвы 08.10.2012, 11.10.2012 и 29.10.2012 в адрес Ц.О. были направлены письма информационно-разъяснительного содержания, из которых следует, что согласно постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" Департамент наделен полномочиями принимать решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также принимать решения о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. При этом обеспечение выбора земельных участков и разработка актов выбора участков для строительства в обязанности Департамента не входит. Правом рассмотрения и оперативного решения вопросов о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в том числе с предварительным согласованием мест размещения объектов, обладает Градостроительно-земельная комиссия города Москвы.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 1); орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2); осуществляет информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (п. 6); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8).
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, если иное не предусмотрено законами этих субъектов РФ.
Из приведенных выше правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лица, заинтересованного в таком предоставлении.
В силу прямого указания п. 2 ст. 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить по заявлению данного гражданина выбор испрашиваемого земельного участка.
Заявителем соблюдены требования, предъявляемые п. 1 ст. 31 ЗК РФ: в заявлениях указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Таким образом, требуя от заявителя предоставления дополнительных документов, Департамент земельных ресурсов города Москвы допустил незаконное бездействие, выразившееся в несовершении действий по обеспечению выбора земельных участков по заявлениям Ц.О.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное бездействие нарушает права заявителя на рассмотрение его заявлений в установленном законом порядке.
При этом суд правомерно отклонил доводы заинтересованного лица о том, что заявление предъявлено к ненадлежащему лицу, поскольку в соответствии с п. п. 1, 5, 5.2, 5.9 "Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (с изменениями и дополнениями), Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который в соответствии с федеральными законами принимает, в том числе, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно абз. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными, оснований для отмены решения в данной части не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложении на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанности утвердить Акты о выборе земельных участков и Схемы расположения земельных участков от 14.09.2012, поскольку такой вывод суда противоречит абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. В данном случае суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов выбора земельного участка. Возложив на Департамент земельных ресурсов города Москвы такую обязанность, суд фактически своим решением исключил возможность принятия компетентным органом соответствующего решения об утверждении акта о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта, предусмотренного положениями п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах решение суда в этой части не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым постановить в отмененной части новое решение, которым в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и прямого указания п. 2 ст. 31 ЗК РФ на правопреемника Департамента земельных ресурсов города Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, должна быть возложена обязанность по рассмотрению заявлений Ц.О. от 14.09.2012 о выборе земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года в части признания незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в утверждении представленных Ц.О. 14.09.2012 с заявлениями актов о выборе земельного участка, схем расположения земельного участка и в предварительном согласовании места размещения каждого объекта строительства оставить без изменения.
В остальной части решение суда отменить, постановить в отмененной части новое решение, которым обязать Департамент городского имущества города Москвы рассмотреть заявления Ц.О. от 14.09.2012 о выборе земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-12520/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. по делу N 33-12520/2014
Судья: Тверитина Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июня 2014 года апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года по делу по заявлению Ц.О. о признании незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схемы расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Ц.О. - Ц.И., представителя Правительства города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы - У.,
установила:
Ц.О. обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схемы расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п. п. 1.5, 5.2, 5.9 "Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (с изменениями и дополнениями), он, как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обратился 14.09.2012 в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент земельных ресурсов города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 10-ти надлежащих заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению Акта о выборе земельного участка для строительства объекта и Схемы расположения земельного участка. Заявителем были указаны 10 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства.
В заявлении от 14.09.2012, Акте о выборе и Схеме расположения земельного участка Ц.О. указал назначение объекта (в соответствии с зонированием, генеральным планом города Москвы, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории):
- для капитального строительства (в местах допустимого размещения объектов капитального строительства) плоскостного сооружения - спортивно-досуговой площадки, площадью застройки (размером) 15 000 кв. м на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, по п. 44 главы VI "Порядка внесения сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений...", и линейных сооружений - проездов и проходов не общего пользования, протяженностью 500 метров, на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения, прогулочной зоной, с ограждением территории архитектурно-выразительным металлическим забором на столбчатом заглубленном железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
Также заявителем было указано предполагаемое место размещения объекта (с учетом того обстоятельства, что Департамент обеспечивает выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта из нижеуказанной территории на основе документов государственного кадастра недвижимости - п. 2 ст. 31 ЗК РФ) относительно ориентира (на примере объекта с N 1/10): г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно прилагаемой схеме; обоснование примерного размера земельного участка в соответствии с разделами 1 - 12 и приложениями 1 - 5 МГСН 01.01-99, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 (с изменениями и дополнениями) "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", с указанием, что проектируемые границы земельного участка гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота (в том числе береговую полосу водного объекта), а также не налагаются на земли ГЛФ (Гослесфонда), УДС (уличной дорожной сети), с учетом действующих линий градостроительного регулирования (в том числе береговой полосы водного объекта, УДС), зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории, в том числе, по принципу неналожения на другие участки (ограничения смежными землепользователями). С учетом требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ размер испрашиваемого земельного участка составляет (на примере объекта с N 1/ 10) 28 400 кв. м, с правом аренды на 49 лет.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 31 ЗК РФ, заявитель просил (по каждой территории):
- - исполнить обязанность, установленную абз. 1 п. 2 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка обеспечить выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями;
- - исполнить обязанность, установленную абз. 2 п. 2 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка (испрашиваемого заявителем) и об обеспечении земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - исполнить обязанность, установленную п. 3 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
- - исполнить обязанность, установленную п. 5 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, оформить (обеспечить оформление) актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту приложить (обеспечить приложение) утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора;
- - исполнить обязанность, установленную п. 6 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, принять решение (обеспечить принятие решения) о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка;
- - исполнить обязанность, установленную п. 7 ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, выдать копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (обеспечить выдачу) в семидневный срок со дня его утверждения.
Также (в рамках процедуры выбора) заявитель направлял в Департамент для дальнейшего согласования и утверждения (по каждой территории) Акт о выборе земельного участка для строительства объекта и Схему расположения земельного участка для принятия и выдачи заявителю Департаментом решения в соответствии с п. п. 6, 7 ст. 31 ЗК РФ.
Кроме того, заявитель просил Департамент обеспечить упреждающее информирование населения в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ в установленном федеральным законодательством порядке, в том числе с оплатой публикации за счет заявителя.
В заявлении от 14.09.2012 Ц.О. обращал внимание Департамента на то существенное обстоятельство, что намечаемое строительство объектов капитального строительства планируется осуществить строго "в местах допустимого размещения объектов капитального строительства" (Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка"), то есть объекты капитального строительства гарантированно не будут размещаться в охранных зонах инженерных сетей, трубопроводов, линий связи.
Решениями Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.10.2012, от 11.10.2012 и от 29.10.2012 заявителю отказано в удовлетворении заявлений по причине отсутствия в пакете документов "положительной" выписки из протокола коллегиального органа - Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (как указано в нормативных правовых актах уровня субъекта РФ - г. Москвы), что противоречит действующему законодательству, поскольку положения п. 1 ст. 31 ЗК РФ требуют от заявителя только один единственный документ - личное заявление, а в п. 2 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо обеспечивает выбор территорий под земельные участки и принимает решение по итогам выбора на основании заявления гражданина.
Полагая, что действия Департамента препятствуют осуществлению его прав на утверждение Актов выбора и Схем расположения и на принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения каждого объекта, заявитель просил признать незаконными (неправомерными) действия - отказ в предварительном согласовании места размещения испрашиваемых им 14.09.2012 объектов строительства (п. 6 ст. 31 ЗК РФ) в отношении территорий относительно ориентиров:
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- признать незаконными (неправомерными) действия - отказ заинтересованного лица в утверждении Актов о выборе земельных участков от 14.09.2012 для строительства объекта в отношении указанных территорий;
- признать незаконными (неправомерными) действия - отказ в утверждении Схем расположения земельных участков от 14.09.2012 в отношении указанных территорий;
- обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердить Акты о выборе земельных участков для строительства от 14.09.2012 посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов (п. 6 ст. 31 ЗК РФ), о чем издать распорядительные документы в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать заявителю копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по территориям относительно указанных ориентиров);
- обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердить Схемы расположения земельных участков от 14.09.2012 посредством издания распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать заявителю копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по указанным территориям относительно ориентиров).
В судебном заседании представитель заявителя Ц.О. - Ц.И., поддержал заявленные требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы У. против удовлетворения заявления Ц.О. возражал.
Представитель Правительства Москвы в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года заявление Ц.О. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 января 2014 года произведена замена выбывшей стороны - Департамента земельных ресурсов города Москвы, его правопреемником - Департаментом городского имущества города Москвы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ц.О. не явился. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Ц.О. - Ц.И., представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы - У., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений заявителя на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что Ц.О. обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлениями о выборе 10 земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта на каждой из испрашиваемых территорий под участок относительно ориентиров:
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения);
- - <данные изъяты>, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемой Схеме расположения).
В своих заявлениях заявитель привел обоснование примерного размера земельных участков в соответствии с разделами 1 - 12 и приложениями 1 - 5 МГСН 01.01-99, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", указав, что проектируемые границы земельных участков гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота (в том числе береговую полосу водного объекта), а также на земли ГЛФ (Гослесфонда), УДС (улично-дорожной сети) с учетом действующих линий градостроительного регулирования (в том числе береговой полосы водного объекта, УДС), зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории, в том числе по принципу неналожения на другие участки (ограничения смежными землепользователями), и с учетом требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Департаментом земельных ресурсов города Москвы 08.10.2012, 11.10.2012 и 29.10.2012 в адрес Ц.О. были направлены письма информационно-разъяснительного содержания, из которых следует, что согласно постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" Департамент наделен полномочиями принимать решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также принимать решения о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. При этом обеспечение выбора земельных участков и разработка актов выбора участков для строительства в обязанности Департамента не входит. Правом рассмотрения и оперативного решения вопросов о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в том числе с предварительным согласованием мест размещения объектов, обладает Градостроительно-земельная комиссия города Москвы.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 1); орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2); осуществляет информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (п. 6); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8).
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, если иное не предусмотрено законами этих субъектов РФ.
Из приведенных выше правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лица, заинтересованного в таком предоставлении.
В силу прямого указания п. 2 ст. 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить по заявлению данного гражданина выбор испрашиваемого земельного участка.
Заявителем соблюдены требования, предъявляемые п. 1 ст. 31 ЗК РФ: в заявлениях указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Таким образом, требуя от заявителя предоставления дополнительных документов, Департамент земельных ресурсов города Москвы допустил незаконное бездействие, выразившееся в несовершении действий по обеспечению выбора земельных участков по заявлениям Ц.О.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное бездействие нарушает права заявителя на рассмотрение его заявлений в установленном законом порядке.
При этом суд правомерно отклонил доводы заинтересованного лица о том, что заявление предъявлено к ненадлежащему лицу, поскольку в соответствии с п. п. 1, 5, 5.2, 5.9 "Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (с изменениями и дополнениями), Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который в соответствии с федеральными законами принимает, в том числе, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно абз. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными, оснований для отмены решения в данной части не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложении на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанности утвердить Акты о выборе земельных участков и Схемы расположения земельных участков от 14.09.2012, поскольку такой вывод суда противоречит абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. В данном случае суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов выбора земельного участка. Возложив на Департамент земельных ресурсов города Москвы такую обязанность, суд фактически своим решением исключил возможность принятия компетентным органом соответствующего решения об утверждении акта о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта, предусмотренного положениями п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах решение суда в этой части не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым постановить в отмененной части новое решение, которым в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и прямого указания п. 2 ст. 31 ЗК РФ на правопреемника Департамента земельных ресурсов города Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, должна быть возложена обязанность по рассмотрению заявлений Ц.О. от 14.09.2012 о выборе земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года в части признания незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в утверждении представленных Ц.О. 14.09.2012 с заявлениями актов о выборе земельного участка, схем расположения земельного участка и в предварительном согласовании места размещения каждого объекта строительства оставить без изменения.
В остальной части решение суда отменить, постановить в отмененной части новое решение, которым обязать Департамент городского имущества города Москвы рассмотреть заявления Ц.О. от 14.09.2012 о выборе земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)