Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2014 N Ф09-6609/14 ПО ДЕЛУ N А71-9913/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. N Ф09-6609/14

Дело N А71-9913/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижевский механический завод" (далее - общество "Ижевский механический завод") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.03.2014 по делу N А71-9913/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
До начала судебного заседания от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") в электронном виде с использованием системы "Электронный страж" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "Ижевский механический завод" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к учреждению "Федеральная кадастровая палата", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) о признании кадастровой ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050111:5 в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007", а также установлении кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 90 794 570 руб. 44 коп. для целей налогообложения в период действия названного постановления (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 21.03.2014 (судья Волкова О.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Гладких Е.О., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ижевский механический завод" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), несоответствие выводов судов правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 15.12.2011 N 12651/11, а также фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов об избрании им ненадлежащего способа защиты. Общество "Ижевский механический завод" указывает, что до заявления исковых требований по настоящему делу оно обращалось в Управление Росреестра с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, решением учреждения "Федеральная кадастровая палата" от 25.04.2013 N 1800/13-33508 установлен факт наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорного участка. По мнению заявителя, у него отсутствует возможность в установленном законом порядке признать недействительным постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного участка, поскольку данное постановление уже являлось предметом судебной проверки и вступившим в законную силу определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2009 по делу N 43-Г09-19 признано соответствующим положениям федерального законодательства. По мнению общества "Ижевский механический завод", целью обращения в суд с настоящим иском является уменьшение кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В отзыве и возражениях на кассационную жалобу учреждение "Федеральная кадастровая палата" и Управление Росреестра просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.02.2013 серии 18-АБ N 675749 обществу "Ижевский механический завод" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 18:26:050111:0005 общей площадью 98 063 кв. м, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание стрелкового стенда, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Камбарская, 198.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 07.04.2009 земельный участок с кадастровым номером 18:26:050111:0005 поставлен на государственный кадастровый учет 14.12.2005, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание стрелкового стенда, кадастровая стоимость: 1 670 289 427 руб. 66 коп., удельный показатель: 17 032 руб. 82 коп.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года.
Согласно приложению N 1 к указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050111:0005 установлена в размере 1 670 289 427 руб. 66 коп.
В приложении N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике.
В п. 7048 названного приложения установлен удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале 18:26:050111 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, составляющий 925,88 руб. за 1 кв. м.
В соответствии с решением от 25.04.2013 N 1800/13-33508 учреждением "Федеральная кадастровая палата" 25.04.2013 выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 18:26:050111:5 в части определения кадастровой стоимости. Учреждением "Федеральная кадастровая палата" установлено, что кадастровая стоимость названного участка определена по 7 группе видов разрешенного использования, в связи с чем принято решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Общество "Ижевский механический завод", ссылаясь на то, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка ошибочно применен удельный показатель кадастровой стоимости, соответствующий 7 группе видов разрешенного использования, предусмотренных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.10.2008 N 275, полагая, что с учетом вида разрешенного использования спорного участка его кадастровая стоимость должна быть определена, исходя из удельного показателя, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском, основываясь на положениях п. 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил N 316).
В силу п. 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Статьей 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 статьи 28 названного Закона ошибками в государственном кадастре недвижимости является: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу ч. 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Обращаясь в суд с рассматриваемым иском общество "Ижевский механический завод", по существо не согласно с определением в сведениях государственного кадастра недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 18:26:050111:0005, а исковые требования направлены на изменение в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.
Как установлено судами, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, утвердившего, в том числе кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 1 670 289 427 руб. 66 коп.
Сведений о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена с учетом использования удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике, утвержденного в приложении N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что признание содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050111:0005 в размере 1 670 289 427 руб. 66 коп. кадастровой ошибкой, при наличии соответствующего действующего нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего результаты оценки данной кадастровой стоимости этого участка, само по себе не повлечет восстановление нарушенных прав и законных интересов общества "Ижевский механический завод".
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано в удовлетворении исковых требований общества "Ижевский механический завод".
Следует также принять во внимание, что требований об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 являлось предметом судебной проверки, вступившим в законную силу определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2009 по делу N 43-Г09-19 признано соответствующим положениям федерального законодательства, в связи с чем у него отсутствует возможность в установленном законом порядке признать его недействительным, отклоняется, поскольку требования, направленные на оспаривание содержащихся в названном постановлении сведений в части установления кадастровой стоимости принадлежащего обществу "Ижевский механический завод", в судебном порядке не рассматривались.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, соответствующие доводы являлись предметом рассмотрения и исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.03.2014 по делу N А71-9913/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижевский механический завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
А.А.СТОЛЯРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)