Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Савицкой И.Г., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ" Киселева С.И. (доверенность от 14.05.2014), от правительства Санкт-Петербурга Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/28), от Комитета по строительству Краснобаева Е.И. (доверенность от 09.04.2015 N 07-125/292), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городское агентство по промышленным инвестициям" Вакула А.К. (доверенность от 12.01.2015 N 7/15), рассмотрев 23.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-10987/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ", место нахождения: 188512, Санкт-Петербург, город Ломоносов, набережная Сидоровского канала, дом 3, ОГРН 1067847091311, ИНН 7819303875 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в нарушении порядка принятия решения о предоставлении потенциальному инвестору - Обществу для строительства складских объектов (технической базы водолазного предприятия) земельных участков с кадастровыми номерами 78:40:2054002:9 и 78:40:2054002:8 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, а в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера А (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 30.06.2014 и постановление от 08.12.2014 и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены в отношении прав и обязанностей Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Санкт-Петербурга, не привлеченных к участию в деле. Более того, как считает Общество, апелляционный суд неправомерно принял обжалуемое постановление в отсутствие представителя Общества, не извещенного о результате рассмотрения его ходатайства об отложении слушания дела, а также отразил в постановлении от 08.12.2014, что заявитель, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Правительства, выразившееся в нарушении срока принятия решения о представлении испрашиваемых земельных участков. Общество также полагает, что апелляционным судом нарушены требования статьи 16 АПК РФ и принцип равноправия и состязательности сторон.
В отзыве Комитет по строительству и Правительство, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Правительства, Комитета по строительству и Учреждение возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, земельные участки площадью 10 370 кв. м и 4471 кв. м находятся в собственности Санкт-Петербурга, поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 78:40:2054002:9 (предыдущий номер 78:40:20540Б:9) и 78:40:2054002:8 (предыдущий номер 78:40:20540Б:8), разрешенное использование - для размещения складских объектов.
Часть земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, участок 1 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.) находится в пользовании Общества. По договору от 04.11.1999 N 23-ЗК000677, заключенному с КУГИ, Обществу предоставлен на условиях аренды земельный участок площадью 3500 кв. м с кадастровым номером 78:20540Б:1003 по адресу: 189510, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, под техническую базу. Согласно договору от 16.01.2006 N 23/ЗК-000933 заявителю на условиях аренды предоставлен земельный участок площадью 4383 кв. м с кадастровым номером 78:20540Б:1007, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, участок 1 (напротив дома 3, литера А), для использования по техническую базу.
На основании обращения Общества Правительство приняло постановление от 09.02.2010 N 114, которым разрешило Обществу проведение изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресу: г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, - участке 1 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.) площадью 10 428 кв. м, кадастровый номер 78:40:20540Б:5 и участке 2 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.), площадью 4473 кв. м, кадастровый номер 78:40:20540Б:4 в целях определения возможности проектирования и строительства технической базы водолазного предприятия.
Распоряжениями Комитета по строительству от 02.03.2011 N 71 и 72 утверждены акты о выборе для строительства земельных участков площадью 10 370 кв. м и 4471 кв. м по адресу: Петродворцовый р-н, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, участки 1 и 2 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.). Согласно актам участки выбраны для строительства складских объектов (техническая база водолазного предприятия) Обществом как потенциальным инвестором на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813). В комплект документации входят заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
В августе 2013 года Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 19.08.2013 N 24 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении под строительство земельных участков, в отношении которых утверждены акты о выборе, приложив комплект документов.
Комитет по строительству, рассмотрев комплект документов, выявив его несоответствие составу и требованиям действующего законодательства, письмом от 23.08.2013 N 10720/13 возвратил Обществу документы на доработку. В данном письме, в частности, указано, что в соответствии с письмами Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 15.11.2012 N 2-12526-1 и 2-12527-1 испрашиваемые земельные участки 1 и 2 расположены в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участок ЗРЗ 6-2) объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (Петродворцовый район). Согласно решению Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленному без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 N 78-Г11-13, градостроительные регламенты в пределах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими. Более того, согласно письмам Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры функциональное назначение объекта капитального строительства, предусмотренного для размещения на испрашиваемых земельных участках, не соответствует функциональному назначению объекта, указанному в актах о выборе земельного участка. В границах испрашиваемого земельного участка 2 расположено временное строение, в связи с чем к документам необходимо представить заключение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга об имущественно-правовом статусе временного строения.
В письме от 23.01.2014 N 14-27782/13 Комитет по строительству повторно разъяснил Обществу обстоятельства, препятствующие принятию решения о предоставлении участков для строительства из-за отсутствия возможности определения вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков. В этом письме также отражено, что по испрашиваемым земельным участкам администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга письмами от 29.08.2012 N 18-2560/12-0-1 и от 12.12.2012 N 18-1861/12 сообщила о результатах публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории производственной зоны портового комплекса г. Ломоносова ("Военная гавань" и "Янтарь"), согласно которым предполагается использовать спорные участки для размещения на них социальных объектов отдыха, спорта, досуга, туризма, яхтенного спора. Более того, Комитет по строительству обратил внимание Общества на то, что вопрос о предоставлении земельных участков 12.12.2013 рассмотрен на совещании по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования и Комитету по строительству дано поручение определить возможность подбора Обществу альтернативного земельного участка.
Посчитав нарушенным порядок предоставления спорных земельных участков для строительства, установленный статьями 3 и 5 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом N 282-43 и Положением N 1813.
Как указано в статье 3 Закона N 282-43, решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3.1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 данной статьи.
Положением N 1813 определен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 3.15 названного Положения потенциальный инвестор обращается в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях с описью документов, подготовленных согласно пункту 3.13 Положения N 1813. Регистрация заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях производится в день поступления заявления.
В пункте 3.16 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие следующим критериям: соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
В соответствии с пунктом 3.16.1 Положения N 1813 в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней для доработки и предоставления указанных документов в соответствии с пунктами 3.13 - 3.15 названного Положения.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В пункте 2 статьи 85 ЗК РФ указано, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков); градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Следовательно, использование земельного участка, в том числе посредством осуществления на нем строительства объекта недвижимости, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, составной частью которых являются градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 820-7) утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (в приложении N 1) и режимы использования земель в границах данных зон (в приложении N 2); установлены режимы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (в разделе 2 приложения N 2), в том числе расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (в главе 2 раздела 2 приложения N 2). В состав зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга входит зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Испрашиваемые земельные участки находятся в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участок ЗРЗ 6-2) объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (Петродворцовый район).
Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10) утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие, в том числе, схему границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий, строений, сооружений (приложение N 4); границы территорий объектов культурного наследия и границы зон с особыми условиями использования территорий в части зон охраны объектов культурного наследия (приложение N 5).
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011, признаны недействующими и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Законов N 820-7 и 29-10 в части установления градостроительных регламентов и видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что на момент обращения Общества в Комитет по строительству (заявление зарегистрировано 21.08.2013) у Правительства отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельных участков и планируемых к размещению объектов капитального строительства.
Правительством, к полномочиям которого относится принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, с 2011 года осуществлялась работа по определению границ зон охраны, режимов зон охраны, градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия; по подготовке соответствующих изменений в Законы N 820-7 и 29-10, их согласованию с уполномоченными органами, экспертизе, а также последующему обсуждению проекта на публичных слушаниях.
Результатом указанной работы Правительства является Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2014 N 417-65 "О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 417-65), которым, в частности, утверждены градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (приложение N 3 к Закону N 820-7).
В соответствии со статьей 2 Закона N 417-65 названный Закон вступил в силу 13.07.2014 (опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 02.07.2014).
Оснований для применения в настоящем деле положений Закона N 417-65 не имеется, поскольку оспариваемое Обществом бездействие имело место до вступления в силу указанного закона.
При названных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что на дату обращения Общества Правительство не имело возможности принять решение о предоставлении земельных участков для целей строительства, в связи с чем оспариваемое бездействие не может быть признано незаконным.
То обстоятельство, что суд апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении указал уточненное Обществом требование как "признание незаконным бездействие Правительства, выразившееся в нарушение срока принятия решения о представлении Обществу земельных участков", не свидетельствует о незаконности принятого судом апелляционной инстанции судебного акта. Из текста постановления от 08.12.2014 следует, что апелляционным судом в порядке статьи 268 АПК РФ рассмотрено дело по требованию Общества о признании незаконным бездействия Правительства, выразившегося в нарушении порядка принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства складских объектов.
Довод подателя жалобы о том, что судами принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ, отклоняется судом кассационной инстанции. Из содержания решения от 30.06.2014 и постановления от 08.12.2014, принятых по результатам рассмотрения заявления Общества, не усматривается, что обжалуемые судебные акты приняты непосредственно о правах и обязанностях КУГИ и/или Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Санкт-Петербурга.
Утверждение подателя жалобы о том, что судебное заседание суда апелляционной инстанции проведено в отсутствие представителя Общества и суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседании ввиду внезапного заболевания представителя заявителя, кассационная инстанция считает несостоятельным.
Согласно пункту 4 статьи 158 АПК РФ отложение рассмотрения дела в отсутствие представителя одной из сторон при заявленном ходатайстве об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить явку представителя является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 4 статьи 59 АПК РФ дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.
Болезнь представителя не означает невозможности представительства при рассмотрении дела.
С учетом принципа процессуальной экономии и положений статьи 158 АПК РФ, закрепляющей право суда отложить судебное заседание при невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании, невозможность присутствия представителя Общества в судебном заседании по причине болезни не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления.
Ссылка Общества на неправомерное неприменение судами при рассмотрении данного дела норм статьей 41 и 42 ЗК РФ, 304 и 305 ГК РФ, а также статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" основана на неверном толковании положений земельного и градостроительного законодательства.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы Общество неправильно исчислило и уплатило по платежному поручению от 30.01.2015 N 15 государственную пошлину в сумме 2000 руб. вместо 1500 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу N А56-10987/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ", место нахождения: 188512, Санкт-Петербург, город Ломоносов, набережная Сидоровского канала, дом 3, ОГРН 1067847091311, ИНН 7819303875, из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 30.01.2015 N 15.
Председательствующий
Ю.А.РОДИН
Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2015 N Ф07-1354/2015 ПО ДЕЛУ N А56-10987/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. по делу N А56-10987/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Савицкой И.Г., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ" Киселева С.И. (доверенность от 14.05.2014), от правительства Санкт-Петербурга Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/28), от Комитета по строительству Краснобаева Е.И. (доверенность от 09.04.2015 N 07-125/292), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городское агентство по промышленным инвестициям" Вакула А.К. (доверенность от 12.01.2015 N 7/15), рассмотрев 23.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-10987/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ", место нахождения: 188512, Санкт-Петербург, город Ломоносов, набережная Сидоровского канала, дом 3, ОГРН 1067847091311, ИНН 7819303875 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в нарушении порядка принятия решения о предоставлении потенциальному инвестору - Обществу для строительства складских объектов (технической базы водолазного предприятия) земельных участков с кадастровыми номерами 78:40:2054002:9 и 78:40:2054002:8 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, а в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера А (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 30.06.2014 и постановление от 08.12.2014 и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены в отношении прав и обязанностей Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Санкт-Петербурга, не привлеченных к участию в деле. Более того, как считает Общество, апелляционный суд неправомерно принял обжалуемое постановление в отсутствие представителя Общества, не извещенного о результате рассмотрения его ходатайства об отложении слушания дела, а также отразил в постановлении от 08.12.2014, что заявитель, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Правительства, выразившееся в нарушении срока принятия решения о представлении испрашиваемых земельных участков. Общество также полагает, что апелляционным судом нарушены требования статьи 16 АПК РФ и принцип равноправия и состязательности сторон.
В отзыве Комитет по строительству и Правительство, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Правительства, Комитета по строительству и Учреждение возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, земельные участки площадью 10 370 кв. м и 4471 кв. м находятся в собственности Санкт-Петербурга, поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 78:40:2054002:9 (предыдущий номер 78:40:20540Б:9) и 78:40:2054002:8 (предыдущий номер 78:40:20540Б:8), разрешенное использование - для размещения складских объектов.
Часть земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, участок 1 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.) находится в пользовании Общества. По договору от 04.11.1999 N 23-ЗК000677, заключенному с КУГИ, Обществу предоставлен на условиях аренды земельный участок площадью 3500 кв. м с кадастровым номером 78:20540Б:1003 по адресу: 189510, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, под техническую базу. Согласно договору от 16.01.2006 N 23/ЗК-000933 заявителю на условиях аренды предоставлен земельный участок площадью 4383 кв. м с кадастровым номером 78:20540Б:1007, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, участок 1 (напротив дома 3, литера А), для использования по техническую базу.
На основании обращения Общества Правительство приняло постановление от 09.02.2010 N 114, которым разрешило Обществу проведение изыскательских работ на земельных участках, расположенных по адресу: г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, - участке 1 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.) площадью 10 428 кв. м, кадастровый номер 78:40:20540Б:5 и участке 2 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.), площадью 4473 кв. м, кадастровый номер 78:40:20540Б:4 в целях определения возможности проектирования и строительства технической базы водолазного предприятия.
Распоряжениями Комитета по строительству от 02.03.2011 N 71 и 72 утверждены акты о выборе для строительства земельных участков площадью 10 370 кв. м и 4471 кв. м по адресу: Петродворцовый р-н, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, участки 1 и 2 (северо-восточнее пересечения с Угольной ул.). Согласно актам участки выбраны для строительства складских объектов (техническая база водолазного предприятия) Обществом как потенциальным инвестором на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813). В комплект документации входят заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
В августе 2013 года Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 19.08.2013 N 24 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении под строительство земельных участков, в отношении которых утверждены акты о выборе, приложив комплект документов.
Комитет по строительству, рассмотрев комплект документов, выявив его несоответствие составу и требованиям действующего законодательства, письмом от 23.08.2013 N 10720/13 возвратил Обществу документы на доработку. В данном письме, в частности, указано, что в соответствии с письмами Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 15.11.2012 N 2-12526-1 и 2-12527-1 испрашиваемые земельные участки 1 и 2 расположены в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участок ЗРЗ 6-2) объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (Петродворцовый район). Согласно решению Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленному без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 N 78-Г11-13, градостроительные регламенты в пределах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими. Более того, согласно письмам Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры функциональное назначение объекта капитального строительства, предусмотренного для размещения на испрашиваемых земельных участках, не соответствует функциональному назначению объекта, указанному в актах о выборе земельного участка. В границах испрашиваемого земельного участка 2 расположено временное строение, в связи с чем к документам необходимо представить заключение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга об имущественно-правовом статусе временного строения.
В письме от 23.01.2014 N 14-27782/13 Комитет по строительству повторно разъяснил Обществу обстоятельства, препятствующие принятию решения о предоставлении участков для строительства из-за отсутствия возможности определения вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков. В этом письме также отражено, что по испрашиваемым земельным участкам администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга письмами от 29.08.2012 N 18-2560/12-0-1 и от 12.12.2012 N 18-1861/12 сообщила о результатах публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории производственной зоны портового комплекса г. Ломоносова ("Военная гавань" и "Янтарь"), согласно которым предполагается использовать спорные участки для размещения на них социальных объектов отдыха, спорта, досуга, туризма, яхтенного спора. Более того, Комитет по строительству обратил внимание Общества на то, что вопрос о предоставлении земельных участков 12.12.2013 рассмотрен на совещании по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования и Комитету по строительству дано поручение определить возможность подбора Обществу альтернативного земельного участка.
Посчитав нарушенным порядок предоставления спорных земельных участков для строительства, установленный статьями 3 и 5 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом N 282-43 и Положением N 1813.
Как указано в статье 3 Закона N 282-43, решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3.1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 данной статьи.
Положением N 1813 определен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 3.15 названного Положения потенциальный инвестор обращается в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях с описью документов, подготовленных согласно пункту 3.13 Положения N 1813. Регистрация заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях производится в день поступления заявления.
В пункте 3.16 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие следующим критериям: соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
В соответствии с пунктом 3.16.1 Положения N 1813 в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней для доработки и предоставления указанных документов в соответствии с пунктами 3.13 - 3.15 названного Положения.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В пункте 2 статьи 85 ЗК РФ указано, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков); градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Следовательно, использование земельного участка, в том числе посредством осуществления на нем строительства объекта недвижимости, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, составной частью которых являются градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 820-7) утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (в приложении N 1) и режимы использования земель в границах данных зон (в приложении N 2); установлены режимы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (в разделе 2 приложения N 2), в том числе расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (в главе 2 раздела 2 приложения N 2). В состав зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга входит зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Испрашиваемые земельные участки находятся в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участок ЗРЗ 6-2) объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (Петродворцовый район).
Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10) утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие, в том числе, схему границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий, строений, сооружений (приложение N 4); границы территорий объектов культурного наследия и границы зон с особыми условиями использования территорий в части зон охраны объектов культурного наследия (приложение N 5).
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011, признаны недействующими и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Законов N 820-7 и 29-10 в части установления градостроительных регламентов и видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что на момент обращения Общества в Комитет по строительству (заявление зарегистрировано 21.08.2013) у Правительства отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемых земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельных участков и планируемых к размещению объектов капитального строительства.
Правительством, к полномочиям которого относится принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, с 2011 года осуществлялась работа по определению границ зон охраны, режимов зон охраны, градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия; по подготовке соответствующих изменений в Законы N 820-7 и 29-10, их согласованию с уполномоченными органами, экспертизе, а также последующему обсуждению проекта на публичных слушаниях.
Результатом указанной работы Правительства является Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2014 N 417-65 "О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 417-65), которым, в частности, утверждены градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (приложение N 3 к Закону N 820-7).
В соответствии со статьей 2 Закона N 417-65 названный Закон вступил в силу 13.07.2014 (опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 02.07.2014).
Оснований для применения в настоящем деле положений Закона N 417-65 не имеется, поскольку оспариваемое Обществом бездействие имело место до вступления в силу указанного закона.
При названных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что на дату обращения Общества Правительство не имело возможности принять решение о предоставлении земельных участков для целей строительства, в связи с чем оспариваемое бездействие не может быть признано незаконным.
То обстоятельство, что суд апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении указал уточненное Обществом требование как "признание незаконным бездействие Правительства, выразившееся в нарушение срока принятия решения о представлении Обществу земельных участков", не свидетельствует о незаконности принятого судом апелляционной инстанции судебного акта. Из текста постановления от 08.12.2014 следует, что апелляционным судом в порядке статьи 268 АПК РФ рассмотрено дело по требованию Общества о признании незаконным бездействия Правительства, выразившегося в нарушении порядка принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства складских объектов.
Довод подателя жалобы о том, что судами принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ, отклоняется судом кассационной инстанции. Из содержания решения от 30.06.2014 и постановления от 08.12.2014, принятых по результатам рассмотрения заявления Общества, не усматривается, что обжалуемые судебные акты приняты непосредственно о правах и обязанностях КУГИ и/или Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Санкт-Петербурга.
Утверждение подателя жалобы о том, что судебное заседание суда апелляционной инстанции проведено в отсутствие представителя Общества и суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседании ввиду внезапного заболевания представителя заявителя, кассационная инстанция считает несостоятельным.
Согласно пункту 4 статьи 158 АПК РФ отложение рассмотрения дела в отсутствие представителя одной из сторон при заявленном ходатайстве об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить явку представителя является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 4 статьи 59 АПК РФ дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.
Болезнь представителя не означает невозможности представительства при рассмотрении дела.
С учетом принципа процессуальной экономии и положений статьи 158 АПК РФ, закрепляющей право суда отложить судебное заседание при невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании, невозможность присутствия представителя Общества в судебном заседании по причине болезни не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления.
Ссылка Общества на неправомерное неприменение судами при рассмотрении данного дела норм статьей 41 и 42 ЗК РФ, 304 и 305 ГК РФ, а также статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" основана на неверном толковании положений земельного и градостроительного законодательства.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы Общество неправильно исчислило и уплатило по платежному поручению от 30.01.2015 N 15 государственную пошлину в сумме 2000 руб. вместо 1500 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу N А56-10987/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭКОЛБАЛТ", место нахождения: 188512, Санкт-Петербург, город Ломоносов, набережная Сидоровского канала, дом 3, ОГРН 1067847091311, ИНН 7819303875, из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 30.01.2015 N 15.
Председательствующий
Ю.А.РОДИН
Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)