Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2014 N 17АП-10199/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-7366/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. N 17АП-10199/2014-ГК

Дело N А50-7366/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л.Паньковой,
судей Ю.А.Голубцовой, В.Ю.Дюкина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "РИВА Групп": Челпанова А.А., доверенность от 09.07.2014,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: Чернышева М.Н., доверенность от 05.06.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 июня 2014 года
по делу N А50-7366/2014,
принятое судьей Н.В.Гусельниковой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИВА ГРУПП" (ОГРН 1045900526319, ИНН 5904116720)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РИВА групп" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 07.02.2014 N И-21-01-09-2077 об отказе в оформлении акта выбора земельного участка примерной площадью 24 528 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - медицинского центра южнее ул. Лянгасова, 69а в Орджоникидзевском районе г. Перми; обязании Департамента выдать акт о выборе земельного участка примерной площадью 24 528 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта медицинского центра южнее ул. Лянгасова, 69а в Орджоникидзевском районе г. Перми.
Решением суда от 16.06.2014 требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенное в письме N И-21-01-09-2077 от 07.02.2014, как противоречащее ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность обеспечить выбор обществу с ограниченной ответственностью "РИВА групп" земельного участка, оформив акт о выборе земельного участка для строительства, а также совершить действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ. С Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "РИВА групп" взыскана госпошлина 2 000 руб.
Заинтересованное лицо с решением суда от 16.06.2014 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Департамент указывает на то, что в производстве суда находится пять заявлений ООО "РИВА групп" о выборе земельного участка, поэтому имеются сомнения в намерении и реальной возможности заявителя осуществить строительство всех объектов. В настоящее время в силу действующего законодательства для данной цели земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах. Также Департамент указывает, что в отношении спорного земельного участка в Департамент поступало заявление ИП Бродниковой А.Л. о выборе земельного участка под строительство магазина, рассмотрение которого также находится в Арбитражном суде Пермского края (дело N А50-8047/2014). Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-16931/2013 на Департамент возложена обязанность выдать акт о выборе земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта - сооружения физкультурно-оздоровительной организации на земельном участке, находящемся по ул. Лянгасова (с южной стороны дома N 69а по ул. Лянгасова) в Орджоникидзевском районе г. Перми, примерной площадью 13 933 кв. м 19.11.2013 Департаментом выдан акт N 1443 о выборе земельного участка.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указал на то, что заключения, положенные в основу обжалуемого отказа не могли быть приняты Департаментом во внимание, заключения функциональных и территориального органов не согласуются с нормами действующего законодательства, не содержат ссылок на нормы права, в связи с чем отказ департамента является незаконным. Расположение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования не подтверждено какими-либо доказательствами, как и отсутствуют доказательства наложения спорного участка на красные линии. Местоположение земельного участка и его площадь может быть откорректированы с учетом градостроительной документации, поэтому возможное частичное расположение испрашиваемого земельного участка за пределами красных линий не может препятствовать принятию решения о возможности выбора земельного участка и проведению последующей процедуры. Доводы о наличии в производстве суда нескольких заявлений ООО "РИВА групп" о выборе земельного участка не имеет правового значения для настоящего дела и не свидетельствует о незаконности решения. Ссылка департамента на необходимость предоставления земельного участка исключительно на торгах по причине внесения изменений в Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми и прекращения действия п. 4.2 Положения является ошибочной. Наличие в производстве арбитражного суда заявления Бродниковой А.Л. не свидетельствует о нарушении решением суда принципа сочетания интересов общества и конкретных граждан, не нарушает принципов публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка. Выдача акта выбора земельного участка, расположенного вблизи участка испрашиваемого заявителем, не является основанием для отмены судебного акта и не свидетельствует о законность отказа Департамента.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.12.2013 ООО "РИВА групп" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - медицинский центр, по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район ул. Лянгасова, 69а на земельном участке площадью 24 528 кв. м.
Письмом от 07.02.2014 N И-21-01-09-2077 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка со ссылкой на отрицательные заключения функциональных и территориального органов администрации:
- согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми земельный участок расположен на территории общего пользования, которой в соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утверждены решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (ред. от 19.11.2013) беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (красные линии утверждены постановлением администрации г. Перми от 16.04.2008 N 264)
- Управление здравоохранения объект не имеет общественного значения для городского округа и не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (ред. от 22.10.2013)
- администрация Орджоникидзевского района в заключении указала о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Заявитель, полагая, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, правомерно исходил из нижеследующего.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2 названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с п. 3.1 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 10 календарных дней с даты регистрации заявления устанавливает наличие (отсутствие) прав третьих лиц на земельные участки, расположенные в границах территории, являющейся местом размещения объекта, указанного в заявлении, наличие (отсутствие) задолженности по арендной плате за земельные участки, арендатором которых является (являлся) заявитель. В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
В соответствии с п. 3.1.3 Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2 настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в управление здравоохранения администрации города Перми - в случае строительства объектов здравоохранения, имеющих общественное значение для городского округа.
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 4.2 предусмотрено, что Департамент земельных отношений в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в пункте 4.1 настоящего Регламента оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования, подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю.
В силу п. 4.3 Департамент принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка с указанием условий, содержащихся в заключениях следующих функциональных и территориальных органов: Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми (УЭиП), Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ДГА), Управление внешнего благоустройства администрации города Перми (УВБ), Департамент образования администрации города Перми (ДО), Управление здравоохранения администрации города Перми (УЗ), Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми (ДКиМП), Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми (КФКиС), территориального органа, на территории которого находится место размещения объекта, в случае выбора земельного участка для строительства объектов социально-культурного назначения, имеющих общественное значение для городского округа.
Как следует из заключения ДГА, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1 - Зона многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше. В соответствии Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, основными видами разрешенного использования в зоне Ж-1 являются, в том числе и амбулаторно-поликлинические учреждения.
Судом первой инстанции правомерно не принята во внимание ссылка Департамента на отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, согласно которому постановлением администрации города Перми от 20.12.2010 N 880 утвержден проект межевания территории, ограниченной ул. Академика Веденеева, ул. Льва Лаврова, ул. Кронита, ул. Ставропольской, ул. Зюкайской, ул. Косякова, ул. Волховской, ул. Качканарской, ул. Плановой, ул. Краснослудской, ул. Усинской, ул. Хохловской, ул. Лянгасова в жилом районе Молодежный Орджоникидзевского района города Перми.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно проекту межевания территории испрашиваемый земельный участок (N 16) площадью 33 493 кв. м образуется из свободных городских земель, конкретное назначение которых не определено "Для целей строительства, согласно разрешенных видов использования по зонированию".
Из материалов дела следует, что заявителем испрашивается земельный участок площадью 24 528 кв. м.
Суд первой инстанции, учитывая назначение предполагаемого к строительству объекта (медицинский центр), пришел к верному выводу о соответствии назначения заявленного к строительству объекта на испрашиваемом земельном участке установленным градостроительным регламентам.
Кроме того, верен вывод суда первой инстанции о том, что при наличии положительных заключений иных функциональных органов (УВБ, УЭиП), а также того, что градостроительная зона испрашиваемого земельного участка предусматривает возможность размещения на спорном земельном участке амбулаторно-поликлинического учреждения, заключение УЗ об отсутствии общественного значения не основывается на нормах земельного законодательства и является незаконным.
Заключение администрации Орджоникидзевского района также правомерно не принято во внимание судом первой инстанции, поскольку не содержит обоснований невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
При изложенных обстоятельствах оснований для отказа в оформления акта о выборе земельного участка у Департамента земельных отношений администрации города Перми не имелось.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, в настоящий момент не проведена публикация, что свидетельствует об отсутствии информирования населения и как следствие выявление иных лиц, заинтересованных в спорном земельном участке. При наличии нескольких таких заявок предоставление земельного участка должно проводиться в ином порядке.
Ссылка Департамента на иные заявления в отношении спорного земельного участка апелляционным судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для оспариваемого отказа.
Следует отметить, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ссылка Департамента на изменение п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 в настоящий момент значения не имеет, поскольку для его исполнения в соответствии с п. 2 данного решения разработан правовой акт, направленный на создание механизма реализации настоящего решения: Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, которым регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Вместе с тем, заявление ООО "РИВА групп" согласно установленному Регламенту не рассмотрено, поэтому судом первой инстанции правомерно в порядке устранения нарушения прав заявителя на Департамент возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка, оформив акт о выборе земельного участка для строительства, а также совершить действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ.
Кроме того, п. 4.2 вышеуказанного Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми признан утратившим силу в соответствии с решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11, которое было опубликовано в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" 07.02.2014, то есть в день принятия ДЗО спорного решения.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно применил п. 4.2 Положения в редакции, действующей в период действия спорных правоотношений.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Каких-либо доводов, которые явились бы основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явились бы основанием для отмены либо изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2014 по делу N А50-7366/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА

Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)