Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-17605/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N А41-17605/13


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания Масаевым З.Х.
при участии в заседании:
от заявителя индивидуального предпринимателя Жуковой Елены Казимировны - Жукова Е.К., лично, паспорт; Ильин Б.В., представитель по доверенности от 11.09.2013 N 1
от заинтересованного лица Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" - Воротильникова И.И., представитель по доверенности от 26.01.2013 N 2
от третьих лиц:
от Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области - Соломко Е.В., представитель по доверенности от 12.08.2013
от Муниципального учреждения "Совет депутатов городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области" - Соломко Е.В., представитель по доверенности от 08.08.2013 N 92,
представители третьих лиц Государственного унитарного предприятия Московской области "Мособлгаз" и Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, извещены, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области и Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2013 года по делу N А41-17605/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению индивидуального предпринимателя Жуковой Елены Казимировны к Муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", с участием третьих лиц: Администрация городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, Муниципальное учреждение "Совет депутатов городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области", Государственного унитарного предприятия Московской области "Мособлгаз", Министерства имущественных отношений Московской области о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании предоставить в аренду земельный участок

установил:

Индивидуальный предприниматель Жукова Елена Казимировна (далее - ИП Жукова Е.К., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее - Администрация муниципального района) о признании незаконными действий Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", в котором просила:
- - признать незаконными действия Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду ИП Жуковой Е.К. земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070501:337, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка Возрождение, (через дорогу), категории земель - земли населенных пунктов;
- - об обязании Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" принять решение о предоставлении ИП Жуковой Е.К. в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070501:337, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка Возрождение, (через дорогу), категория земель - "земли населенных пунктов", для строительства торгового центра по продаже товаров для детей (л.д. 5-6 т. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены полностью (л.д. 124-127 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" и Администрация городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили указанное решение отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права.
В обоснование своей апелляционной жалобы Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" ссылается на отсутствие доказательств наличия у предпринимателя исключительного права на приобретения права аренды на спорный земельный участок (л.д. 22-24 т. 2).
Апелляционная жалоба Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области обоснована отсутствием спора на момент вынесения решения суда первой инстанции, поскольку решением Воскресенского городского суда от 28.03.2013 признано недействующим решение Совета депутатов муниципального образования "Городское поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области" от 14.01.2013 N 431/63 "Об утверждении генерального плана городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области" (л.д. 2-4 т. 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области и Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель и ее представитель в судебном заседании возражали по доводам апелляционных жалоб, представили суду отзыв, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Муниципального учреждения "Совет депутатов городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области" поддержал доводы заявителей апелляционных жалоб.
Представители третьих лиц Государственного унитарного предприятия Московской области "Мособлгаз", Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились. Судебное заседание проведено в порядке статьи 153 АПК РФ в отсутствие представителей Государственного унитарного предприятия Московской области "Мособлгаз", Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц Государственного унитарного предприятия Московской области "Мособлгаз", Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 05 июля 2005 года Земельной комиссией при Администрации муниципального района составлен акт выбора земельного участка, предоставляемого ИП Жуковой Е.К. в аренду, площадью 1200 кв. м, категория земель - земли поселений, под строительство торгового центра по продаже товаров для детей, расположенного в г. Воскресенск, напротив рынка "Возрождение" (через дорогу).
Постановлением Администрацией муниципального района от 31.01.2006 г. N 73 ИП Жуковой Е.К. было предварительно согласовано место размещения объекта: торгового центра товаров для детей в г. Воскресенск, севернее д. 28 по улице Менделеева. Указанным постановлением был утвержден акт от 05.07.2005 г. о выборе земельного участка площадью 1200 кв. м для строительства гражданкой Жуковой Е.К. торгового центра товаров для детей по адресу г. Воскресенск, севернее д. 28 по улице Менделеева, из земель городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района, категория земель - земли поселений.
Постановлением Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 04.04.2007 N 430, ИП Жуковой Е.К. разрешено проектирование торгового центра по продаже товаров для детей по ул. Колина, г. Воскресенска. Также данным постановлением на ИП Жукову Е.К. возложена обязанность разработать и согласовать в установленном порядке проектную документацию на строительство объекта; получить заключение по проектной документации в ГУ МО "Мособлэкспертиза", после чего оформить в администрации Воскресенского муниципального района разрешение на строительство объекта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2011 года по делу N А41-19334/11, оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2011 года и Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2012 года, удовлетворены требования Жуковой Е.К. к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50:29:0070101, площадью 1200 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка возрождения (через дорогу), категория земель - земли населенных пунктов, с целью дальнейшего предоставления в аренду для строительства торгового центра по продаже товаров для детей и обязании утвердить указанную схему.
Постановлением Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 10.08.2012 года N 2153 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50629:0070101, по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка Возрождение (через дорогу)" гражданке Жуковой Е.К. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал N 50:29:0070101, площадью 1200 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка "Возрождение", категория земель - земли населенных пунктов, с целью дальнейшего предоставления в аренду для строительства торгового центра по продаже товаров для детей.
Испрашиваемый предпринимателем земельный участок был поставлен на кадастровый учет 06.12.2012 года с присвоением кадастрового номера 50:29:0070501:337, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 02.07.2013 года.
Согласно уведомлению от 26.06.2013 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0070501:337.
Как установлено судом, 13.12.2012 года ИП Жукова Е.К. обратилась с заявлением в Администрацию Воскресенского муниципального района, в котором просила подготовить постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070501:337, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка "Возрождение" (через дорогу), для строительства торгового центра по продаже товаров для детей в аренду сроком на 20 лет.
Письмом от 14.01.2013 года Администрация муниципального района отказала ИП Жуковой Е.К. в предоставлении спорного земельного участка, ссылаясь на то, что в соответствии с генеральным планом городского поселения Воскресенск испрашиваемый земельный участок входит в рекреационную зону.
Посчитав, что действия МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", а именно отказ в предоставлении земельного участка в аренду, нарушают законные права и интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Московской области с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из соблюдения предпринимателем при обращении с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка всех требований действующего земельного законодательства, необходимых для предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
Из содержания части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что при обращении в Администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, предпринимателем были соблюдены все требования действующего земельного законодательства, необходимые для предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов.
Отказывая ИП Жуковой Е.К. в удовлетворении ее заявления о предоставлении в аренду земельного участка, МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" сослалось на то, что в соответствии с генеральным планом городского поселения Воскресенск испрашиваемый земельный участок входит в рекреационную зону.
Согласно решению Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области от 14.01.2013 N 431/63 "Об утверждении Генерального плана городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области" испрашиваемый земельный участок был отнесен к зоне рекреации.
Между тем, решением Воскресенского городского суда Московской области от 28 марта 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Московского областного суда от 14 августа 2013 года, признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области от 14.01.2013 N 431/63 "Об утверждении Генерального плана городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области" в части утверждения генерального плана городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области.
С учетом изложенного, у Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" отсутствовали основания для отказа ИП Жуковой Е.К. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с чем оспариваемые действия являются незаконными.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ИП Жуковой Е.К. об обязании Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" принять решение о предоставлении ИП Жуковой Е.К. в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070501:337, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка Возрождение, (через дорогу), категория земель - "земли населенных пунктов", для строительства торгового центра по продаже товаров для детей.
Изложенный в апелляционной жалобе довод Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" о правомерности оспариваемого отказа ввиду того, что проектом генерального плана городского поселения Воскресенск спорный земельный участок продолжает относится к рекреационной зоне, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку проект генерального плана не является нормативным правовым актом, а, следовательно, сам по себе не порождает какие-либо права и обязанности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы Администрации городского поселения Воскресенск на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, а именно рассмотрены требования Индивидуального предпринимателя Жуковой Е.К. без учета уточнений, поданных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку документально не подтверждены.
В ходе судебного разбирательства установлено, а также подтверждено индивидуальным предпринимателем Жуковой Е.К. и ее представителем, что 02 октября 2013 года в адрес лиц, участвующих в деле были направлены копии заявления от 12 апреля 2013 года по настоящему делу с приложениями, определений Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2013 года и от 15 августа 2013 года и ходатайство от 02 октября 2013 года об уточнении заявленных требований.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Индивидуальный предприниматель Жукова Е.К. указала, что ходатайство об уточнении содержало следующие требования:
- "- признать незаконными действия Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", выразившиеся в отказе предоставить в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:29:0070501:337, площадью 1200 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка Возрождения (через дорогу), категория земель - земли населенных пунктов, для строительства торгового центра по продаже товаров для детей;
- - обязать Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" предоставить индивидуальному предпринимателю Жуковой Елене Казимировне в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:29:0070501:337, площадью 1200 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, г. Воскресенск, напротив рынка Возрождения (через дорогу), категория земель - земли населенных пунктов, для строительства торгового центра по продаже товаров для детей".
Между тем в материалах дела данное ходатайство об уточнении заявленных требований от 02 октября 2013 года не содержится.
На л.д. 88-100 тома 1 имеются письма с отметками о получении Министерством имущественных отношений Московской области, Муниципальным учреждением "Совет депутатов городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области", ГУП МО "Мособлгаз", Администрацией городского поселения Воскресенск копии заявления Жуковой Е.К. от 12 апреля 2013 года по настоящему делу с приложениями, определений Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2013 года и от 15 августа 2013 года и ходатайства от 02 октября 2013 года об уточнении заявленных требований.
Однако само ходатайство от 02 октября 2013 года об уточнении заявленных требований, адресованное в Арбитражный суд Московской области, в материалах дела отсутствует.
Протокол судебного заседания Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2013 года также не содержит сведений о том, что Индивидуальным предпринимателем Жуковой Е.К. и ее представителем заявлялось ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда Индивидуальный предприниматель Жукова Е.К. и ее представитель пояснили, что ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции ими не заявлялось.
Таким образом, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2013 года по делу N А41-17605/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Е.Н.ВИТКАЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)