Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Армада-А" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2015 года, принятое судьей Уваровым А.О., по делу N А41-6829/15 по заявлению ООО "Армада-А" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об оспаривании отказа, обязании совершить определенные действия, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
- от заявителя - Алесенко С.А. по доверенности N 26 от 27.01.2015;
- от заинтересованного лица, третьего лица - не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Армада-А" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее также - заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду ООО "Армада-А" земельных участков:
- площадью 26 011 +/- 56 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102Б, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:216;
- площадью 23 934 +/- 54 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:217;
- - обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области, в течение 30 дней, после вступления решения суда в законную силу подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды, сроком действия на 25 лет, на земельные участки:
- площадью 26 011 +/- 56 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102Б, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:216;
- площадью 23 934 +/- 54 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:217.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2015 года по делу N А41-6829/15 требования удовлетворены в части признания незаконным отказа администрации в предоставлении истцу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217, изложенного в письме N 223/1019 юр от 12.02.2015, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Армада-А", в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявления, требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений со стороны истца и ответчика законность и обоснованность решения суда проверяется апелляционным судом в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении требований об обязании подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды испрашиваемых земельных участков.
Представитель ООО "Армада-А" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Армада-А" в феврале 2013 года обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельных участков, для размещения площадки хранения автотранспорта, с местоположением: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово.
Постановлениями Главы городского поселения Кубинка Одинцовского района Московской области, N 1075 и N 1076 от 03.12.2013, за заявителем были зарезервированы адреса земельных участков, с видом использования - для размещения площадки хранения автотранспорта: площадью 26 011 кв. м - Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, районе деревни Акулово, участок 102Б. и площадью 23 934 кв. м - Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А.
Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 1044 от 23.06.2014, утверждены схемы расположения спорных земельных участков.
Испрашиваемые земельные участки 17.07.2014 и 18.07.2014 были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217.
Заявителем было направлено письмо от 26.09.2014 (вх. 13678 ю/р) руководителю Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с просьбой о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельных участков:
- - площадью 26 011 +/- 56 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102Б, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:216;
- - площадью 23934 +/- 54 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:217.
Письмом N 2.23/1019юр от 02.02.2015 Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, сообщила заявителю, что по результатам рассмотрения обращения ООО "Армада-А" в отношении предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков принято решение об отказе в связи с отсутствием муниципальных нужд в благоустройстве и размещении площадки хранения автотранспорта, в соответствии с градостроительной документацией.
Полагая, что указанное решение администрации нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в суд.
В порядке части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли обжалуемый акт, совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ администрации в предоставлении земельного участка по мотиву нецелесообразности не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду ООО "Армада-А" земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217, изложенного в письме от 02.02.2015 N 2.23/1019 юр.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Между тем, в удовлетворении требований в части обязания Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды сроком действия на 25 лет на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217 правомерно отказано судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Согласно статьям 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с учетом абзаца второго пункта 1 Порядка прохождения документов, согласно которому предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. Тем более не допускается произведение публичной информации после постановки земельного участка на кадастровый учет.
Указанная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации распространяется и на случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Сообщение о планируемом предоставлении заявителю в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217 для целей размещения площадки для хранения автотранспорта сроком на 25 лет опубликовано 06.11.2014 в газете "Одинцовская неделя", то есть после формирования и постановке на кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, что является нарушением требований земельного законодательства по срокам информирования и по содержанию.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что была нарушена установленная законном последовательность действий по предоставлению земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка без подготовки и заблаговременной публикации информации о предоставляемом земельном участке, не соответствуют положениям абзаца 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2015 N А41-43251/14.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды испрашиваемых земельных участков.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2015 по делу N А41-6829/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2015 N 10АП-4425/2015 ПО ДЕЛУ N А41-6829/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N А41-6829/15
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Армада-А" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2015 года, принятое судьей Уваровым А.О., по делу N А41-6829/15 по заявлению ООО "Армада-А" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об оспаривании отказа, обязании совершить определенные действия, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
- от заявителя - Алесенко С.А. по доверенности N 26 от 27.01.2015;
- от заинтересованного лица, третьего лица - не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Армада-А" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее также - заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду ООО "Армада-А" земельных участков:
- площадью 26 011 +/- 56 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102Б, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:216;
- площадью 23 934 +/- 54 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:217;
- - обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области, в течение 30 дней, после вступления решения суда в законную силу подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды, сроком действия на 25 лет, на земельные участки:
- площадью 26 011 +/- 56 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102Б, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:216;
- площадью 23 934 +/- 54 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:217.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2015 года по делу N А41-6829/15 требования удовлетворены в части признания незаконным отказа администрации в предоставлении истцу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217, изложенного в письме N 223/1019 юр от 12.02.2015, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Армада-А", в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявления, требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений со стороны истца и ответчика законность и обоснованность решения суда проверяется апелляционным судом в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении требований об обязании подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды испрашиваемых земельных участков.
Представитель ООО "Армада-А" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Армада-А" в феврале 2013 года обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельных участков, для размещения площадки хранения автотранспорта, с местоположением: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово.
Постановлениями Главы городского поселения Кубинка Одинцовского района Московской области, N 1075 и N 1076 от 03.12.2013, за заявителем были зарезервированы адреса земельных участков, с видом использования - для размещения площадки хранения автотранспорта: площадью 26 011 кв. м - Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, районе деревни Акулово, участок 102Б. и площадью 23 934 кв. м - Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А.
Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 1044 от 23.06.2014, утверждены схемы расположения спорных земельных участков.
Испрашиваемые земельные участки 17.07.2014 и 18.07.2014 были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217.
Заявителем было направлено письмо от 26.09.2014 (вх. 13678 ю/р) руководителю Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с просьбой о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельных участков:
- - площадью 26 011 +/- 56 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102Б, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:216;
- - площадью 23934 +/- 54 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, в районе деревни Акулово, участок 102А, с категорией земли: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения площадки хранения автотранспорта, кадастровый номер: 50:20:0100405:217.
Письмом N 2.23/1019юр от 02.02.2015 Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, сообщила заявителю, что по результатам рассмотрения обращения ООО "Армада-А" в отношении предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков принято решение об отказе в связи с отсутствием муниципальных нужд в благоустройстве и размещении площадки хранения автотранспорта, в соответствии с градостроительной документацией.
Полагая, что указанное решение администрации нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в суд.
В порядке части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли обжалуемый акт, совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ администрации в предоставлении земельного участка по мотиву нецелесообразности не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в аренду ООО "Армада-А" земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217, изложенного в письме от 02.02.2015 N 2.23/1019 юр.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Между тем, в удовлетворении требований в части обязания Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды сроком действия на 25 лет на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217 правомерно отказано судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Согласно статьям 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с учетом абзаца второго пункта 1 Порядка прохождения документов, согласно которому предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. Тем более не допускается произведение публичной информации после постановки земельного участка на кадастровый учет.
Указанная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации распространяется и на случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Сообщение о планируемом предоставлении заявителю в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0100405:216, 50:20:0100405:217 для целей размещения площадки для хранения автотранспорта сроком на 25 лет опубликовано 06.11.2014 в газете "Одинцовская неделя", то есть после формирования и постановке на кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, что является нарушением требований земельного законодательства по срокам информирования и по содержанию.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что была нарушена установленная законном последовательность действий по предоставлению земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка без подготовки и заблаговременной публикации информации о предоставляемом земельном участке, не соответствуют положениям абзаца 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2015 N А41-43251/14.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании подготовить постановление и заключить с ООО "Армада-А" договор аренды испрашиваемых земельных участков.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2015 по делу N А41-6829/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)