Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.03.2014 ПО ДЕЛУ N 2-7/2014, 33-203/2014

Требование: Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В результате проверки на территории муниципального образования обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N 2-7/2014, 33-203/2014


Судья Ярославцева Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бирючковой О.А., Кречетова А.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Ольский район", администрации Магаданской области, департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,
по апелляционным жалобам правительства (администрации) Магаданской области, департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области на решение Ольского районного суда от 10 января 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения представителя правительства Магаданской области С. и представителя департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области К., поддержавших апелляционные жалобы, объяснения прокурора Зариповой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

установила:

Прокурор Ольского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Ольский район" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на территории муниципального образования "Ольский район", расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки на территории муниципального образования "Ольский район" обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Со ссылкой на положения статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" полагал, что полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на землях, входящих в состав соответствующего муниципального образования, отнесены к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.
Администрация муниципального образования "Ольский район" ненадлежащим образом исполняет обязанность по благоустройству, сбору мусора, бытовых отходов на территории <адрес>, не принимает своевременных мер по ликвидации несанкционированной свалки, чем нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 16 декабря 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Магаданской области, а также департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее по тексту - Департамент лесного хозяйства).
Решением Ольского районного суда от 10 января 2014 года исковые требования удовлетворены частично: на Департамент лесного хозяйства возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на территории муниципального образования "Ольский район", расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ольского района к администрации муниципального образования "Ольский район", администрации Магаданской области отказано.
Не согласившись с решением суда Департамент лесного хозяйства и правительство (администрация) Магаданской области подали апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить и принять по делу новое решение.
Департамент лесного хозяйства в обоснование жалобы указывает, что суд возложил на него обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, однако Департамент лесного хозяйства не наделен полномочиями по охране окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Со ссылкой на положения статей 11, 14 и 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", статьи 22 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункт 3.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 05 августа 1988 года N 4690-88, полагает, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, отнесены к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Считает, что судом неправильно применены нормы Лесного кодекса Российской Федерации и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ N 414 от 29 июня 2007 года, не изучен вопрос организации вывоза бытовых отходов из расположенного вблизи от несанкционированной свалки поселка Янский.
Правительство (администрация) Магаданской области в обоснование поданной жалобы приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Департамента лесного хозяйства.
Представитель администрации муниципального образования "Ольский район", извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, причины неявки суду не сообщил. На основании части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав пояснения участвующих лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела на земельном участке, входящем в состав территории муниципального образования "Ольский район" с географическими координатами: широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> находится несанкционированная свалка бытовых отходов.
Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из положений пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действуют принятые постановлением Правительства Российской Федерации N <...> от <дата> Правила санитарной безопасности в лесах.
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно пункту 66 указанного Руководства при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий (п. п. 67, 68 Руководства).
Положением о Департаменте лесного хозяйства установлено, что данный Департамент является исполнительным органом государственной власти, реализующим государственную политику, в том числе и в сфере обеспечения охраны и защиты лесов (пункт 1.1 Положения).
К полномочиям Департамента лесного хозяйства относится организация охраны лесов, их защита, осуществление мероприятий по охране и защите лесов (пункты 3.8, 3.21 Положения).
Пунктом 3.32 Положения установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент лесного хозяйства имеет право направлять материалы о нарушениях действующего законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суды и арбитражные суды, предъявлять в установленном порядке в суд и арбитражный суд иски в защиту государственных и общественных интересов, в том числе о возмещении ущерба за вред, причиненный лесам и о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при купле-продаже лесных насаждений и иным вопросам.
Лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов относится к федеральной собственности, в связи с чем, именно Департамент лесного хозяйства в силу приведенных норм должен организовать их охрану и защиту лесов на данном участке, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Департамент лесного хозяйства является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Доводы апелляционных жалоб о наличии у органа местного самоуправления в силу положений Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 05 августа 1988 года N 4690-88, части 1 статьи 12 Устава муниципального образования обязанности ликвидировать несанкционированную свалку судебная коллегия по гражданским делам признает несостоятельными в связи со следующим.
Действительно, согласно указанным в апелляционных жалобах нормативно-правовым актам обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Вместе с тем данные нормы права являются общими и подлежат применению с учетом специальных норм, регулирующих спорные отношения, принимая во внимание специфику земельных участков (в данном случае лесной участок) и их принадлежность (в данном случае участок находится в федеральной собственности).
Согласно специальным нормам, подлежащим применению в рассматриваемом деле, а именно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, пункту 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, обязанность по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не на органы местного самоуправления.
Доводы апелляционных жалоб о неправильном применении судом норм права основаны на неверном толковании закона.
Иные доводы апелляционных жалоб правового значения для рассмотрения данного спора не имеют.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования и возлагая на Департамент лесного хозяйства обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, суд не учел, что в соответствии с приведенными выше нормами права в полномочия Департамента входит организация ликвидации несанкционированной свалки, а не ее непосредственная ликвидация.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым внести редакционные изменения в резолютивную часть обжалуемого решения суда, указав на возложение на Департамент лесного хозяйства обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки, а не ликвидировать данную свалку.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ольского районного суда от 10 января 2014 года изменить, изложив первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
обязать департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории муниципального образования "Ольский район", расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...> - широта <...>, долгота <...>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области и правительства (администрации) Магаданской области - без удовлетворения.

Судья
Магаданского областного суда
А.А.КРЕЧЕТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)