Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Виноградовой Л.Ф., Макарова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ноздрин И.А. (паспорт, доверенность от 15.10.2013),
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ООО "Траст М",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 июля 2014 года
по делу N А50-8419/2014,
принятое судьей Вихниной М.А.,
по заявлению ООО "Траст М" (ОГРН 1135903002850, ИНН 5903106952)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми,
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "Траст М" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (ответчик) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным; об обязании устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения о возможности предоставления в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью около 820 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 20 для размещения модульного некапитального объекта бытового обслуживания населения, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В соответствии со ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми.
Решением суда от 21.07.2014 (резолютивная часть от 14.07.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда 21.07.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вид деятельности заявителя соответствует цели, под которую испрашивается земельный участок - для размещения модульного некапитального объекта бытового обслуживания населения. Доказательств ограничения использования испрашиваемого земельного участка, несоответствия нормативам градостроительного проектирования или техническим регламентам ответчиком не представлено. Заявитель считает, что изменения, внесенные в Порядок предоставления земельных участков, не подлежат применению, поскольку отношения сторон по предоставлению спорного земельного участка возникли 23.01.2014.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на отрицательные заключения функциональных органов. Кроме того, ответчик указывает, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно по причине несоответствия проекту межевания, утвержденному постановлением администрации г. Перми от 10.10.2011 N 583.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми против доводов апелляционной жалобы также возражает, поддерживает доводы отзыва ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 23.01.2014 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 820 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, д. 20, на срок 4 года 11 мес. для размещения модульного некапитального объекта бытового обслуживания с приложением схемы расположения земельного участка.
Решением от 17.03.2014 ответчик отказал в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на отрицательные заключения функциональных органов и указав, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническим регламентом запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
Согласно п. 1.7 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
Из пункта 1.6.1 Порядка N 260 (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 130) следует, что предоставление земельного участка невозможно, если, в частности,
- испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц (п. 1.61.1);
- имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей (п. 1.61.11);
- испрашиваемый земельный участок либо его часть находятся в границах существующих автомобильных дорог или автомобильных дорог и улиц, в отношении которых принято решение по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (п. 1.61.13).
Согласно заключениям Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми, Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для целей, не связанных со строительством (в аренду) на срок 4 года 11 месяцев.
При этом в заключении Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми указано, что размещение модульного некапитального объекта бытового обслуживания предполагается на землях общего пользования (тротуар).
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 4.1.12 решения Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми" установлено, что на территории города Перми запрещается препятствовать проходу пешеходов по тротуарам, пешеходным мостикам, подземным пешеходным переходам.
Согласно представленным в материалы дела копии проекта планировки и проекта межевания территории, Дзержинского района г. Перми испрашиваемый земельный участок (N 47) расположен на асфальтовом покрытии (отмечен буквой "А") непосредственно перед баней (смежный земельный участок N 45), иного подъезда (подхода) к зданию бани не указано.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции, Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории г. Перми, является нормативным правовым актом, принятым Пермской городской Думой.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному кодексу, федеральным законам. На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", было принято во исполнение требования Земельного кодекса РФ и в соответствии с Уставом города Перми.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Устава города Перми администрация города либо уполномоченные органы осуществляют предоставление и изъятие земельных участков в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Пермского края и города Перми.
Согласно п. 1.8.2 Порядка N 260, в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, действующей на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. При этом размер указанного земельного участка не должен превышать 35 кв. м.
Совокупное толкование указанных норм, устанавливающих право органов местного самоуправления по предоставлению находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, в пределах их компетенции для целей, не связанных со строительством, и принятого решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, свидетельствует о том, что после вступления в законную силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10 на территории города Перми не осуществляется предоставление земельных участки для целей, не связанных со строительством, поскольку земельные участки предоставляться могут только исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами.
В данном случае применение законодателем в новой редакции слова "исключительно" свидетельствует об императивном характере нормы и невозможности предоставления земельных участков для размещения иных объектов.
Учитывая, что указанный нормативный акт опубликован в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 7, 07.02.2014, оснований для применения Порядка в редакции решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 91, утратившей свою законную силу на момент принятия отказа, у ответчика не имелось. Довод заявителя о направлении заявления 23.01.2014 не может быть принят во внимание.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на установленный Порядок является правомерным.
При наличии обстоятельств, препятствующих предоставлению земельного участка, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 21.07.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июля 2014 года по делу N А50-8419/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2014 N 17АП-12321/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8419/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. N 17АП-12321/2014-ГК
Дело N А50-8419/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Виноградовой Л.Ф., Макарова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ноздрин И.А. (паспорт, доверенность от 15.10.2013),
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ООО "Траст М",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 июля 2014 года
по делу N А50-8419/2014,
принятое судьей Вихниной М.А.,
по заявлению ООО "Траст М" (ОГРН 1135903002850, ИНН 5903106952)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми,
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "Траст М" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (ответчик) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным; об обязании устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения о возможности предоставления в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью около 820 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, 20 для размещения модульного некапитального объекта бытового обслуживания населения, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В соответствии со ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, Управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми.
Решением суда от 21.07.2014 (резолютивная часть от 14.07.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда 21.07.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вид деятельности заявителя соответствует цели, под которую испрашивается земельный участок - для размещения модульного некапитального объекта бытового обслуживания населения. Доказательств ограничения использования испрашиваемого земельного участка, несоответствия нормативам градостроительного проектирования или техническим регламентам ответчиком не представлено. Заявитель считает, что изменения, внесенные в Порядок предоставления земельных участков, не подлежат применению, поскольку отношения сторон по предоставлению спорного земельного участка возникли 23.01.2014.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на отрицательные заключения функциональных органов. Кроме того, ответчик указывает, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно по причине несоответствия проекту межевания, утвержденному постановлением администрации г. Перми от 10.10.2011 N 583.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми против доводов апелляционной жалобы также возражает, поддерживает доводы отзыва ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 23.01.2014 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 820 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Докучаева, д. 20, на срок 4 года 11 мес. для размещения модульного некапитального объекта бытового обслуживания с приложением схемы расположения земельного участка.
Решением от 17.03.2014 ответчик отказал в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на отрицательные заключения функциональных органов и указав, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническим регламентом запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
Согласно п. 1.7 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
Из пункта 1.6.1 Порядка N 260 (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 130) следует, что предоставление земельного участка невозможно, если, в частности,
- испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц (п. 1.61.1);
- имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей (п. 1.61.11);
- испрашиваемый земельный участок либо его часть находятся в границах существующих автомобильных дорог или автомобильных дорог и улиц, в отношении которых принято решение по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (п. 1.61.13).
Согласно заключениям Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми, Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для целей, не связанных со строительством (в аренду) на срок 4 года 11 месяцев.
При этом в заключении Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми указано, что размещение модульного некапитального объекта бытового обслуживания предполагается на землях общего пользования (тротуар).
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 4.1.12 решения Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми" установлено, что на территории города Перми запрещается препятствовать проходу пешеходов по тротуарам, пешеходным мостикам, подземным пешеходным переходам.
Согласно представленным в материалы дела копии проекта планировки и проекта межевания территории, Дзержинского района г. Перми испрашиваемый земельный участок (N 47) расположен на асфальтовом покрытии (отмечен буквой "А") непосредственно перед баней (смежный земельный участок N 45), иного подъезда (подхода) к зданию бани не указано.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции, Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством на территории г. Перми, является нормативным правовым актом, принятым Пермской городской Думой.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному кодексу, федеральным законам. На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", было принято во исполнение требования Земельного кодекса РФ и в соответствии с Уставом города Перми.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Устава города Перми администрация города либо уполномоченные органы осуществляют предоставление и изъятие земельных участков в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Пермского края и города Перми.
Согласно п. 1.8.2 Порядка N 260, в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, действующей на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. При этом размер указанного земельного участка не должен превышать 35 кв. м.
Совокупное толкование указанных норм, устанавливающих право органов местного самоуправления по предоставлению находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, в пределах их компетенции для целей, не связанных со строительством, и принятого решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, свидетельствует о том, что после вступления в законную силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10 на территории города Перми не осуществляется предоставление земельных участки для целей, не связанных со строительством, поскольку земельные участки предоставляться могут только исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами.
В данном случае применение законодателем в новой редакции слова "исключительно" свидетельствует об императивном характере нормы и невозможности предоставления земельных участков для размещения иных объектов.
Учитывая, что указанный нормативный акт опубликован в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 7, 07.02.2014, оснований для применения Порядка в редакции решения Пермской городской Думы от 29.06.2010 N 91, утратившей свою законную силу на момент принятия отказа, у ответчика не имелось. Довод заявителя о направлении заявления 23.01.2014 не может быть принят во внимание.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на установленный Порядок является правомерным.
При наличии обстоятельств, препятствующих предоставлению земельного участка, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 21.07.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июля 2014 года по делу N А50-8419/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)