Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9779/2015

Требование: О признании постановления незаконным в части, возложении обязанности рассмотреть вопрос и принять решение о предоставлении земельного участка в аренду.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель считает отказ в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка "для производственных целей" незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N 33-9779/2015


Судья Дулинец С.Н.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 апреля 2015 года апелляционную жалобу С. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 22 октября 2014 года по делу по заявлению С. о признании постановления администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 20.06.2014 N <данные изъяты> незаконным в части, возложении обязанности рассмотреть вопрос и принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя С. - О.,

установила:

С. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом имевшего место уточнения требований (л.д. 46 - 47) просил:
1) признать незаконным решение администрации Дмитровского муниципального района Московской области в форме постановления главы Дмитровского муниципального района Московской области от 20.06.2014 N <данные изъяты> "О результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей" в части отказа в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей (п. 2 постановления);
2) обязать администрацию Дмитровского муниципального района Московской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав С. и препятствие к их осуществлению, рассмотреть вопрос и принять решение о предоставлении С. в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011004:297, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей в соответствии с законодательством.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что 30.07.2013 он обратился в администрацию Дмитровского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ему в аренду для производственных целей земельного участка, площадью 25000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>. В ходе рассмотрения данного вопроса Комиссией администрации Дмитровского муниципального района Московской области произведены выбор и обследование испрашиваемого земельного участка и подготовлены материалы предварительного согласования места размещения объектов производственного назначения (акт выбора земельного участка N <данные изъяты> от 30.09.2013, схема его расположения).
Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 30.12.2013 N <данные изъяты> заявителю было предварительно согласовано место размещения объектов производственного назначения, утверждены акт выбора земельного участка и схема его расположения, а также предписано осуществить предоставление земельного участка после проведения государственного кадастрового учета. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.02.2014 с видом разрешенного использования "для производственных целей".
25.02.2014 требуемый пакет документов был подан заявителем в Многофункциональный центр "Дмитровский". Письмом от 28.03.2014 N <данные изъяты> администрация Дмитровского муниципального района Московской области сообщила заявителю о том, что вопрос о предоставлении земельного участка окончательно будет рассмотрен после процедуры проведения публичных слушаний.
19.05.2014 публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для производственных целей были проведены, и 20.06.2014 администрацией Дмитровского муниципального района Московской области по итогам публичных слушаний издано постановление N <данные изъяты> "О результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей", которым отказано в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей.
Заявитель считает данный отказ незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя О. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрация Дмитровского муниципального района Московской области Т. с заявлением С. не согласился.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 22 октября 2014 года в удовлетворении заявления С. отказано.
В апелляционной жалобе С. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции С., представитель администрации Дмитровского муниципального района Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя С. - О., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ст. ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.
Согласно п. 2.2 ст. 16 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Дмитровский муниципальный район Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области от 22.02.2008 N 282/41, предоставление земельных участков гражданам в аренду для производственных и промышленных целей осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Положения предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- проведение публичных слушаний в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными земельным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что 30.07.2013 С. обратился в администрацию Дмитровского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на пять лет под производственные цели земельного участка, площадью 25000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 9).
По результатам рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков на территории Дмитровского муниципального района Московской области (протокол N 9 от 12.08.2013) администрацией Дмитровского муниципального района Московской области произведены выбор и обследование испрашиваемого земельного участка и подготовлены материалы предварительного согласования места размещения объектов производственного назначения.
Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 30.12.2013 N <данные изъяты> С. предварительно согласовано место размещения объектов производственного назначения по адресу: <данные изъяты>; утверждены акт N <данные изъяты> от 30.09.2013 выбора земельного участка и схема его расположения на кадастровом плане территории (приложение N 1 к акту выбора), а также предписано осуществлять предоставление земельного участка после проведения государственного кадастрового учета (л.д. 12, 16 - 17).
07.02.2014 указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "для производственных целей" (л.д. 15).
25.02.2014 требуемый пакет документов был подан заявителем в Многофункциональный центр "Дмитровский" (л.д. 18).
Письмом от 28.03.2014 N <данные изъяты> (л.д. 13) администрация Дмитровского муниципального района Московской области сообщила заявителю о том, что заявление о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка будет рассмотрено по существу после соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (проведения публичных слушаний).
10.04.2014 С. обратился к главе администрации Дмитровского муниципального района Московской области с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей (л.д. 32).
Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 14.04.2014 N <данные изъяты> назначены дата и место проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого заявителем земельного участка (л.д. 14).
19.05.2014 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка для производственных целей.
Как следует из протокола публичных слушаний от 19.05.2014 (л.д. 20), при обсуждении данного вопроса было отмечено, что все предприятия промышленного назначения имеют источники загрязнения окружающей среды, а также источники шума и другие вредные факторы, то есть являются источниками воздействия на окружающую среду обитания и здоровья человека и должны быть удалены как можно дальше от жилой застройки. Кроме того, источниками электроснабжения, водопровода и канализации проектируемого объекта промышленного назначения являются городские сети, которые на сегодняшний день требуют реконструкции и дополнительных нагрузок не выдержат. Также было рассмотрено коллективное заявление жителей Дмитровского муниципального района Московской области о несогласии с предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55.34, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей (л.д. 33 - 34).
20.06.2014 администрацией Дмитровского муниципального района Московской области было издано постановление N 4068-П "О результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011004:297, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей", которым в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей отказано (л.д. 27).
Отклоняя доводы заявителя о том, что на момент принятия оспариваемого постановления испрашиваемый земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для производственных целей", вид разрешенного использования не менялся, следовательно, предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка при решении вопроса о передаче его в аренду не требовалось, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренная действующим законодательством процедура установления вида разрешенного использования земельного участка не была соблюдена.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
Согласно п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Как следует из сообщения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 22.10.2014 N <данные изъяты>, проект планировки территории на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 25000 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, не разрабатывался. Сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка внесены в сведения государственного кадастрового учета ошибочно, так как в соответствии с нормами действующего законодательства основанием внесения сведений о виде разрешенного использования земельных участков, не связанных с индивидуальным использованием, являются результаты публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (л.д. 49).
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет статус "Аннулированный", снят с государственного кадастрового учета 12.08.2014, что подтверждается сообщением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 22.10.2014 (л.д. 48).
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 20.06.2014 N <данные изъяты> "О результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55.34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей" соответствует требованиям действующего законодательства, принято в пределах предоставленных администрации полномочий, в связи с чем заявление С. в указанной части удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы С. не опровергают вышеуказанные выводы суда.
Вместе с тем, решение суда в части отказа в удовлетворении требований "об обязании предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55,34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты> для производственных целей" не может быть признано законным и подлежит отмене, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка в аренду С. не был рассмотрен администрацией Дмитровского муниципального района Московской области по существу, решение по нему не принято.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановить в отмененной части новое решение, которым обязать администрацию Дмитровского муниципального района Московской области рассмотреть заявление С. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55,34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дмитровского городского суда Московской области от 22 октября 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований С. об обязании администрации Дмитровского муниципального района Московской области предоставить в аренду для производственных целей земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55,34 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Постановить в отмененной части новое решение, которым обязать администрацию Дмитровского муниципального района Московской области рассмотреть заявление С. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 25000 +/- 55,34 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для производственных целей в установленном законом порядке.
В остальной части решение суда оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)