Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.04.2015 N 92-АПГ15-2

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель, являясь собственником спорного земельного участка, указывает на то, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. N 92-АПГ15-2


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 23 декабря 2014 года, которым удовлетворено заявление Ондара Ч.Д. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя заявителя Ондара Ч.Д. - Оюн К.Д.-О., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ондар Ч.Д., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под магазин, расположенного по адресу: Республика <...> <...> район, пгт. <...>, обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости и возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
К участию в деле привлечены Правительство Республики Тыва, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 23 декабря 2014 года заявление Ондара Ч.Д. удовлетворено. Кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 30 мая 2012 г. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости, путем указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Тыва, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, Ондар Ч.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин, расположенного по адресу: Республика <...> <...> район, пгт. <...>.
Как следует из кадастровой справки, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва от 15 октября 2014 г., кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <...> рубля <...> коп.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, Ондар Ч.Д. обратился с указанным выше заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований истец представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 05 сентября 2013 г. N 910/13 об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный индивидуальным предпринимателем - оценщиком Тас-оол З.К., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 г. составляет <...> рублей, подтвержденный положительным экспертным заключением от 30 октября 2013 г. N 1745/2013-2, подготовленный Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
С учетом фактических обстоятельств дела суд, оценив представленный заявителем отчет от 05 сентября 2013 года N 910/13, подтвержденный положительным экспертным заключением, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, установив кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 г., в размере <...> руб.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, полученными в ходе государственной кадастровой оценки, и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 этого же Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названном случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с поименованной статьей.
Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания), предусмотрено, что в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
Согласно кадастровой справке, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва от 15 октября 2014 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося по адресу Республика <...> <...> район, пгт. <...>, ул. <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин, общей площадью <...> кв. м, составляет <...> рубля <...> коп. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 15.01.2013 г.
Как следует из материалов дела, рыночная стоимость земельного участка определена в отчете от 05 сентября 2013 г. N 910/13, подготовленном индивидуальным предпринимателем - оценщиком Тас-оол З.К., по состоянию на 30 мая 2012 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, следовательно, данный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости указанного земельного участка.
Таким образом, суд принял решение по результатам оценки отчета оценщика и экспертного заключения, которые не могут служить достоверными доказательствами по делу, что является основанием для отмены решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 23 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Ондара Ч.Д. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин, расположенного по адресу Республика <...> <...> район, пгт. <...>, равной его рыночной стоимости, в размере <...> рублей отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)