Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1583/2015

Требование: О признании незаконными акта органа местного самоуправления, бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ, обязании совершить действия.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: На смежных земельных участках расположен жилой дом, принадлежащий заявителю на праве собственности, в связи с чем он имел право приобретения этих участков в собственность. В передаче земельных участков в собственность заявителю было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N 33-1583/2015


Судья: Васина Д.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2015 г. апелляционную жалобу администрации Одинцовского муниципального района Московской области, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района на решение Одинцовского городского суда Московской области от 28 октября 2014 г. по делу по заявлению Г. о признании незаконным постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 29 апреля 2014 г. N 689, бездействия комитета по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района по Московской области и об обязании комитета совершить действия,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В., объяснения представителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области и комитета по управлению муниципальным имуществом этой администрации - П.Л.,

установила:

Г. обратился в суд со следующими требованиями:
- о признании незаконным постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 29 апреля 2014 г. N 689 "Об отмене постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11 октября 2013 г. N данные изъяты "О предоставлении земельных участков Г. для индивидуального жилищного строительства, расположенных в границах Одинцовского муниципального района, с.п. Часцовское, с местоположением в д. Брехово";
- о признании незаконным бездействия комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выраженное в неисполнении требований, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в части не подготовки и не направления в месячный срок Г.:
- - соглашения о расторжении договора N данные изъяты от 10 октября 2012 г. аренды земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства";
- - соглашения о расторжении договора N данные изъяты от 10 февраля 2012 г. аренды земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства";
- - договора купли-продажи земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства";
- - договора купли-продажи земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства";
- об обязании комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 10 (десяти) дней подготовить и направить в адрес Г.:
- - соглашение о расторжении договора N данные изъяты от 10 октября 2012 г. аренды земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства";
- - соглашение о расторжении договора N данные изъяты от 10 февраля 2012 г. аренды земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства";
- - договор купли-продажи земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства";
- - договор купли-продажи земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для индивидуального жилищного строительства".
В обоснование заявленных требований Г. указал, что на указанных смежных земельных участках расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, в связи с чем на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации он имел право приобретения этих участков в собственности. Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11 октября 2013 г. N данные изъяты был решен вопрос, связанный с возможностью передачи этих участков в его собственность, однако данное постановление было отменено самой администрацией 29 апреля 2014 г. при отсутствии оснований для этого.
Определением от 07 июля 2014 г. постановление по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Одинцовского городского суда Московской области от 08 мая 2014 г. по делу N данные изъяты. Определением от 10 октября 2014 г. производство по делу возобновлено в связи с выступлением указанного решения суда в законную силу.
Заявитель Г. в судебное заседание в суде первой инстанции не явился, его представитель настаивал на удовлетворении требований.
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и комитет по управлению имуществом этой администрации своего представителя в судебном заседании не направили, были извещены.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 28 октября 2014 г. заявленные Г. требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Одинцовского муниципального района Московской области и комитета по управлению имуществом этой администрации просят об отмене указанного решения как необоснованного и незаконного.
Представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области и комитет по управлению имуществом этой администрации П.Л. в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Г. и его представитель в судебное заседании не явились, были извещены,
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области и комитета по управлению имуществом этой администрации - П.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 этого Кодекса определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 475.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 07 сентября 2012 г. N данные изъяты С. предоставлен в аренду сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером данные изъяты, площадью 2500 +- 35 кв. м, расположенный по адресу: данные изъяты. Во исполнение этого постановления Комитетом по управлению муниципальным имуществом данной администрации с С. заключен договор аренды указанного земельного участка - от 10 октября 2012 г. N данные изъяты. 06 февраля 2013 г. С. заключил с Г. договор о передаче Г. прав и обязанностей по названному договору аренды земельного участка. Передаточный акт подписан сторонами 06 февраля 2013 г. 12 марта 2013 г. произведена государственная регистрация указанного договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10 октября 2012 г. N данные изъяты.
Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 29 декабря 2011 г. N данные изъяты П.М. предоставлен в аренду сроком на 25 лет для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером данные изъяты, площадью 2500 +- 35 кв. м, расположенный по адресу: данные изъяты. Во исполнение этого постановления Комитетом по управлению муниципальным имуществом данной администрации с П.М. заключен договор аренды указанного земельного участка - от 10 февраля 2012 г. N данные изъяты. 24 июня 2012 г. П.М. заключил с Г. договор о передаче Г. прав и обязанностей по названному договору аренды земельного участка. Передаточный акт подписан сторонами 24 июня 2012 г. 22 августа 2012 г. произведена государственная регистрация указанного договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10 февраля 2012 г. N данные изъяты.
Согласно свидетельству о регистрации права собственности от 11 июля 2013 г. данные изъяты Г. является собственником жилого дома, с назначением: жилое, 1-этажного, общей площадью 24 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты.
28 августа 2013 г. Г. обратился в администрацию Одинцовского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность вышеназванных земельных участков, находящихся у него в аренде и занятых жилым домом, принадлежащим ему на праве собственности. Каких-либо данных о том, что Г. не был представлен полный пакет необходимых документов, в материалах дела не имеется.
Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11 октября 2013 г. N данные изъяты комитету по управлению муниципального имущества этой администрации поручено заключить с Г. соглашения о расторжении договоров аренды земельного участка от 10 февраля 2012 г. N данные изъяты и от 10 октября 2012 г. N данные изъяты (пункт 1). Названным правовым актом также постановлено, что указанные земельные участки, занятые жилым домом, принадлежащим Г. на праве собственности, подлежат предоставлению ему в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства (пункт 2). Кроме того, комитету по управлению муниципального имущества этой администрации поручено заключить с Г. договоры купли-продажи земельных участков, указанных в пункте 2 (пункт 3).
21 октября 2013 г. Г., основываясь на постановлении администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11 октября 2013 г. N данные изъяты, обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о заключении соглашения о расторжении договоров аренды земельного участка от 10 февраля 2012 г. N данные изъяты и от 10 октября 2012 г. N данные изъяты и о заключении договоров купли-продажи земельных участков.
29 апреля 2014 г. постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N данные изъяты отменено вышеназванное постановление администрации от 11 октября 2013 г. N данные изъяты. В обоснование постановления от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты указано на принятие его в порядке самоконтроля и в целях приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов, с учетом акта осмотра земельных участков от 05 февраля 2014 г. и заключения управления архитектуры и градостроительства администрации Одинцовского муниципального района от 18 марта 2014 г. N данные изъяты, которым установлено, что на испрашиваемых Г. земельных участках отсутствуют строения, имеющие признаки недвижимого имущества. При принятии постановления от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты администрация Одинцовского муниципального района Московской области руководствовалась положениями части 4 статьи 7 и статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Московской области от 07 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", распоряжением администрации Одинцовского муниципального района от 24 мая 2006 г. N 535-р.
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и комитет по управлению муниципальным имуществом этой администрации обращались в суд с исковыми требованиями к Г., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о признании недействительным кадастрового паспорта на жилой дом, снятии с кадастрового учета, прекращении права собственности. Решением Одинцовского городского суда Московской области от 08 мая 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 октября 2014 г., в удовлетворении указанного иска было отказано.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для отмены постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11 октября 2013 г. N данные изъяты, указанных в оспариваемом постановлении от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты, не имелось, в частности, с учетом того, что постановление от 11 октября 2013 г. N данные изъяты принято по результатам рассмотрения обращения Г. 28 августа 2013 г. в администрацию и представленных им документов; данных о неполноте пакета документов в материалах дела не имеется; в признании недействительным кадастрового паспорта на жилой дом, снятии с кадастрового учета, прекращении права собственности Г. на жилой дом было отказано вступившим в законную силу решением суда; а также что при рассмотрении данного дела, связанного с оспариванием постановления от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты, не подтвердился содержащийся в этом постановлении вывод администрации Одинцовского муниципального района Московской области о противоречии постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты нормативным правовым актам, указанным в постановлении от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты.
Доводы представителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области и комитета по управлению имуществом этой администрации - П.Л., в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что постановление от 11 октября 2013 г. N данные изъяты противоречит также положениям статьи 33 ЗК РФ и решению Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18 августа 2006 г. N данные изъяты "Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском районе", не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда с учетом следующего. Законность и обоснованность принятия администрацией Одинцовского муниципального района Московской области постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты, в том числе на предмет соблюдения установленных требований относительно предельных размеров земельных участков, в рамках данного дела не проверялась - требования об оспаривании постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты по данному делу не заявлялись. А в оспоренном по рассматриваемому делу постановлении от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты (л.д. 43) отсутствуют какие-либо ссылки на противоречие постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты положениям статьи 33 ЗК РФ и вышеуказанному решению Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18 августа 2006 г. N данные изъяты, а также отсутствуют какие-либо суждения относительно нарушения предельных (максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства в Одинцовском районе, при принятии постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты в отношении земельных участков Г.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Одинцовского городского суда в части признания незаконным постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты является законным и не подлежит отмене.
Вместе с тем, с учетом того, что постановление от 11 октября 2013 г. N данные изъяты г. являлось недействующим в течение определенного периода времени в связи с отменой его оспоренным по данному делу постановлением от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части признания незаконным бездействия комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области по исполнению постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты и в части обязания комитета совершить в течение 10 дней указанные в решении суда действия, направленные на его исполнение. В этой части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении соответствующих требований.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что после восстановления действия постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты, отмененного ранее оспоренным по данному делу постановлением от 29 апреля 2014 г. N данные изъяты, Г. не лишен возможности повторного обращения в администрацию по вопросу исполнения постановления от 11 октября 2013 г. N данные изъяты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 28 октября 2014 г. отменить в части удовлетворения заявления Г. о признании незаконным бездействия комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выраженное в неисполнении требований, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в части не подготовки и не направления месячный срок Г.:
- соглашения о расторжении договора N данные изъяты от 10 октября 2012 г. аренды земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства;
- соглашения о расторжении договора N данные изъяты от 10 февраля 2012 г. аренды земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства;
- договора купли-продажи земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства;
- договора купли-продажи земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства;
- и в части обязания комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области в течение 10 (десяти) дней подготовить и направить в адрес Г.:
- соглашение о расторжении договора N данные изъяты от 10 октября 2012 г. аренды земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства;
- соглашение о расторжении договора N данные изъяты от 10 февраля 2012 г. аренды земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства;
- договор купли-продажи земельного участка, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты, кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства;
- договор купли-продажи земельного участка площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: данные изъяты. Кадастровый номер данные изъяты, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении заявления Г. - отказать.
В остальной части решение Одинцовского городского суда Московской области от 28 октября 2014 г. оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)