Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-26711/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, г. Самара (ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее - ИП Поляков О.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) от 27.08.2013 N 12-1/2482/11-а об отказе в предоставлении земельного участка площадью 10 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, под установку временного торгового киоска "Яйцо" и понуждении по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка под установку временного торгового киоска "Яйцо" в аренду в соответствии с действующим законодательством на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минимущество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.09.2011 ИП Поляков О.Н. обратился в Минимущество с заявлением N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, приложив к нему предусмотренные законом документы.
Данное заявление в установленные сроки Минимуществом рассмотрено не было, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2012 по делу N А55-21761/2011 признано незаконным бездействие Минимущества, выразившееся в не рассмотрении заявления ИП Поляков О.Н., на Минимущество возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя от 06.09.2011 N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по существу.
Минимущество решением от 05.09.2012 N 12-1/2482/11-а отказало предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка в аренду, поскольку в результате осмотра испрашиваемого заявителем земельного участка выявлено, что на данном земельном участке установлен временный киоск, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 10.08.2012 N 1743, в связи с чем по мнению Минимущества, испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Посчитав указанное решение незаконным, ИП Поляков О.Н. обратился в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2013 по делу N А55-33197/2012, вступившим в законную силу, решение Минимущества от 05.09.2012 N 12-1/2482/11-а об отказе ИП Полякову О.Н. в предоставлении земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного в районе дома N 135 по ул. Стара-Загора Промышленного района г. Самара Самарской области, в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией признано незаконным, суд обязал Минимущество по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-33197/2012 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Минимущество решением от 27.08.2013 N 12-1/2482/11-а вновь отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку на спорном земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов.
ИП Поляков О.Н., полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают в Минимущество заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Минимущество в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Как правильно указано судами, на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2010 по делу N А55-34747/2009 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение от 27.09.2010 N РД-840 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 10 кв. м на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Стара-Загора по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 для использования под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента".
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24.06.2011 с присвоением кадастрового номера 63:01:0714003:1006.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что Минимуществом не соблюден порядок предоставления спорного земельного участка в аренду под установку временного объекта.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду невозможно, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено размещение нестационарного объекта на спорном земельном участке, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Предприниматель обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта задолго до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, в связи с чем по смыслу вышеуказанных норм, факт наличия или отсутствия его в данной схеме не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Минимущества противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы ИП Полякова О.Н.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2014 по делу N А55-20502/2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А55-26711/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-26711/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу N А55-26711/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-26711/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, г. Самара (ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее - ИП Поляков О.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) от 27.08.2013 N 12-1/2482/11-а об отказе в предоставлении земельного участка площадью 10 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, под установку временного торгового киоска "Яйцо" и понуждении по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка под установку временного торгового киоска "Яйцо" в аренду в соответствии с действующим законодательством на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минимущество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.09.2011 ИП Поляков О.Н. обратился в Минимущество с заявлением N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, кадастровый номер 63:01:0714003:1006, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, приложив к нему предусмотренные законом документы.
Данное заявление в установленные сроки Минимуществом рассмотрено не было, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2012 по делу N А55-21761/2011 признано незаконным бездействие Минимущества, выразившееся в не рассмотрении заявления ИП Поляков О.Н., на Минимущество возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя от 06.09.2011 N 12-1/2482/11-а о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по существу.
Минимущество решением от 05.09.2012 N 12-1/2482/11-а отказало предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка в аренду, поскольку в результате осмотра испрашиваемого заявителем земельного участка выявлено, что на данном земельном участке установлен временный киоск, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 10.08.2012 N 1743, в связи с чем по мнению Минимущества, испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Посчитав указанное решение незаконным, ИП Поляков О.Н. обратился в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2013 по делу N А55-33197/2012, вступившим в законную силу, решение Минимущества от 05.09.2012 N 12-1/2482/11-а об отказе ИП Полякову О.Н. в предоставлении земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного в районе дома N 135 по ул. Стара-Загора Промышленного района г. Самара Самарской области, в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией признано незаконным, суд обязал Минимущество по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-33197/2012 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Минимущество решением от 27.08.2013 N 12-1/2482/11-а вновь отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку на спорном земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов.
ИП Поляков О.Н., полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают в Минимущество заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Минимущество в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Как правильно указано судами, на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2010 по делу N А55-34747/2009 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение от 27.09.2010 N РД-840 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 10 кв. м на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Стара-Загора по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 для использования под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента".
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24.06.2011 с присвоением кадастрового номера 63:01:0714003:1006.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что Минимуществом не соблюден порядок предоставления спорного земельного участка в аренду под установку временного объекта.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду невозможно, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено размещение нестационарного объекта на спорном земельном участке, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Предприниматель обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта задолго до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, в связи с чем по смыслу вышеуказанных норм, факт наличия или отсутствия его в данной схеме не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Минимущества противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы ИП Полякова О.Н.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2014 по делу N А55-20502/2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А55-26711/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)