Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2015 N 15АП-15969/2015 ПО ДЕЛУ N А32-45359/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. N 15АП-15969/2015

Дело N А32-45359/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.В.,
при участии:
от истца: представителя Кунщиковой Т.В. по доверенности от 17.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10 августа 2015 года по делу N А32-45359/2014 (судья Данько М.М.)
по иску акционерного общества "Группа Синара" (ИНН 6658252583,
ОГРН 1069658112501)
к ответчику администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367)
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
установил:

закрытое акционерное общество Группа Синара (далее - истец, общество) обратилось с иском к администрации города Сочи об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:60 с указанием арендной платы в размере 1 067 000 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.07.2015, выданной 10.07.2015 ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, в ЕГРЮЛ 09.09.2015 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части, касающейся организационно-правовой формы истца, с ОАО Группа Синара на АО Группа Синара.
Исковые требования мотивированы тем, что при заключении договора аренды земельного участка между сторонами возникли разногласия относительно размера годовой арендной платы. Арендодателем размер годовой арендной платы определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 04.04.2014 N 2/53/ОЗ-2014 - 5 382 964 руб. Согласно отчету об оценке N 315 от 22.08.2014, подготовленному ООО "Центр экономических и правовых экспертиз", рыночная стоимость годовой арендной платы составляет 1 067 000 руб.
Решением от 10.08.2015 суд обязал администрацию заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:60 площадью 5700 кв. м с указанием годовой арендной платы на 2014 год в размере 1 330 221 руб. 83 коп.
Суд установил, что в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" размер арендной платы определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка, а не определением ее способом оценки рыночной стоимости годовой арендной платы. Отчет об оценке от 04.04.2014 N 2/53/ОЗ-2014 имеет информацию о рыночной стоимости земельного участка на 04.04.2014 в размере 88 681 455 руб. Суд пришел к выводу, что исходя из указанной стоимости земельного участка и ставки арендной платы в размере 1,5%, размер арендной платы на 2014 год составляет 1 330 221 руб. 83 коп.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить в части удовлетворения исковых требований, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- суд при принятии решения неправильно руководствовался постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края". Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:60 находится в муниципальной собственности,
- пунктами 1, 2 постановления главы г. Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" в редакции, действовавшей в период заключения договора, 2009 - 2012 годы определены периодом поэтапного перехода на рыночную оценку размера годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи. Размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Закона N 135. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:60 не относится к категории земельных участков, указанных в пункте 5.2 постановления N 210 (установлен перечень земельных участков, арендная плата в отношении которых определяется на основании кадастровой стоимости и рассчитывается в процентах), поэтому арендная плата подлежит определению в зависимости от рыночной стоимости земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало, что в преамбуле постановления администрации города Сочи N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" указано, что Правила распространяются и на определение размера арендной платы за земли муниципальной собственности. Пунктом 4.1 Правил утвержден порядок расчета арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка. Суд обоснованно применил к правоотношениям сторон нормативный правовой акт администрации (губернатора) Краснодарского края - постановление N 50 от 27.01.2011. Судом правильно применена ставка арендной платы в размере 1,5%.
Дело рассмотрено путем использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Свердловской области.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель жалобы явку представителя не обеспечил, будучи уведомлен о рассмотрении дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.02.2014 администрацией города Сочи принято постановление N 159 "О предоставлении ЗАО Группа Синара в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи ул. Ленина, 233-а во исполнение решения суда" (л.д. 25 том 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013 N А32-35093/2012 на администрацию была возложена обязанность принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:60, подготовить и направить обществу в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду проект договора аренды (л.д. 15-23 том 1).
Администрация направила обществу проект договора N 490000513 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:60 в пользование на условиях аренды, датированный 09.06.2014.
Размер годовой арендной платы в проекте договора аренды определен в размере 5 382 964 руб. (пункт 3.2 договора).
Письмом N 02-01/133 от 14.10.2014 (л.д. 31-32 том 1) общество просило администрацию внести в договор изменения в части размера годовой арендной платы, определив его в сумме 1 067 000 руб. на основании отчета об оценке N 315 от 22.08.2014, подготовленного ООО "Центр экономических и правовых экспертиз" по заявлению общества (л.д. 98-172 том 1).
В связи с несогласованием сторонами условия о размере годовой арендной платы, спор был передан на рассмотрение в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Суд первой инстанции установил, что указанная в договоре аренды годовая арендная плата определена на основании отчета об оценке от 04.04.2014 N 2/53/ОЗ/-2014, подготовленного ООО "Крона" по заказу департамента имущественных отношений администрации г. Сочи (л.д. 79-11 том 2).
Согласно отчету от 04.04.2014 N 2/53/ОЗ/-2014 рыночная стоимость годовой арендной платы составила 5 382 964 руб.
Обществом в материалы дела представлен отчет об оценке N 315, подготовленный ООО "Центр экономических и правовых экспертиз", которым рыночная стоимость годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:60 по состоянию на 15.08.2014 определена в размере 1 067 235 руб. (л.д. 98-171 том 1).
Обсудив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер годовой арендной платы подлежит определению в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, утвержденными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50.
Администрация указывает, что постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 регламентирует порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, тогда как земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:60 находится в муниципальной собственности.
Обсудив доводы администрации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент обращения общества с иском по настоящему делу, было установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения с иском) было предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1). Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3).
В силу пункта 2 постановления главы г. Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" (далее - постановление N 210) размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку земельный участок, испрашиваемый обществом, не относится к категории земельных участков, указанных в пункте 5.2 постановления N 210, в отношении которых необходимо определять арендную плату от кадастровой стоимости земельного участка, то арендную плату следует определять в зависимости от рыночной стоимости земельного участка.
Во исполнение пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, постановлением от 27.01.2011 N 50 главы администрации (губернатора) Краснодарского края утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственной собственности, которая не разграничена на территории Краснодарского края.
Пунктом 2 названного постановления главы администрации Краснодарского края рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края не позднее 1 марта 2011 года привести в соответствие с постановлением свои нормативные правовые акты, а также ранее заключенные договоры аренды земельных участков в установленном законодательством порядке.
03.06.2013 во исполнение данного краевого постановления, администрацией города Сочи принято постановление N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" (далее - Правила г. Сочи). Постановление опубликовано в газете "Новости Сочи" N 92 09.06.2011, и соответственно вступило в силу с указанной даты.
В преамбуле к Правилам указано, что это правила, в том числе, для определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что арендную плату за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:60 следует определять исходя из рыночной стоимости земельного участка, является правильным.
Представленный администрацией отчет об оценке от 04.04.2014 N 2/53/ОЗ/-2014 имеет информацию о рыночной стоимости земельного участка на 04.04.2014 в размере 88 681 455 руб.
В представленном истцом отчете об оценке N 315 рыночная стоимость земельного участка определена на 15.08.2014 в размере 71 149 000 руб.
Сопоставив представленные сторонами отчеты, суд пришел к выводу о правильности применения при расчете арендной платы рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:60 в размере 88 681 455 руб. (на 04.04.2014), указанной в отчете от 04.04.2014 N 2/53/ЩЗ/-2014, подготовленном по заказу департамента имущественных отношений администрации г. Сочи.
Обществом в указанной части выводы суда не оспариваются.
Согласно пункту 4.1 Правил г. Сочи если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края, размер арендной платы на основании рыночной стоимости рассчитывается по формуле: АП = Р х С х Ки, где:
- Р - рыночная стоимость земельного участка, руб., определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды;
- С - ставка арендной платы, %;
- Ки - коэффициент инфляции, определяемый в соответствии с пунктом 5.2 раздела настоящих Правил.
В пункте 5.2 Правил указано, что при расчете арендной платы в год проведения рыночной оценки соответственно Ки принимается равным 1.
Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок относится к прочим земельным участкам со ставкой 1,5%. В отношении указанного вывода сторонами возражения не приведены.
При изложенных обстоятельствах суд правильно определил, что на 2014 год размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:60 составляет 1 330 221 руб. 83 коп. исходя из следующего расчета:
88 681 455 руб. (рыночная стоимость земельного участка на 04.04.2014) х 1,5% (ставка арендной платы) х 1 (коэффициент инфляции).
В пункте 5.1 Правил г. Сочи указано, что при заключении (изменении) договора аренды земельного участка, если иное не установлено федеральным законодательством, предусматривается возможность пересмотра арендной платы за земельный участок в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае изменения уровня инфляции - ежегодно.
В соответствии с пунктом 5.2 Правил при расчете коэффициента инфляции Ки применяется коэффициент-дефлятор К1, ежегодно устанавливаемый Министерством экономического развития Российской Федерации для целей исчисления налоговой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Коэффициент инфляции Ки определяется как произведение всех коэффициентов-дефляторов К1 годов, следующих за годом проведения рыночной оценки соответственно.
Исходя из изложенного, суд правомерно удовлетворил требование общества в части обязания администрации в течение месяца с момента вступления в законную силу решения заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:60 площадью 5700 кв. м с указанием годовой арендной платы на 2014 год в размере 1 330 221 руб. 83 руб.
Вывод суда о праве администрации увеличивать размер арендной платы на установленный законом коэффициент инфляции соответствует нормам права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного акта, при рассмотрении дела судом не допущены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 августа 2015 года по делу N А32-45359/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА
Судьи
О.Г.ЛОМИДЗЕ
М.Н.МАЛЫХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)