Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6796/2015

Требование: О признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, обязании внести дополнительные сведения в реестр.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица указала, что ей был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, документы на земельный участок не выдали. На земельном участке был построен дом, однако истица не может оформить право собственности на дом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N 33-6796/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.
судей Киньягуловой Т.М., Милютине В.Н.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Е. - К. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Е. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (ФЕБУ "ФКП Росреестра"), филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, обязании внести дополнительные сведения в Государственный реестр недвижимости по земельному участку отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

установила:

Е. обратилась с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, обязании внести дополнительные сведения в Госреестр недвижимости по земельному участку. В обоснование заявленных требований истица указала, что в дата г. ей был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в селе адрес из земель населенных пунктов, общей площадью ... кв. м, документы на земельный участок не выдали. В этом же году на данном земельном участке истцом был построен дом общей площадью ... кв. м и хозяйственные постройки, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, где с указанного времени она проживает со всей своей семьей. Актами органов государственной власти село ... было включено в адрес переименована на адрес право собственности на дом истица не может в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок. В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от дата истцу принадлежит земельный участок на праве собственности для ведения личного подсобного хозяйства, о чем сделана запись до дата г., земельный участок на основании межевого плана от дата поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N ... и выдан кадастровый паспорт без указания данных о том, к какой категории земель относится данный земельный участок и не указан вид разрешенного использования, ответчиками на обращения истца о предоставлении земельного участка в собственность предложено предоставить правоустанавливающие документы на дом и земельный участок, истица зарегистрирована и проживает по адресу: адрес с дата г. На основании изложенного просила признать право собственности на земельный участок площадью ... кв. м, кадастровый номер N ..., расположенный по адресу: адрес за Е., обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РБ внести дополнения в Государственный кадастр недвижимости по земельному участку, расположенному по адресу: адрес, кадастровый номер N ..., в разделы: категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Е. - К. просит решение суда отменить ввиду незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Е. - К., поддержавшего жалобу, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - М., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Основаниями возникновения прав, в том числе права собственности на землю у граждан, согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ могут быть акты органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент рассмотрения дела, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Как следует из материалов дела, истица Е. утверждает, что на основании выписки из похозяйственной книги от дата ей представлен в собственность земельный участок площадью ..., расположенный по адресу: адрес, назначение земель: земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге Черкасовского с/совета Уфимского района РБ сделана запись за дата г.г. (л.д. 15).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата N ... земельный участок по адресу: адрес имеет кадастровый номер N ..., площадью составляет ... кв. м, разрешенное использование не определено, в строке "разрешенное использование" сведения отсутствуют, также не установлена категория земли. (л.д. 31 - 32).
Из указанного кадастрового паспорта следует, что данный земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа. Зона специального назначения, реестровый номер N ..., индекс N ..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан" от дата N ...
Так же входит в Зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер, N ...", N ..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения совета ГО г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ от дата N ...". В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "РБ, г. Уфа, Водоохранные зоны рек, реестровый номер, N ... N ...", N ... сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение совета ГО г. Уфа РБ О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ от дата N ... (л.д. 32).
В дата году истица Е. обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность вышеуказанного земельного участка.
Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ N ... от дата истице Е. отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22.08.2008 г. испрашиваемый земельный участок расположен в зоне специального назначения "СП-2", предназначенной для организации и озеленения санитарно-защитных зон. Градостроительный регламент, установленный для данной зоны, не предусматривает разрешенное использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и нормам 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года N 10, СанПиН определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Поскольку испрашиваемый земельный участок входит в водоохранную зону, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения совета ГО г. Уфа РБ дата ..., то предоставление спорного земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства влечет за собой нарушение режима использования территории водоохранной зоны и прибрежно-защитной и береговой полос водного объекта, негативно сказывается на санитарном и экологическом состоянии водных объектов, влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из земель водоохранной зоны, в материалах дела не имеется.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Кроме того, предъявляя требования о признании право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства по указанному выше адресу: РБ, адрес, истица ссылается на выписку из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок от дата (л.д. 15).
Как видно из выписки из похозяйственной книги от дата., Е., проживающей по адресу: адрес, предоставлен земельный участок ... га, по адресу: адрес, назначение земель: земли населенных пунктов, а также в выписке указано, что в похозяйственной книге Черкасовского сельсовета Уфимского района РБ сделана запись за дата г.г. (л.д. 15).
А из архивной выписки от дата следует, что в похозяйственной книге Администрации Черкасского сельсовета по адресу: адрес значится состав семьи: глава семьи ФИО2, ... ФИО7, ... ФИО8, сведения в графе "земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектара)" - отсутствуют (л.д. 40).
Согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ N 345 от 11.10.2010, ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Исходя из п. 7 Порядка записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
Пунктом 24 Порядка ведения похозяйственных книг предусмотрено, что, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках указывается номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.
Форма выписки из похозяйственной книги утверждена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2012 г. N П/103, согласно которого о наличии у гражданина права на земельный участок в форму вносятся реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок при наличии сведений в похозяйственной книге.
Анализируя вышеприведенные положения, судебная коллегия считает, что для выдачи выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок необходимо непосредственное установление основания предоставления гражданину данного земельного участка.
Между тем, как видно из представленной истцом выписки из похозяйственной книги от дата., в ней отсутствуют сведения об основании предоставления истице земельного участка, не указаны реквизиты документа, на основании которого внесена запись в похозяйственную книгу, нет сведений о наличии права заявителя на земельный спорный участок.
Следовательно, судебная коллегия считает, судом первой инстанции обоснованно не признана в качестве допустимого и достоверного доказательства представленная истцом выписка из похозяйственной книги от дата., поскольку указанный документ по форме и содержанию не отвечает требования закона, тем более истцом представлены документы, содержащие противоречивые данные о месте нахождении испрашиваемого земельного участка (л.д. 40).
По смыслу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ для признания права собственности на земельный участок на бесплатной основе последней необходимо представить доказательства о предоставлении в установленном порядке земельного участка в бессрочное пользование до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Поскольку такие доказательства о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса РФ не предоставлены суду, то суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на земельный участок.
Что касается требований о возложении обязанности на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ" внести дополнения в Государственный кадастр недвижимости по земельному участку, расположенному по адресу: адрес, кадастровый номер N ... в разделы: категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, то судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, то есть проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер.
Согласно абзаца 3 подпункта 10 статьи 3 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 года N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Также в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений.
С учетом положений приведенного закона следует вывод о правомочности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устанавливать и изменять вид разрешенного использования, то есть в судебном порядке установление разрешенного вида использования земли не предусмотрен, заявителю следует обратиться в соответствующий орган местного самоуправления.
Кроме того, по сообщению представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" сведения о категории земель уже внесены в ГКН на основании обращения Главы Администрации городского округа город Уфа дата г. (л.д. 58).
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми соглашается судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу законного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Е. К. - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.А.БАТРШИНА

Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
В.Н.МИЛЮТИН

Справка: судья Климина К.Р.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)